Перейти к материалам
истории

«Украина ничего не сделала плохого для России» 86-летний кубанский священник Виктор Пивоваров выступает против войны. Его церковь называют раскольнической, а с 2014 года после проповедей туда приходят силовики

Источник: Meduza

Виктор Пивоваров — 86-летний архиепископ Российской православной церкви, которую официальная РПЦ считает раскольнической. Он живет в Славянске-на-Кубани Краснодарского края и не скрывает от паствы своего отношения к войне в Украине, которую считает захватнической. После жалобы одной из прихожанок Пивоварова оштрафовали за дискредитацию российской армии. Издания «Новая вкладка» и «Говорит НеМосква» побывали в приходе архиепископа и рассказывают, как священник, всю жизнь боровшийся за свою религию и изучавший Апокалипсис, пытается сопротивляться государству.

Худощавый старец в черной рясе

Славянск-на-Кубани — небольшой город по пути к Азовскому морю. В нем живут около 65 тысяч человек и еще несколько десятков тысяч — в больших станицах вокруг. Местные растят пшеницу и овощи, но только сельским хозяйством рынок труда не ограничен — многие работают на нефтегазовом заводе. Остальные крупные предприятия в городе постепенно закрываются. Горожане называют Славянск-на-Кубани тихим и спокойным местом, где есть все для семейной жизни. Но студенты часто уезжают отсюда в более крупные города.

Свято-Покровско-Тихоновский храм — здание с синим куполом, спрятанное за забором. С улицы его не сразу замечаешь из-за скромного внешнего вида, чего не скажешь о других православных храмах в городе. Воскресным утром после проповеди в нем пусто, лишь одна женщина перед входом повязывает платок.

«Батюшку Виктора ищете? Посмотрите в здании за храмом, он может быть там», — полушепотом советует она.

За церковью стоит небольшой кирпичный домик, перед ним — старая «Лада». Стучу в дверь. На пороге появляется женщина средних лет в длинной юбке и платке. Сначала она предлагает зайти в храм и подождать архиепископа там, но, узнав, что я журналист, приглашает зайти.

Внутри домика несколько комнат, в коридоре сидит пенсионерка в платке. Через стенку женщины гремят посудой. Мне предлагают присесть на голубую скамью у окна в пустой комнате. Рядом — умывальник, в углу напротив — иконостас и холодильник.

Спустя пару минут передо мной появляется худощавый невысокий старец в черной рясе. Тихим голосом он просит сесть слева: одно ухо у него не слышит.

О людях церкви, выступающих против войны

«Те, кто развязал агрессию, — не будут они в раю» В Петербурге арестовали священника, обвиняемого в распространении «фейков» о российской армии. К нему не допускают адвоката

О людях церкви, выступающих против войны

«Те, кто развязал агрессию, — не будут они в раю» В Петербурге арестовали священника, обвиняемого в распространении «фейков» о российской армии. К нему не допускают адвоката

«Многие заходят просто посмотреть»

Виктор Пивоваров родился в 1937 году в крестьянской семье на Алтае. Его отец погиб в первый год войны. Когда мальчику было 14 лет, в их доме поселился «катакомбник» Яков. «Катакомбниками» называли православных верующих, которые в 1927-м отказались подчиняться патриарху Московскому и всея Руси. Советскую власть они называли антихристовой. Свое название движение получило в память о ранних христианах, которые собирались на богослужения в катакомбах — подземных кладбищах римских городов.

Именно Яков познакомил Виктора с христианством. «У меня был наставник, приведший меня к вере, но он пробивал себе путь к спасению в одиночку», — говорит о нем Пивоваров. Под влиянием Якова, будучи еще подростком, Виктор бросил техникум, чтобы не вступать в комсомол. А позже поступил в Московскую духовную семинарию, затем в академию (МДА). Из последней, впрочем, его отчислили за участие в «малой оппозиции» — так тогда называлась группа верующих, которая на Поместном соборе РПЦ 1971 года просила «не избирать в качестве патриарха теперешних членов Священного Синода, продавшихся властям».

Позже отец Виктор служил в разных церквях, в том числе во Франции и в Канаде, помогал епископу Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) Виталию (Устинову). Но сейчас батюшка неохотно вспоминает о каких-либо отношениях с Западом. Его помощник, находившийся рядом, услышав вопросы нашего журналиста про службу за границей, насторожился и сказал, что именно этим уже интересовались силовики около пяти лет назад.

