Перейти к материалам
Дрейк и The Weeknd в марте 2014 года выступают на стадионе Capital FM Arena в английском Ноттингеме
истории

Слышали новую песню Майкла Джексона? А кавер Канье Уэста на Тейлор Свифт? Искусственный интеллект теперь «пишет» и песни, которые почти невозможно отличить от настоящих. Они набирают миллионы прослушиваний — и лейблы уже требуют запретить ИИ-музыку

Источник: ТАСС
Дрейк и The Weeknd в марте 2014 года выступают на стадионе Capital FM Arena в английском Ноттингеме
Дрейк и The Weeknd в марте 2014 года выступают на стадионе Capital FM Arena в английском Ноттингеме
Ollie Millington/WireImage

В начале апреля в соцсетях появился трек «Heart On My Sleeve» с узнаваемыми голосами Дрейка и The Weeknd. Видео с песней набрало более 15 миллионов просмотров в тиктоке, сотни тысяч прослушиваний на ютьюбе и в Spotify. Правда, сами Дрейк и The Weeknd — обладатели «Грэмми», хорошо знакомые друг с другом, — не имели к этому треку никакого отношения и поначалу даже не знали о его существовании.

Трек «Heart on My Sleeve» сгенерирован искусственным интеллектом. Песня идет чуть больше двух минут, в ней есть куплеты и припев. Текст не содержит грубых грамматических ошибок, в нем даже, судя по всему, спрятаны отсылки к реальным событиям.

Настоящий (если вообще можно так выразиться) автор текста и сгенерированного трека — тиктокер ghostwriter977, который скрывает свою личность. В начале апреля блогер загрузил ИИ-песню на ютьюб и в музыкальные стриминговые сервисы: Apple Music, Spotify, Deezer, Amazon Music и Tidal. А в середине месяца он опубликовал короткий ролик в тиктоке, прямо указав, что трек сделан при помощи ИИ. На пике популярности песня только в Spotify набирала по 300–600 тысяч прослушиваний в сутки.

Слушатели комментировали фейковую песню в Soundcloud и других соцсетях так: «Спасибо за лучшую песню Дрейка за последние несколько лет», «Невероятно, но нейросетевой Дрейк звучит лучше чем реальный», «В какое время мы живем!». О треке «Heart on my Sleeve» написали крупнейшие западные СМИ, Billboard даже назвал ИИ-композицию «самым горячим событием в музыкальной индустрии».

Все это не могло не привлечь внимание музыкальных лейблов. 12 апреля издание Financial Times выяснило, что Universal Music Group (компания — издатель The Weeknd и Дрейка) потребовала у Spotify, Apple Music и других стриминговых платформ блокировать музыку, созданную при помощи искусственного интеллекта. Universal заявила, что «не постесняется принять меры» для защиты авторских прав своих артистов, которые не получают с ИИ-треков никакого дохода.

По расчетам Billboard, за несколько дней легального стриминга «Heart on My Sleeve» тиктокер заработал около 9400 долларов. Однако «автор» не мог получить эти деньги, ведь стриминговые площадки обычно выплачивают роялти не сразу, а только через какое-то время — раз в месяц или квартал. В итоге, по словам источника издания, стриминги могут отказаться от перевода суммы. Впрочем, ни одна из площадок пока не делала официальных заявлений по этому поводу.

При этом 17 апреля стриминги начали удалять ИИ-песню «The Weeknd» и «Дрейка». К моменту публикации материала трек «Heart on My Sleeve» невозможно послушать на официальных стриминговых площадках. Из тикток-аккаунта ghostwriter977 пропали оригинальные ролики. Модераторы постоянно удаляют копии композиции даже из ютьюба, но пользователи загружают их снова.

Однако частичная победа музыкального лейбла всего лишь над одним ИИ-треком едва ли влияет на популярность нового «жанра». Сгенерированные мелодии и песни уже несколько лет появляются в стримингах — и в России, и во всем мире. В последний год, когда генеративные нейросети стали куда популярнее и проще в использовании, создавать такие треки стало совсем легко.

