Перейти к материалам
истории

35 лет назад советские рок-музыканты исполнили песню «Замыкая круг» на «Голубом огоньке» Вот как это выглядит из 2022 года: кто-то из того хора объявлен врагом народа, а кто-то теперь поддерживает войну

Источник: Meduza

Одной из самых знаменитых русских песен о дружбе и единении — композиции «Замыкая круг» Криса Кельми — исполнилось 35 лет. Сегодня сложно поверить, что все советские рок-звезды, участвовавшие в записи тех лет, могли собраться на одной сцене: одних российская пропаганда теперь представляет врагами народа, другие выступают на патриотических Z-концертах. По просьбе «Медузы» музыкальный критик Лев Ганкин изучил историю записи — и выяснил, что общего у этой песни с «We Are The World» Майкла Джексона и Лайонела Ричи, кавером Гарика Сукачева и Александра Ф. Скляра на песню «Я остаюсь» и патриотическим хором в песне «Встанем» певца Shaman.

Новогодний «Голубой огонек» 1987 года был не похож на предыдущие: программа была сверстана как своего рода попурри из музыкальных и актерских номеров, которые снимались не друг за другом в одном пространстве, а буквально где придется — вплоть до Индии, по которой в те праздничные дни гастролировала Алла Пугачева. Необычным вышел и финал.

«Наше эфирное время на исходе, — загадочно произнес в конце песни „Карина“ ее исполнитель Сергей Минаев, — поэтому… Последний новогодний сюрприз!»

Картинка резко поменялась: вместо танцев под перестроечный Hi-NRG на экране возник загадочный Крис Кельми, сидящий за роялем. «Вот одна из тех историй…» — завел он. «О которых люди спорят…» — подхватил Александр Градский. Следующие пять минут представители советской рок-сцены один за другим строчка за строчкой исполняли композицию «Замыкая круг» группы «Рок-ателье», ведомой Кельми. Именно в этой патетической многоголосой версии она стала всенародным суперхитом (помимо нее существовало еще два варианта — более камерный, в исполнении основного состава «Рок-ателье» из одноименного альбома группы, а также инструментальный, для телепередачи «Ритмическая гимнастика»). 

«Замыкая круг» на новогоднем «Голубом огоньке» 1987–1988 года
Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД

Если, несмотря на лоскутную структуру конкретного выпуска, воспринимать «Голубой огонек» как некое единое концептуальное действо, то торжественный хор в финале — естественное, даже напрашивающееся решение. Выразительная мощь приема очевидна как минимум со времен «Оды к радости» в финале бетховенской Девятой симфонии. У Кельми и «Рок-ателье» к тому же была и свежая возможность убедиться в том, как это работает: официальным местом трудоустройства ансамбля был театр «Ленком», где музыканты в числе прочего исполняли рок-оперу «Юнона и Авось» с ее знаменитой заключительной «Аллилуйей». Вероятно, одним из источников вдохновения для новогоднего телепроекта стала как раз «Аллилуйя», а другим — вышедший двумя годами ранее мультиплатиновый хит «We Are the World» авторства Майкла Джексона и Лайонела Ричи, спродюсированный Куинси Джонсом. 

Формально между «We Are the World» и «Замыкая круг» в самом деле много общего. И там и тут в объективе камеры — собранный специально по торжественному поводу all-star band, большинство участников которого довольствуются исполнением одной-единственной строчки, а затем вплетают свои голоса в хор. Обе песни наглядно демонстрируют то, что Маргарита Пушкина, поэтесса, сочинившая текст «Замыкая круг», определила как «секрет простых мелодий»: и там и там — широкая, размашистая мелодическая линия, логичный аккордовый квадрат, непременное разрешение в тонику и повышение гармонии на полтона или тон при выходе на следующий куплет.

Даже между конкретными персонажами двух съемок можно провести параллели: сравнить хотя бы эксцентричную Жанну Агузарову и не менее яркую Синди Лопер, а также Градского и Рэя Чарльза с их импровизированными вокальными «эдлибами» во второй половине каждой из композиций. 

