Перейти к материалам
истории

«Человеческая природа интересует ее больше, чем пламя революции» Драматург Михаил Дурненков рассказывает о своей коллеге Светлане Петрийчук, которую преследуют за пьесу «Финист ясный сокол»

Источник: Meduza

Светлана Петрийчук — одна из двух фигуранток уголовного дела, заведенного по статье об «оправдании терроризма». Петрийчук — автор пьесы «Финист ясный сокол», по которой режиссерка Женя Беркович поставила спектакль в 2021 году. По сюжету героини пьесы решают уехать в Сирию к представителям «Тридевятого государства», чтобы выйти за них замуж. Обеих фигуранток дела арестовали 5 мая. Спектакль «Финист ясный сокол» в 2022 году получил две премии «Золотая маска». Постановку отметили за работу драматурга и за работу художника по костюмам. По просьбе «Медузы» о Светлане Петрийчук и других ее спектаклях рассказывает ее коллега — драматург Михаил Дурненков.

В 2017 году Света Петрийчук, вполне успешная сценаристка и режиссер, написавшая и снявшая к тому времени несколько документальных и игровых фильмов, прилетела в Москву после рабочей командировки. В аэропорту она поймала такси. За рулем оказался молодой парень Алексей Жиряков, режиссер «Театра.doc». Алексей время от времени бомбил на своей машине, зарабатывая на жизнь и на содержание семьи: театром в принципе заработать сложно, а уж работой в опальном «Театре.doc» и подавно.

«Театр.doc» к тому моменту уже два раза переезжал с места на место, преследуемый московскими властями. Поговаривали, что сам Собянин на совещании приказал сделать так, «чтобы этого театра в Москве не было». Доподлинно известно, что гонения начались сразу же после показа в театре фильма о Майдане в поддержку режиссера Олега Сенцова. 

Все это Алексей, которого худрук «Театра.doc» Михаил Угаров шутливо называл режиссером-таксистом, изложил по дороге Свете, заодно рассказав ей о новом драматургическом семинаре, который будет вести Угаров. Цель семинара была — помочь полузадушенному театру заработать, а также привлечь новых людей и найти единомышленников.

Света, по первому образованию журналист-международник, в то время училась на годичном режиссерском курсе Камы Гинкаса в школе Константина Райкина — там она поняла, что писать ей нравится больше, чем ставить. Еще она посещала творческую лабораторию Gogol School.

Через пару недель после знаменательной поездки Света пришла в «Театр.doc» на драматургические курсы Михаила Угарова, где он учил семинаристов работать с собственными травмами и охотиться за реальностью. 

Как Угаров повлиял на театр в России

Он учил думать независимо Памяти драматурга, режиссера, основателя «Театра.doc» Михаила Угарова

Как Угаров повлиял на театр в России

Он учил думать независимо Памяти драматурга, режиссера, основателя «Театра.doc» Михаила Угарова

Я много раз видел, как драматурги, начинавшие в «Театре.doc» или на независимом театральном фестивале «Любимовка», становились сценаристами и режиссерами в кино и на телевидении. Примерно каждый второй. Но крайне редко профессионалы кино, привыкшие много зарабатывать, понимавшие продюсерскую конъюнктуру и политику каналов, меняли комфорт и легкое отношение к жизни на суровый хлеб театрального искусства. Свету в театре привлекала именно свобода творчества, возможность говорить на любые темы и рассказывать истории, которые важны лично ей. И Угаров был тем педагогом, который призывал обращаться в первую очередь к личному опыту.

«Только ошибки учат», — говорил Угаров. И еще: «Нет неважных событий — поход в магазин возле дома легко может стать таким же источником наблюдений и опыта, как и заграничная поездка». Неизвестно, что именно из сказанного основателем «Театра.doc» дало Свете необходимый толчок, но, по ее собственному признанию, все первые пьесы она придумала именно там, на семинаре Угарова. 

Первый текст — «Вторник короткий день» — тоже был написан за время семинара. Казалось, что это материал зрелого драматурга, который не только абсолютно точно знает, что сказать, но и понимает, как работает театральная условность. 

Пьеса повествует о женщине из Благовещенска, усредненной Тетьтане, которая раз в неделю пересекает границу с Китаем: ее непутевый пьющий сын просит помочь с перевозкой каких-то удобрений. То, что удобрения не что иное, как наркотик спайс, а сын использует Тетьтаню как наркокурьера, зритель и сама героиня догадываются лишь к концу пьесы. 

