В основном конкурсе Канн, вопреки призывам к бойкоту российского кино, — новый фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского» Что еще ждать от фестиваля
75-й Каннский кинофестиваль, который пройдет с 17 по 28 мая, объявил программу. Фестиваль не стал бойкотировать российских режиссеров на фоне войны в Украине — в основной конкурс вошла картина Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского». Вместе с российским режиссером за «Золотую пальмовую ветвь» поборются Дэвид Кроненберг, Джеймс Грэй и братья Жан-Пьер и Люк Дарденны. Кинокритик Антон Долин рассказывает, чего ждать от фестиваля, проходящего во время войны.
Абсурдная деталь, мимо которой пройти не получится: 75-й Каннский фестиваль откроется фильмом под названием «Z (как Z)». Снял его француз Мишель Хазанавичюс, широко известный по оскароносному «Артисту» и пародийной дилогии «Агент 117», но среди прочего снявший весьма жесткую драму «Поиск» о второй чеченской войне. Однако его новый фильм к текущим событиям отношения не имеет. Z в данном случае — «зомби», это комедия. В ролях — Беренис Бежо и Ромен Дюрис. Канны в своем репертуаре: вспоминается другой зомби-фарс, открывавший фестиваль, «Мертвые не умирают» Джима Джармуша. Однако в контексте войны в Украине название звучит как минимум зловеще.
Программа включает и российские, и украинские картины, что в теории может привести к скандалу или в ближайшие дни, или уже во время фестиваля. Напомним, украинские кинематографисты призывают не к выборочному, а к тотальному бойкоту российского кино — вне зависимости от политической позиции режиссера и финансирования фильма. К примеру, режиссера Сергея Лозницу, который отказался снять свой фильм из программы небольшого фестиваля во французском Нанте, исключили из украинской киноакадемии. Любопытно, как поступит дебютант из Украины Максим Наконечный, работа которого «Взгляд мотылька» претендует на приз «Особый взгляд» и «Золотую камеру», — откажется ли участвовать в одной программе с Кириллом Серебренниковым, чья «Жена Чайковского» отобрана для основного конкурса?
Фильм Серебренникова снят без государственной поддержки, сам режиссер недавно наконец-то был избавлен от уголовного срока и уехал в Европу. Авиньонский фестиваль этим летом представит его «Черного монаха», поставленного в Германии. «Жена Чайковского» — проект, который режиссер вынашивал много лет. Его основа — история несчастливого брака композитора, скрывавшего свою гомосексуальность: табуированная тема для официозной российской культуры. Главную роль исполнил артист «Гоголь-центра» Один Байрон.
Участвует в Каннском фестивале и вышеупомянутый Сергей Лозница. В рамках специальных показов будет представлен его фильм, как всегда сопротивляющийся любым жанровым и видовым определениям, «Естественная история разрушения». Название позаимствовано из знаменитого эссе Винфрида Георга Зебальда, посвященного бомбардировкам Дрездена и других немецких городов в конце Второй мировой войны (Лозница уже отсылал своих зрителей к прозе Зебальда в фильме «Аустерлиц»). Картина состоит исключительно из исторической хроники, ее центральная тема — уничтожение гражданского населения во время войн, — кажется обжигающе актуальной, хотя задумывался фильм еще до вторжения России в Украину.
В основном конкурсе представлены «обычные подозреваемые», в том числе несколько обладателей «Золотой пальмовой ветви» — например, имеющие даже две высшие каннские награды бельгийцы Люк и Жан-Пьер Дарденны с новой драмой о двух африканских беженцах «Тори и Локита». С ними будут состязаться другие победители Канн — румын Кристиан Мунджиу («RMN»), швед Рубен Остлунд (после комедийного «Квадрата» он снял, вы будете смеяться, «Треугольник печали») и японец Хирокадзу Корээда: после коронованных в Каннах «Магазинных воришек» он отправился в мировое турне и сначала снял во Франции «Правду», а теперь «Брокера» в Корее. Сама Корея выдвигает на соискание самой престижной фестивальной награды Пак Чхан Ука — создателя знаменитых «Олдбоя» и «Служанки». Его новая работа называется «Решение уйти».
Два уважаемых патриарха конкурсной программы — 83-летний поляк Ежи Сколимовский с фильмом «ЕО», снятым после семилетнего перерыва, и 79-летний канадец Дэвид Кроненберг, чьи «Преступления будущего» ознаменуют возвращение режиссера после восьмилетней паузы. Причем вернется Кроненберг и к своему любимому актеру Вигго Мортенсену (с ним он работал в «Оправданной жестокости», «Пороке на экспорт» и «Опасном методе»), и к жанру фантастического боди-хоррора, и к замыслу одноименного малобюджетного любительского фильма с точно таким же названием, который он еще совсем молодым режиссером-экспериментатором снял в далеком 1970-м. Также в картине сыграли Леа Сейду и Кристен Стюарт.
Америку в конкурсе представляют два режиссера независимого кино: Келли Райхардт («Showing up») и Джеймс Грэй («Время Армагеддона»). Из более молодых авторов особенное любопытство вызывают швед Али Аббаси, известный по гротескной «Границе», его новый проект носит интригующее название «Святой паук», и бельгиец Лукас Донт («Девочка») с проектом «Близко». Оба прежде участвовали и получали призы только в «Особом взгляде».
Вне конкурса ожидаются большие премьеры — «Элвис» каннского любимца База Лурмана (его «Мулен Руж!» и «Великий Гэтсби» когда-то открывали фестиваль), «Топ Ган: Мэверик» Джозефа Косински с нестареющим Томом Крузом в роли пилота-виртуоза и «Три тысячи лет ожидания» Джорджа Миллера («Безумный Макс») с Идрисом Эльбой и Тильдой Суинтон. Но можно быть уверенным, что не меньший ажиотаж вызовет скромный документальный фильм «Джерри Ли Льюис: Trouble in mind», просто потому что его режиссер-дебютант — отделившийся от старшего брата Итан Коэн.
Программа еще будет дополняться, также в ближайшее время объявят две параллельные секции: «Неделя критики» и «Двухнедельник режиссеров». Возможны и сюрпризы, и скандалы. Но если нового фильма Дэвида Линча, вопреки слухам, в Каннах не будет уже совершенно точно, то небольшие надежды на включение в программу новой картины Александра Сокурова «Сказка» остаются.