В конце 1990-х РПЦЗ попросила отца Виктора рукоположиться и служить в Краснодарском крае. С тех пор он живет в Славянске-на-Кубани, но под его главенством есть приходы в Муроме, Вятке, Витебске, Санкт-Петербурге и Калязине.

Когда началась «спецоперация» в Украине, архиепископ Виктор сразу осудил ее в своих проповедях. Некоторые из них даже не стали публиковать на сайте церкви, чтобы не было проблем с законом. Батюшке в храме помогает иеромонах Иона, но он предпочитает оставаться в тени. Высокий молодой священник в очках рассказывает, что к ним многие заходят «просто посмотреть», потому что знают антивоенную позицию отца Виктора.

О тех, кто читает антивоенные проповеди

«Прийти в храм и делать вид, что ничего не случилось, невозможно» Костромской священник Иоанн Бурдин — об антивоенной проповеди, за которую его будут судить

О тех, кто читает антивоенные проповеди

«Прийти в храм и делать вид, что ничего не случилось, невозможно» Костромской священник Иоанн Бурдин — об антивоенной проповеди, за которую его будут судить

«Мне скоро на тот свет»

Утром 19 февраля 2023 года архиепископ вел службу в своем храме. В тот день в церковь пришла женщина, которую раньше никто из прихожан не видел. Как вспоминает отец Виктор, она выбежала на улицу посреди проповеди, не дождавшись конца, и начала кричать, что церковь ждут проблемы за политические проповеди.

«Дело в том, что мне скоро на тот свет, я должен свою паству основную, в Славянске, предупредить, чтобы они ни влево, ни вправо не склонялись. И пришлось относительно этого ответить на вопрос, правильно ли мы воюем против Украины. Я им должен был сказать прямо, что войны отличаются: есть священная война, оборонительная, когда нападают враги, а есть, наоборот, захватническая. Различить их можно только как: если под нашими окнами стоят чужие танки, чужие солдаты, значит, мы с ними воюем оборонительно. Если наши танки в ихнем государстве и солдаты еще и дико издеваются, значит, мы оккупанты», — объясняет свою позицию нашему журналисту батюшка.

Уже вечером в храм пришли полицейские, сообщили о заявлении прихожан на священника и составили на архиепископа протокол по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ («публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ»). Отец Виктор считает, что женщину, предположительно написавшую донос, на проповедь «специально подослали».

Помощник архиепископа уточнил, что никто ее больше не видел и кто она — никому не известно. Может, работала на полицейских, а может, случайно зашла в храм — прихожане говорят, что в последнее время в городе много приезжих, особенно украинцев.

«Может, просто Z-патриотка, да еще и приукрасила [слова, сказанные архиепископом на проповеди]», — предположил один из прихожан.

Пока мы беседуем с архиепископом, он говорит тихо, смотря в одну точку перед собой. Иногда прерывается, чтобы перевести дух. Сидя старец сутулится, и мне приходится наклоняться к нему. В такие моменты замечаю, что на черной рясе от времени уже появились небольшие дырки, а на ткань выпадают седые волосы с бороды.

«Следователи, полицейские — они явно в душе солидарны со мной, все видят, что действительно мы ведем войну захватническую, колониальную. Украина ничего не сделала плохого для России. Они теперь будут подсылать мне постоянно агентов. Потому что после второго предупреждения они меня за решетку обещают посадить», — продолжает свой рассказ священник.

24 марта 2023 года судья Славянского городского суда Николай Мироненко признал архиепископа виновным в дискредитации российской армии и оштрафовал на 40 тысяч рублей в доход государства. Эту сумму уже удалось собрать и заплатить штраф. Деньги приносили не только прихожане, но и просто неравнодушные жители города, признались служители церкви.

По словам отца Виктора, храм живет на пожертвования — других источников доходов у него нет. Когда возникли проблемы со штрафом, многие решили деньгами выразить свою антивоенную позицию и поддержать священника.

«Люди незнакомые стали приходить из города, которые сюда не ходили. Говорят, что прочитали про штраф, вот деньги, заплатите. Они сами все понимают», — поделился помощник архиепископа Иона.

При этом жители соседних улиц рассказывают, что не знают никаких подробностей о храме и его настоятеле — просто видели на улице обыкновенную маленькую церковь. А что там происходит внутри, они не в курсе.

Сотрудница магазина напротив храма говорит, что слышала по телевизору о деле против архиепископа, но в суть не вникала: «А что там случилось? М-м-м… А что такое дискредитация?»