Обе песни, кроме всего прочего, очевидным образом выполнены в жанре манифеста. Правда, манифестируют они не совсем одно и то же. «We Are the World» — благотворительный проект в пользу голодающих Африки. Текст песни — практически агитка: наступает время, когда весь мир должен объединиться, люди умирают, мы обязаны протянуть им руку помощи и так далее. Западный шоу-бизнес охотно играл в эти игры по меньшей мере со времен «Концерта для Бангладеш» Джорджа Харрисона, а к 1980-м, окончательно превратившись в большую индустрию, он стал делать это еще чаще и еще громче: в том же 1985 году сингл Джексона — Ричи был исполнен стоглавым хором на грандиозном концерте «Live Aid», организованном музыкантом и актером Бобом Гелдофом и ознаменовавшем пик рок-благотворительности.

Можно по-разному относиться к пафосу «We Are the World» (Принс, например, счел песню ужасной и отказался участвовать в ее записи, хоть и преподнес затем для итогового альбома под вывеской USA for Africa отдельный трек), но ее посыл прежде всего эмпатический: богатые и знаменитые пытаются помочь бедным и больным. Богоугодная инициатива собрала у микрофона артистов самого разного профиля: белых и темнокожих, молодых и старых, рок- и поп-звезд, выходцев из мира кантри и R&B. Одна из самых ярких находок Куинси Джонса — длящийся целую минуту дуэт-перекличка Стиви Уандера и Брюса Спрингстина во второй части песни: гений грува и хриплый стадионный рокер, аверс и реверс, инь и ян американской популярной музыки. 

Если заокеанские артисты были озабочены сбором средств на помощь пострадавшим от голода в Африке, то для советских песня «Замыкая круг» стала точкой сборки их собственного сообщества. Спустя много лет Пушкина назовет песню «гимном нашему мифическому рок-братству».

До появления в эфире «Голубого огонька» судьбы исполнителей песни складывались по-разному: кто-то, как Градский, был официальным артистом, пусть и со специфической карьерной траекторией, а той же Агузаровой довелось пережить и тюремное заключение, и принудительный труд на лесозаготовках. Не все находились друг с другом в безоблачных отношениях — так, Кельми всего годом ранее распекал хеви-метал на страницах журнала «Ровесник», а теперь как ни в чем ни бывало выступал бок о бок с представителями тяжелого цеха: Виталием Дубининым, Артуром Беркутом и другими.

Так или иначе, песня «Замыкая круг» стала свидетельством того, что перестроечное рок-движение осознало себя таковым — не созвездием ярких одиночек, а полноценной сценой с общей целью и общими эстетическими идеалами. Текст «We Are the World» был обращен вовне — строки Маргариты Пушкиной, напротив, документировали внутреннюю борьбу и одержанную в ней победу: «камни пройденных дорог сумел пробить росток», «мы услышать музыку смогли». 

Андрей Макаревич (объявлен в РФ «иностранным агентом») и бас-гитарист «Машины времени» Александр Кутиков во время выступления коллектива на съемках «Голубого огонька» в 1987 году
Борис Кавашкин / ТАСС

Впрочем, по прошествии 35 лет есть ощущение, что советский рок 1980-х в массовом сознании ассоциируется не совсем с теми артистами, которых мы видим в клипе из «Голубого огонька». Можно констатировать, что, собирая единомышленников и замыкая свой круг, музыканты, появившиеся на экране советского телевидения, не позвали в него героев андеграунда, представителей «поколения дворников и сторожей». Таким образом, композиция Кельми и Пушкиной — это шоукейс специфического среза позднесоветской рок-музыки: лощеной, столичной, высокопрофессиональной, легальной или стремящейся к легализации в системе государственных культурных институтов.

Сам Кельми, как и было сказано, работал в «Ленкоме». К «Рок-ателье» имели прямое отношение также участвовавшие в записи «Замыкая круг» музыканты Павел Смеян и Андрей Давидян. Давидян, кроме того, ранее играл с автором песни «Замыкая круг» в арт-роковом «Високосном лете» — как и еще один фигурант клипа из «Голубого огонька», гитарист и композитор Александр Ситковецкий. Ситковецкий и Градский были членами Союза композиторов СССР, Юрий Горьков, Анатолий Алешин и Юрий Давыдов — выходцы из мира ВИА: «Цветы», «Веселые ребята», «Аракс», «Зодчие»; в «Зодчих» тогда пел и будущий фронтмен «Браво» Валерий Сюткин.