В письмах стримингам Universal жаловалась не на конкретный ИИ-трек, а на угрозы, которые исходят от самой технологии. Анонимный источник объяснял FT причины беспокойства лейблов:

Технологии следующего поколения несут серьезные проблемы [музыкальной индустрии]. Вы можете сказать [нейросети]: сочини песню с текстом как у Тейлор Свифт, вокалом в стиле Бруно Марса, но атмосферой Гарри Стайлса. И нейросеть, обученная на интеллектуальной собственности артистов, выдаст вам песню.

Сам Дрейк отреагировал словами: «Это последняя капля». Он, как и лейбл при общении со стримингами, подразумевал не конкретно «Heart on My Sleeve», а хаотичную ситуацию в целом: нейросетевые фейковые треки с «его» участием заполонили соцсети.

Похоже, нейросетевые песни с нами надолго

Песни, сделанные с помощью искусственного интеллекта и без разрешения правообладателей, принято называть ИИ-каверами (AI covers). Именно так их проще всего найти в ютьюбе, твиттере или тиктоке. Создать такой трек можно в одном из специальных сервисов: все они работают на основе нейросетей, натренированных на голосах известных поп-исполнителей.

Вариаций ИИ-каверов уже накопилось огромное количество. Можно послушать песню «Get Lucky» в исполнении Майкла Джексона, свежий фит с участием еще двоих погибших артистов — рэперов Juice WRLD и XXXTentacion, тикток-хит «Kill Bill» с Арианой Гранде вместо SZA или песню «Vigilante Shit» из нового альбома Тейлор Свифт в «перепевке» Билли Айлиш.

Теперь можно услышать, как бы звучала песня «Umbrella» Рианны в исполнении Бритни Спирс, которая изначально должна была ее петь. Или заставить Канье Уэста перепевать композиции Тейлор Свифт, с которой у него есть давняя история вражды.

Кажется, больше всего на ютьюбе каверов именно с Канье. В его исполнении можно послушать все подряд: и часто перепеваемый джазовый хит «Just the Two of Us», и «Summertime Sadness» Ланы Дель Рей, и «Hey There Delilah» группы Plain White Tʼs (тоже популярный трек для каверов), и «Hello», которую в оригинале поет Адель.

Что не так с Канье Уэстом

Их Гуф Канье Уэст продолжает делать что-то странное — и несет страшные репутационные потери. Но не только репутационные: его состояние уже сократилось на миллиард

Что не так с Канье Уэстом

Их Гуф Канье Уэст продолжает делать что-то странное — и несет страшные репутационные потери. Но не только репутационные: его состояние уже сократилось на миллиард

Главным местом распространения ИИ-каверов остается ютьюб. Дело в том, что лейблы не могут просто так надавить на платформу, принадлежащую компании Google, которая руководствуется законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Чтобы потребовать удаления контента, необходимо обладать правами на него — а, как объясняет издание The Verge, нейросетевые каверы не содержатся в каталогах лейблов и фактически приравнены к оригинальным песням.

Юристам лейблов приходится искать дополнительные причины для блокировок на ютьюбе. К примеру, пишет The Verge, в случае с той же песней «The Weeknd» и «Дрейка» Universal делала акцент на неправомерном упоминании продюсера Metro Boomin. О нем в первом куплете читает нейросетевой Дрейк. Хотя настоящий Metro Boomin действительно работал с обоими артистами, по сведениям The Verge, отношения к ИИ-треку он не имеет.

Музыкальные критики, которые ознакомились с набравшим популярность «жанром», уже предупреждают, что в скором будущем реальные песни от фейковых отличить будет совершенно невозможно. Впрочем, некоторые артисты спокойно к этому относятся. Диджей Дэвид Гетта записал нейросетевой трек с «голосом» рэпера Эминема, а Лиам Галлахер похвалил альбом с ИИ-каверами на творчество группы Oasis. Индустрии еще только предстоит разобраться со множеством юридических вопросов, о чем напоминает репортер New York Times Эфрат Ливни:

Кому принадлежит результат работы генеративного ИИ? Пока что авторские права распространяются только на работу человека, но как быть с чем-то, что опирается на генеративный ИИ? Некоторые разработчики уже заявили, что права на контент, созданный их нейросетевыми инструментами, отстаивают не будут.

По мере того, как использование таких инструментов [на основе ИИ] становится все более распространенным, границы могут размываться. А вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, станут только сложнее.

Сергей Звезда