«Медуза» отвечала на этот вопрос

Плакат «*** *****» — это теперь «дискредитация» армии, а замена ценников на информацию о погибших — «фейк». Как за это наказывают?

9 карточек

«Их таинства недействительны»

В разговоре батюшка называет себя «истинным священником, находящимся под особой охраной у Бога», последователем митрополита Российской православной церкви (РосПЦ) Виталия (Устинова).

Как объяснили служители храма, в 1918 году Поместный Собор Православной российской церкви избрал патриарха Тихона. Но после прихода к власти коммунистов в 1927 году церковь возглавил Сергий. По словам помощников отца Виктора, с 1927 года церковь поставили под контроль ОГПУ, поэтому повсюду поставили своих агентов, в том числе Сергия.

Из-за прихода Сергия церковь разделилась: одна часть ушла за Тихоном, другая — за новым главой. Сергия не признали многие православные за рубежом и в России, однако на родине сторонников Тихона называли раскольниками и расстреливали, рассказывает иеромонах Иона. Так как Русская православная церковь получила свое название только в 1943 году (раньше она называлась Российской), современные последователи патриарха Тихона решили называть свою церковь по старому образцу — РосПЦ.

«Я нахожусь под особой охраной у Бога. И посланный Богом Христом по откровениям, посланный именно бороться против большевизма, я отступать не имею права. Я посланный Христом, вот такой вот», — объясняет архиепископ Славянский.

Еще в 2011 году в журнале, который издавал отец Виктор, писали: «Церковь не должна заниматься политикой. Однако полная аполитичность не является достоинством духовной жизни. Часто она означает неучастие в нуждах ближних, равнодушие к добру, страх перед властями и примирение со злом».

В Вербное воскресенье в 2023 году внутри Свято-Покровско-Тихоновской церкви — несколько десятков человек. Кто-то ходит сюда давно, а кто-то зашел впервые. Прихожане рассказывают, что не вникали в юридические различия между церквями, а выбирали по душе.

«Этот храм как раньше, когда не требуют деньги. Он и внешне, видите, довольно скромный, и внутри нет „таксы“: сколько дашь — столько дашь. А в новых храмах сейчас все за деньги, это не нравится. Этот ближе по душе», — объясняет выходящая из храма девушка.

В других православных храмах города Свято-Покровско-Тихоновскую церковь считают раскольнической. Всего в городе около десятка православных церквей, несколько протестантских и евангелистских.

Новую православную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Славянске-на-Кубани открыли два года назад. В скромном кирпичном здании только одинокая пенсионерка, которая слышала про батюшку Виктора, но никаких дел с ним не имела.

«Это частная церковь, а частная, сами понимаете… А мы государственная церковь. Мы про них ничего не знаем, у нас с ними отношений нет», — дружелюбно говорит женщина, а затем «бьет» нас с фотографом вербой по плечам.

Более радикально настроены в главном православном храме Славянска-на-Кубани — Свято-Успенском соборе, которому недавно исполнилось 110 лет. На дорожке к храму сидят цыганки, они предлагают купить вербу и просят денег на детей, с которыми они якобы приехали из Украины.

Возле собора стоит мужчина в черной выглаженной рясе, с коричневой кожаной борсеткой. Услышав об отце Викторе, называет его раскольником.

«Есть организация, имеющая право совершать богослужения и таинства и все, что с этим связано, а есть те, которые не имеют ни юридического, ни канонического статуса. Они никаких прав не имеют. Если брать духовную составляющую, раскольники никакой благодатной основы не имеют, их таинства недействительны», — закончив фразу, священник удаляется от храма к припаркованному неподалеку автомобилю Toyota Land Cruiser.

Что думают о войне другие священники

«Позиция РПЦ — извращение идеи христианства» «Медуза» поговорила со священнослужителем Григорием Михновым-Вайтенко, который с начала войны помогает украинским беженцам

Что думают о войне другие священники

«Позиция РПЦ — извращение идеи христианства» «Медуза» поговорила со священнослужителем Григорием Михновым-Вайтенко, который с начала войны помогает украинским беженцам

«Сейчас мы ждем ядерную войну»

В разговоре архиепископ Виктор часто перепрыгивает с темы на тему, но основная его мысль о том, что он ведет борьбу с большевиками с 1964 года. Батюшка считает, что Ленин, Сталин, а сейчас и Путин были одержимы Сатаной и что они являются вестниками Апокалипсиса. Президента он также называет волшебником высшей категории и шаманистом — за то, что в тайге к Путину и Шойгу, по слухам, приходили шаманы совершать тайный обряд.

