«Капельник» — российский сериал о враче-анестезиологе, который с помощью капельниц «оживляет» богатых клиентов Поначалу хулиганский боевик к финалу становится трогательным и сюрреалистичным. И это редкость
На российской стриминговой платформе Premier вышли все эпизоды сериала «Капельник» о враче-анестезиологе, который ездит по Москве и приводит в чувство богатых и знаменитых клиентов. Автор идеи шоу — блогер Ида Галич (кстати, про тикток в сериале тоже много всего). Рассказываем, чем примечательна эта работа, которая к финалу превращается из веселого треша в трогательную мелодраму.
Шестисерийный сериал «Капельник» сложно обвинить (как некоторые другие отечественные проекты) в том, что он избегает актуальных тем. Но помимо того, что он пытается показать российские реалии, эту гидру со множеством голов (коррупция, бандитизм, зависимости), он еще и выходит за рамки реализма в пространство воображаемого.
Режиссер — бывший кавээнщик Илья Аксенов («Родные», сериал «Мир! Дружба! Жвачка!»), автор идеи — телеведущая и блогер Ида Галич. По словам создателей, «Капельник» вдохновлен реальными историями из мира шоу-бизнеса (с которым Галич знакома хорошо). Сам Аксенов признается, что ему было интересно снять историю об «изнанке» этой вселенной «с вполне документальными подтверждениями». Впрочем, «Капельника» все же стоит воспринимать исключительно как художественное произведение.
Главный герой — Иван Лобачев, тот самый капельник, анестезиолог-реаниматолог, который ставит на ноги богатых наркозависимых с помощью внутривенных вливаний. Он говорит реже любых других персонажей и предельно сдержан в жестах и мимике. В прошлом Лобачев и сам боролся с зависимостью, его девушка погибла, а ее мать буквально парализовало от горя. Но актер Денис Прытков (сериал «Инсомния») играет капельника без надрыва. Его герой — медиатор, посредник между окружающими, бьющимися в истерике (порой даже слишком часто для одного сериала).
Лобачев всегда невзрачно одет — в скучный темно-серый свитер, необязательно отсылающий к Даниле Багрову, а скорее добавляющий герою отстраненности и намекающий на его безразличие к окружившему его миру лоска. Иногда кажется, что еще немного — и он просто исчезнет, растворится в кадре. Это свойство подчеркивает его главное внутреннее качество — непонятно откуда взявшуюся глуповатую честность, она в мире «Капельника» тоже редкая, исчезающая птица.
Герой быстро погружается в мир богатых и знаменитых, обитающих вне закона и на грани между жизнью и смертью. Его новая клиентка — богемная блогерша Алко (Анастасия Резник), потерявшая близкого человека и связь с отцом-алкоголиком. Ее хищный менеджер тоже на самом деле переживает семейную драму — тоскует по дочери, увезенной в США. Еще один важный второстепенный герой — напарник капельника, оптимистичный водитель такси, потерявший руку (его сыграл непрофессиональный актер с инвалидностью Никита Никитин, получивший приз «Открытие „Пилота“» на одноименном фестивале в этом году).
Больница, в которой работает Лобачев, насквозь продажна — именно местный главврач и организовал весь капельный бизнес. Лобачев работает, разумеется, нелегально и часто без особого смысла: ставит пациента на ноги, а тот принимает снова, садится за руль и сбивает пять человек насмерть. Обращение к закону в этой системе не работает, это показано в истории другой героини — Полины, сталкивающейся с миром полицейских, которые ловят наркоторговцев и при этом сами же торгуют наркотиками. Мир замыкается, и в какой-то момент кажется, что выхода из него нет, — не сможет же Иван в одиночку противостоять этой системе?
Сюжетные линии довольно изящно и динамично закручены вокруг наркотиков, вечеринок, тиктока, рехабов и продажных полицейских. Шесть серий неизбежно меняют (порой в неожиданную сторону) всех персонажей, но не самого капельника — он стоит на своем, как скала. Авторы сценария сталкивают трагедию и комедию, карикатуру и русскую хтонь — при этом «Капельнику» удается избежать назидательности. В одной из сцен негодяй, обокравший Лобачева, под кайфом признается, как сильно любит и капельника, и его водителя, а деньги считает злом (и выкидывает их в окно).
Во время просмотра невольно вспоминается британский «Офис» — три сезона зрители испытывали чувство неловкости за героев, однако создатели шоу подарили им триумфальный, счастливый финал — на первый взгляд совершенно неправдоподобный, но в действительности именно такой, каким он и должен был быть. В «Капельнике» ближе к финалу у всех героев дела идут совсем плохо — тьма сгущается, надежда на счастливый конец тает. И тогда авторы тоже вдруг делают ставку на неожиданный и не слишком правдоподобный финал (обойдемся без спойлеров, но скажем, что в нем фигурирует японская катана). В этот момент сериал выбирается за рамки реализма, и происходит это предельно лихо.
«Капельник» — это добротный сериал, который умело, в отличие от многих других российских телепроектов, сочетает в себе все подряд: и разговор о проблемах современного общества, и развлекательную структуру, и жанровые отсылки (от комедии до триллера).
Вместе с сюрреалистической интонацией в финале сериала Ильи Аксенова появляется и другая — трогательная и пронзительная. Симпатия двух героев — капельника и Алко — даже не кажется избитым клише. Да, в конечном счете авторы проговаривают вечные истины: наркотики — это плохо, пустая инстаграмщина — еще хуже, а любовь победит все. Но в этой откровенной романтичности как будто и прячется надежда, а за ней и оттепель, и капель.