«Элементарно» — мультфильм о любви между огнем и водой Антон Долин рассказывает, стала ли эта картина достойной наследницей «Вверх», «Головоломки» и других хитов студии Pixar
На закрытии Каннского кинофестиваля (мы уже рассказывали о победителях этого года) показали новый мультфильм легендарной анимационной студии Pixar «Элементарно». Режиссер Питер Сон рассказывает историю любви двух противоположностей — существ, принадлежащих к стихиям огня и воды, — чьи чувства способны преодолеть любые преграды. Разворачивается этот сюжет на фоне удивительного мегаполиса. Кинокритик Антон Долин разбирается, получился ли «Элементарно» таким же самобытным, как «Душа», «Головоломка» и другие важнейшие мультфильмы Pixar.
Пару десятилетий назад «Шрек» в конкурсе Каннского фестиваля смотрелся как революция — людям было сложно даже привыкнуть к идее, что анимация может быть, во-первых, компьютерной, а во-вторых, предназначенной не только детям. «Элементарно» — новый мультфильм Pixar — на закрытии Канн-2023 выглядел уже совершенно органично. А Питер Доктер, когда-то открывавший фестиваль своим «Вверх», присутствовал на премьере на правах почетного гостя — руководителя студии.
«Элементарно» сделан Питером Соном — режиссером второй волны Pixar. Как и Доми Ши, создательница прошлогоднего «Я краснею», Сон принадлежит ко второму поколению американских эмигрантов: его родители прибыли в США из Кореи. Именно этот опыт он осмысляет в «Элементарно» — фильме гораздо более личном, чем его остроумный дебют «Хороший динозавр». Безупречная модель — соединение персонального бэкграунда автора с социально значимой темой и передовыми технологиями анимации. Вопрос лишь в том, оказался ли Сон готов к тому, чтобы сравняться с основоположниками Pixar.
Тот же Доктер в «Головоломке» осмелился визуализировать и оживить эмоции, в «Душе» — анимировать человеческую душу. «Элементарно» построен на сопоставимой по амбициозности предпосылке. Его герои — первоэлементы, природные стихии, описанные всеми философскими школами, от древнегреческих до индийских и китайских. В фантасмагорическом Городе Стихий сосуществуют четыре народа: огненный, водный, земляной и воздушный. А непосредственный сюжет «Элементарно» связан с любовной историей, в которой считывается архетип «Ромео и Джульетты».
Эмбер (голос Лиа Льюис) рождена огнем — у нее взрывной темперамент, она склонна к сильным и преувеличенным переживаниям, хотя привыкла встречать трудности лицом к лицу и никогда не показывает свои слабости. Уэйд (голос Мамуду Ати) создан из воды — он привык плыть по течению, сентиментален и не стесняется этого, при каждом удобном случае пускаясь в слезы. Но их встреча, несмотря на очевидную опасность — Эмбер может испарить Уэйда, Уэйд способен погасить Эмбер, — складывается в невероятный союз. Чувства между ними настолько сильны, что они вот-вот решатся на самый смелый шаг — друг к другу прикоснуться.
За фантастической и в высшей степени условной предпосылкой можно легко разглядеть реалистическую подоплеку. Город Стихий, состоящий из совершенно непохожих кварталов, — Нью-Йорк, куда когда-то прибыли родители режиссера (или любой другой мультикультурный и многонациональный мегаполис, где всегда найдется место и смешению противоположностей, и радикальной нетерпимости людей друг к другу).
Мы наблюдаем предысторию родителей Эмбер — простых трудяг из Страны Огня, которые с нуля добиваются впечатляющих результатов: они открывают магазин и кафе с лакомствами, привлекая других огненных, но не слишком-то привечая чужаков. Единственная мечта отца Эмбер, который в последнее время быстро устает, много кашляет и явно начал сдавать, — завещать семейный бизнес дочери.
Уэйд, напротив, вырос в благополучной либеральной семье, где рады усадить за общий стол огненную пришелицу. Терпимость и доброта в этом клане настолько всеобъемлющи, что даже начинают раздражать колючую Эмбер.
По сюжетной структуре «Элементарно» устроен как вполне типовая, не слишком оригинальная романтическая комедия о единстве противоположностей и компромиссе как фундаменте отношений. Приключения, связанные с прорванной трубой и последующим наводнением, которое грозит уничтожить огненный квартал, кажутся искусственными добавлениями к слишком уж бесконфликтной интриге. Фильм Сона невольно напоминает, что ключевым элементом лучших произведений Pixar всегда были блестящие нестандартные сценарии — даже если зритель думал об этом не в первую очередь, наслаждаясь прекрасной анимацией. В «Элементарно» же слишком много очевидных ходов и рецептов, и неослабевающая динамика происходящего будто должна отвлекать внимание от шаблонов.
Подлинная сила мультфильма — в удивительном и, кажется, неисчерпаемом мире, который придумали авторы и художники. Они изучали архитектуру и устройство не только американских городов, но и, например, Венеции и Амстердама (надо же было как-то «построить» водный квартал). А потом дали волю фантазии, вдохновившись постройками лучших архитекторов современности — Нормана Фостера, Сантьяго Калатравы, Фрэнка Гери, Даниэля Либескинда. Город Стихий Pixar заслуживает того, чтобы стать в ряд с величайшими выдуманными мегаполисами — от футуристического (по меркам конца 1920-х) в «Метрополисе» Фрица Ланга до киберпанковского в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта.
В то же время есть ощущение, будто эту вселенную недоиспользовали. Слишком уж многое в ней неясно: например, только ли эмигранты живут в Городе Стихий и кто его коренное население? Может быть, земляные, напоминающие толкиновских энтов, — эдакие ходячие деревья? Один из них работает на границе, ставя родителям Эмбер въездной штамп и небрежно одаривая новыми именами, — точно так же поступали нью-йоркские пограничники в конце XIX и начале ХХ века.
Впрочем, о земляных и воздушных, похожих на говорящие облака, мы в любом случае узнаем недостаточно; их постигла судьба Пуффендуя и Когтеврана, о которых мало что известно даже фанатам вселенной Джоан Роулинг. Если «Элементарно» будет успешен в прокате, нет ни малейшего сомнения в том, что Disney продолжит снимать о Городе Стихий фильмы и сериалы — не пропадать же зря такой колоссальной работе.
Остроумные диалоги и несколько фирменно трогательных сцен, неизменно окрашенных мягкой иронией, не дают усомниться — Pixar держит марку, оставаясь самой умелой и сильной из мейнстримных анимационных студий мира. Умение использовать сказочный антураж для разговора о насущном — нетерпимости и расизме, предрассудках и трудном освобождении от них, несовершенстве законов и сложности любой внесистемности — все так же восхищает. Тем не менее после просмотра «Элементарно» кажется, что Pixar рискует из творческой лаборатории превратиться в хорошо организованную фабрику грез, на которой не осталось места кустарным промыслам и по-настоящему рискованной креативности, когда-то сделавших студии репутацию.