Ованес Мелик-Пашаев, задающий в песне вопрос «Отчего к морям спешит река?» — строго говоря, вообще не музыкант, а менеджер с разветвленными филармоническими связями: среди его клиентов, также поучаствовавших в записи «Замыкая круг», — Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Евгений Маргулис, Константин Никольский, Дмитрий Варшавский. Последний, приписанный в те годы к Марийской филармонии, в 1987-м выпустил одну из первых хеви-металлических пластинок в СССР — «Переступая порог» группы «Черный кофе». Помимо него, за хард-роковый и хеви-металлический фланг на «Голубом огоньке» отвечали уже упоминавшиеся Дубинин и Беркут («Ария», «Автограф»), а также Александр Монин и Григорий Безуглый (оба из группы «Круиз»).

Словом, компания вполне представительная — но не исчерпывающая. В один год с записью «Замыкая круг» состоялся знаменитый фестиваль в Подольске, были сняты фильмы «Рок» Алексея Учителя и «Асса» Сергея Соловьева. Все это — вехи в истории советского рока, но с выступлением на «Голубом огоньке» они образуют почти не пересекающиеся множества. 

Интересно, что спустя несколько лет вчерашний рок-андеграунд породит свой коллективный манифест — песню «Все это рок-н-ролл», исполненную опять-таки целой сборной командой артистов, в том числе Константином Кинчевым, Гариком Сукачевым, Александром Ф. Скляром, Вячеславом Бутусовым и Юрием Шевчуком. Разница между этим треком и песней «Замыкая круг» примечательна и на звуковом, и на поэтическом уровне: там — размеренная фортепианная баллада, здесь — жесткий гитарный блюз-рок, там — философские абстракции, здесь — «педерасты, наркоманы, нацисты, шпана — как один социально опасны и по каждому плачет тюрьма». Рок-братство имени Криса Кельми совершенно точно было в те годы не единственным: по водной глади перестроечной рок-музыки расходились и другие круги. 

Сегодня все они разомкнулись. Кельми и Александра Градского, которым принадлежали две первые строчки песни «Замыкая круг», нет в живых. Андрей Макаревич, в квартире которого, по воспоминаниям участников записи, была сочинена композиция, выступил против войны с Украиной и был объявлен «иностранным агентом». А Александр Иванов, бывший солист группы «Рондо», певший ключевую строчку про пробивающийся сквозь камни росток, поучаствовал в нескольких концертах под вывеской «Zа Россию» и сказал, что «все артисты сейчас должны заниматься самым главным делом: как наши предшественники в 1940-х годах, ездить на передовую, петь для ребят в окопах и госпиталях». 

Впрочем, сама форма коллективного музыкального высказывания по-прежнему востребована — меняется лишь пафос этих высказываний и исполнительский состав. После 24 февраля 2022 года в России были записаны и изданы как минимум две подобных композиции: «Я остаюсь» Гарика Сукачева (кавер-версия старинной песни Анатолия Крупнова) и «Встанем» певца Shaman. Стилистически между ними немного общего: первая — залихватский ска-панк с дудками, вторая — патетическая баллада, сколоченная на продюсерских мощностях центра Игоря Матвиенко. Но есть и пересечения: схожая структура (десятки артистов по очереди оказываются у микрофона) и патриотический заряд, правда, разной силы. 

Формальный повод для записи «Я остаюсь» — 30-летие самой песни: Анатолий Крупнов сочинил ее в начале 1990-х, и контекст той эпохи здесь, разумеется, невозможно игнорировать. С распадом СССР и открытием границ прочь из страны массово потянулись в том числе музыканты — кстати, в их число вошли и многие исполнители композиции «Замыкая круг»: Ситковецкий, Агузарова, Алешин, Варшавский, Беркут. На этом фоне Крупнов сделал иной выбор, причем, что важно, — нонконформистский или, по крайней мере, ощущавшийся таковым: в «Я остаюсь» слышна бесшабашная решимость человека, осознанно идущего на риск («И пусть я немного боюсь, но я, я остаюсь»).