Независимый фестиваль «Любимовка»

Типичность жизненной ситуации Тетьтани подчеркивается хором жертвенных матерей — персонажей русской классической литературы. Мы слышим голоса Пульхерии Александровны, мамы Родиона Раскольникова, и мамы недоросля Митрофанушки, госпожи Простаковой, а также героини романа «Мать» Пелагеи Власовой — все они выступают адвокатами своих детей, выгораживая их, оправдывая их злые и порой нелепые поступки. Тема любви, которая «долготерпит, милосердствует, не мыслит зла, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», здесь точно та же, что и в «Финисте ясном соколе», где она станет ведущей. 

Видно, что этот парадокс любви сильно занимает драматурга, — он звучит лейтмотивом практически в каждой ее пьесе.

Трагичности простому и сильному рассказу Тетьтани добавляет тот факт, что там, в Китае, она нашла себе еще одного сына, китайца Анцзын, которого тоже называет Андрюшей и которому возит через границу пирожки. Этот сын, в отличие от ее родного, всегда ласков, не пьет, не влезает в неприятности и не бьет свою безропотную мать. 

История заканчивается тем, что родной сын сдает Тетьтаню вместо себя полиции и та, приняв на себя его вину, оказывается в исправительной колонии общего режима и получает работу в библиотеке. Она чинит затрепанные зэчками книги, из которых, по всей видимости, и раздаются голоса вышеупомянутых персонажей. Круг замкнулся. 

Уже на следующий, 2018 год на фестивале «Любимовка», где я работал одним из арт-директоров, стало понятно, что в российском театре появился новый и сильный автор. В шорт-лист из более чем семисот пьес, присланных со всего мира, вошли сразу две пьесы Петрийчук — «Вторник короткий день» и «Во всем виноват Вайнштейн». Нужно было отобрать только одну, и отборщики фестиваля выбрали «Вторник», хотя мне лично всегда больше нравилась пьеса «Во всем виноват Вайнштейн».

В этой пьесе реалистичным языком рассказывалась пугающая история девочки-подростка, которая на спор обвинила пожилого школьного обэжэшника в абьюзе — и довела его до самоубийства (он повесился на дверной ручке в собственной квартире). Щемяще жалко не только погибшего учителя, но и саму девочку — ее мир, полный насилия и обмана, ненависти к покинувшему семью отцу, требовал возмездия. И безобидный обэжэшник, некстати оказавшийся представителем этого мужского мира, пал жертвой разрушительной неутоленной ярости. 

Эта история мне показалась очень смелой в моменте расцвета движения #MeToo. И тут надо сказать еще пару слов о поэтике текстов Светы Петрийчук. 

Тизер спектакля «Во всем виноват Вайнштейн»
Центр театрального мастерства

Все ее пьесы так или иначе можно назвать феминистскими, главные их героини, как правило, женщины, но при этом она сама сохраняла и сохраняет взгляд автора, который находится не на переднем краю борьбы, а старается увидеть всю картину целиком, дать слово каждому персонажу, не позволяя собственной позиции менять реальность. 

В мире социальных революций, про который в любой момент можно сказать «лес рубят — щепки летят», Свету Петрийчук всегда волнуют чувства и судьбы «щепок», что наполняет ее тексты гуманизмом и придает им глубину и широту высказывания. 

На фестивале «Любимовка» текст «Вторника» ставил режиссер Виктор Рыжаков — тогда началось их плодотворное сотрудничество. Для театра «Современник», который он возглавлял, Света позже сделает инсценировку «Театра» Сомерсета Моэма. Ее он позовет вместе с другим драматургом Олжасом Жанайдаровым преподавать на своем курсе в Школе-студии МХАТ. Там же, на фестивале «Любимовка», Света познакомится со своим будущим мужем, режиссером Юрой Шехватовым, который через три года станет арт-директором фестиваля. 