Священник из Славянска-на-Кубани убежден, что чекисты многие годы выслеживали его и специально создавали проблемы.

«На прямой несгибаемой линии оказалось, что один я. Ни влево, ни вправо. Когда весь наш епископат увели на соединение с Московской патриархией, мне пришлось бороться против этого. Оставался я один и митрополит Виталий (Устинов), я ему помогал в Канаде служить, он уже немощный был, ему девяносто с лишним лет уже было», — вспоминает отец Виктор в беседе с нашим журналистом.

Почти 20 лет архиепископ практически в одиночку продолжает идти против Московской митрополии. После таких испытаний административное дело за дискредитацию армии священника не напугало, а приговор он считает рекламой. Отец Виктор признается, что даже в суде говорил, что ему нужна огласка, чтобы мир заинтересовался его идеями.

«Идеи мои о том, что свергнутый большой красный змей-дракон с неба пал и основал, уже с 1917 года, царство красных большевиков. Это царство Сатаны. С ним мы войну ведем, наша церковь настоящая. Поэтому я желал и просил: „Господи, сделай, чтобы мои труды дошли до людей“. Но Господь все останавливал. И вот сейчас мы ждем ядерную войну, какой пугает нас Путин. А она обязательно начнется», — считает отец Виктор, который всю свою жизнь занимался толкованием Апокалипсиса, изучая Священное Писание и библейские притчи о конце света.

«В Украину вторглись, в Крым»

У церкви в Славянске-на-Кубани уже были проблемы из-за высказываний архиепископа о присоединении Крыма к России. В своей проповеди в апреле 2014-го отец Виктор вспомнил библейскую историю об апостолах Иакове и Иоанне, которые попросили Христа дать им сесть по правую и левую его руки, когда он придет на престол. На это Иисус объяснил, что в мире князья правят народом, но должно быть наоборот.

«Кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом, — цитирует Евангелие от Марка архиепископ. — Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

В своей проповеди священник назвал присоединение Крыма к России «беззаконным захватом», в котором участвовали «агенты влияния» Кремля и «боевики под видом самообороны». По его мнению, референдум не имели права проводить без согласия украинских властей.

После этой службы в кубанскую церковь впервые пришли силовики.

Как российские власти отмечали аннексию Крыма

Проходим в порядке живой очереди В Москве отметили вторую годовщину аннексии Крыма. Репортаж Ильи Азара

Как российские власти отмечали аннексию Крыма

Проходим в порядке живой очереди В Москве отметили вторую годовщину аннексии Крыма. Репортаж Ильи Азара

«С 2014 года на нас в прокуратуру писали. Владыка тогда сказал, что в Украину вторглись, в Крым. Тут написали в местной газете целую статью против владыки, как он не прав, какие украинцы негодяи. И в прокуратуру написали, но не было проверки, не было статьи такой. А сейчас они статью придумали… и всё», — жалуется один из священников храма.

«Я следователям говорил, что, если бы на нас Украина напала, я бы все силы бросил в борьбе против Украины. А так как нападения не было, то я именно так считаю», — поддерживает его отец Виктор.

Архиепископ продолжает жить в Славянске-на-Кубани и служить в своем храме. Здоровье, правда, уже подводит: у батюшки слышит только одно ухо и видит один глаз. Ноги постепенно деревенеют, из-за чего священник с трудом передвигается. Но он говорит, что бояться и молчать не собирается. Причем не только на тему войны, но и о главном труде его жизни — толковании Апокалипсиса.

Батюшка уверен, что нынешние власти вскоре устроят ядерную войну — это он видел во снах. Поэтому он считает своей высшей целью предупредить людей о предстоящей катастрофе: «Апокалипсис до меня никто еще не разъяснил, а мне досталось два учения чудотворцев, я и сам много чудес видел. Я это все поместил, где-то 200 статей, на сайте, несколько книжонок на тему тайны бытия и будущих времен. Мне эти тайны — все, какие не знает мир, — открыты».

Православные священники о полномасштабной войне — в ее первые дни

«Разделение — это дело дьявола» Православные священники из России и Украины рассказывают о своем отношении к войне

Православные священники о полномасштабной войне — в ее первые дни

«Разделение — это дело дьявола» Православные священники из России и Украины рассказывают о своем отношении к войне

«Новая вкладка» и «Говорит НеМосква»

«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!

Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!