Свежий кавер сделан с безусловной любовью к оригиналу — видеоряд, снятый в 2022-м в телестудии программы «Квартирник у Маргулиса», перемежается архивными черно-белыми съемками авторского исполнения песни. Но главному — тому самому ощущению рискованного, неочевидного жизненного выбора — в нем взяться неоткуда. Ведь риску в России «эпохи СВО» подвергают себя не бодрящиеся рок-патриоты, а совсем другие артисты — те, кто протестуют против российской агрессии и сопутствующего ей патриотического угара или как минимум рефлексируют ее на свой манер, с лица необщим выраженьем

Кавер 2022 года на «Я остаюсь»
IGORSUKACHEV

В отличие от «Я остаюсь», «Встанем» — не признание в любви родным осинам, а незамутненная, дистиллированная апология войны: лица проглотивших аршин певцов и певиц на экране сменяются танками и самолетами, выполняющими боевые задания на территории Украины.

Интересно, что между составами, записавшими две композиции, обнаруживается одно прямое пересечение: в обеих сессиях участвовал фронтмен группы «Ва-банкъ» Александр Ф. Скляр. Политическая позиция Скляра давно известна, но если в «Я остаюсь» он находится среди себе подобных, рок-музыкантов «нашерадийного» формата, то в песне «Встанем» видный представитель компании, когда-то спевшей «Все это рок-н-ролл», обнаруживает готовность сыграть и на чужом поле, замыкая круг с Николаем Басковым, Стасом Михайловым и Надеждой Бабкиной. Условием участия в такого рода копродукциях для него, таким образом, сегодня становится идеологическая, а не творческая близость. 

Правда, примерно то же самое — с поправкой на повод для выступления — можно было сказать и о песне «We Are the World». Эл Джерро, джазовый певец, исполнивший в том проекте одну из строчек своим неповторимым бархатным голосом, вспоминал, как осмелился во время записи подойти к Бобу Дилану и выразить свое почтение — Дилан в ответ не удостоил его и взглядом. Маргарита Пушкина знала, о чем говорит: наивно ожидать, что музыкальные сборные солянки вроде «Замыкая круг» могут в действительности стать фундаментом какого-либо духовного братства. По преимуществу это утилитарные, функциональные проекты, преследующие ту или иную ситуативную цель. 

Цель проекта «We Are the World» была достигнута: в июне 1985 года в Эфиопию и Судан вылетел самолет с продовольствием, одеждой и медикаментами. Эффект выступления советских рок-музыкантов на «Голубом огоньке» труднее измерить в долларах или килограммах, но и он, очевидно, был: популярная музыка прочно закрепилась на телевидении — за «Музыкальным рингом» последовали «Программа „А“», «МузОбоз», ретрансляция клипов с MTV и другие форматы. Песня «Замыкая круг» не совершила революции, но, по крайней мере, стала точкой на таймлайне советской и российской рок-истории, знаком легитимизации в культурном пространстве страны ранее некомильфотных звуков и образов. 

Композиция «Встанем», в свою очередь, легитимизирует в том же самом пространстве текущий государственный нарратив, уподобляющий российско-украинскую войну Великой Отечественной, — на то, чтобы превратить его из маргинального в мейнстримный, с 24 февраля усердно работает вся пропагандистская машина. Впрочем, если судить по комментариям на ютьюбе (очень сомнительная социология, но с другой в России сегодня сложно), процесс идет не очень гладко.

Этическую оценку выступлению Shaman, Скляра и других артистов совсем нетрудно дать уже сейчас. Насколько успешно оно выполняет поставленную идеологическую задачу, еще предстоит установить. 

Вот еще одна песня, вокруг которой можно сплотиться

«Хочу перемен!»: как песня «Кино» превратилась в главный политический лозунг в России — и почему Цой этого вообще-то не хотел

Вот еще одна песня, вокруг которой можно сплотиться

«Хочу перемен!»: как песня «Кино» превратилась в главный политический лозунг в России — и почему Цой этого вообще-то не хотел

Лев Ганкин