Юрий Шехватов — о задержании его жены

«Боль постоянная. Это жена, которую я могу не увидеть много лет» Драматурга Светлану Петрийчук обвиняют в «оправдании терроризма» из-за спектакля «Финист ясный сокол». Мы поговорили с ее мужем Юрием Шехватовым

Юрий Шехватов — о задержании его жены

«Боль постоянная. Это жена, которую я могу не увидеть много лет» Драматурга Светлану Петрийчук обвиняют в «оправдании терроризма» из-за спектакля «Финист ясный сокол». Мы поговорили с ее мужем Юрием Шехватовым

Спокойная, рассудительная, с теплым и тихим юмором, Света была и есть автором, лишенным революционного пафоса. Человеческая природа в ее бытовом, каждодневном состоянии интересует Петрийчук больше, чем пламя революции. И пожалуй, единственная пьеса, где к подсмотренной реальности добавляется чуть более громкий авторский голос и где все-таки чувствуется этот пафос, — это «Туареги». 

Она повествует о том, как в одной российской деревне женщины перестали терпеть, подняли бунт против мужского произвола и объявили матриархат по примеру обычаев, принятых в берберских племенах туарегов. Фантастичности сюжету добавляют вплетенные в текст пьесы легенды туарегов, и все это поднимает пьесу с феминистских котурнов куда-то еще выше — в вечный спор и вечное несогласие между мужчиной и женщиной. «Скажи, пустыня, можем ли мы быть вместе и не возненавидеть друг друга?» — спрашивает в конце закадровый голос сказителя. 

Ответа нет. 

Потому что не дело драматурга отвечать. Его задача — ставить перед зрителем вопросы, на которые тот должен искать ответы самостоятельно.

После своего звездного дебюта в «Любимовке» Света быстро стала востребованным автором, совершенствовавшим свои приемы от пьесы к пьесе. Особую любовь она испытывает к инсценировкам классических произведений. Как я понимаю, каждый раз она находит интерес в том, чтобы испытать хрестоматийный текст на зубок современности: что работает даже сегодня, а что перестало работать и стало атавизмом? Но и здесь Света не отказывается от своих любимых тем. 

Когда она написала для казахстанского театра «АРТиШОК» инсценировку «Трех мушкетеров» Александра Дюма, режиссер Галина Пьянова с удивлением обнаружила, что Миледи в пьесе Светы остается жива. «Как так? Миледи — это воплощение зла, а зло должно быть наказано!» — удивилась режиссер. На что Света ответила: «Галя, нельзя, чтобы на сцене четыре мужика убивали одну женщину. Зрители не будут на стороне мушкетеров. А они должны оставаться героями. Они не должны убивать женщину. Ведь в XXI веке живем, а не в XVII».

Тандем Светы Петрийчук с Женей Беркович в свете всего вышесказанного не кажется мне случайным, ведь в спектакле по пьесе «Финист ясный сокол» они так прекрасно дополняют друг друга: здесь соединяются глубина и всеохватность тем драматурга и страсть режиссерки к дискуссиям на общественные темы. Общим для них становится интерес к судьбе современной женщины в раздираемом мужскими междоусобицами мире. 

Спектакль «Финист ясный сокол»
Независимый фестиваль «Любимовка»

Тут пора делать какой-то вывод, но мне не хочется даже полемически завершать путь одного из самых сильных российских драматургов и писать очередное «круг замкнулся». 

Я все-таки рассчитываю, что Светлана Петрийчук вернется на свободу, в ряды действующих авторов, и напишет еще множество прекрасных пьес всем нам на радость. 

Могу только присоединиться к тем, кто так же, как и я, считает наспех сляпанную экспертизу пьесы одним из самых нелепых документов и без того нелепого нашего времени, а обвинение — абсолютно абсурдным. Исходя из его логики, легко можно обвинить Достоевского в преднамеренном убийстве, Пушкина — в призыве к грабежам и разбою, а Толстого — в развязывании войны. 

Обвинять автора пьесы, которая с нежностью к человеку рассказывает о невероятном, невозможном, волшебном чувстве — любви, в распространении ненависти можно только с одной целью. Это попытка заставить нас всех молчать и бояться безжалостного, ведущего неправедную войну государства.

Свободу Светлане Петрийчук и Жене Беркович!

«Экспертиза» по делу Беркович и Петрийчук

«Медуза» публикует «экспертизу» по делу об «оправдании терроризма» в спектакле «Финист ясный сокол» В этом документе утверждается, что «радикальный феминизм» так же опасен, как «Исламское государство»

«Экспертиза» по делу Беркович и Петрийчук

«Медуза» публикует «экспертизу» по делу об «оправдании терроризма» в спектакле «Финист ясный сокол» В этом документе утверждается, что «радикальный феминизм» так же опасен, как «Исламское государство»

Михаил Дурненков, драматург, преподаватель