Перейти к материалам
Санкт-Петербург, улица Добролюбова, 6. Фотография Ирины Колотвиной, сделанная в 2000-х, наложена на современный вид Петербурга
истории

Петербургская учительница 10 лет снимала город на пленочный фотоаппарат. Некоторые исторические здания сохранились только на ее снимках

Источник: Фонтанка.ру
Санкт-Петербург, улица Добролюбова, 6. Фотография Ирины Колотвиной, сделанная в 2000-х, наложена на современный вид Петербурга
Санкт-Петербург, улица Добролюбова, 6. Фотография Ирины Колотвиной, сделанная в 2000-х, наложена на современный вид Петербурга
Михаил Огнев / Фонтанка

Петербургская учительница Ирина Колотвина на протяжении десяти лет фотографировала исторические здания в центре Санкт-Петербурга. После смерти Ирины альбомы с сотнями снимков семь лет пролежали в квартире ее семьи. В 2021 году родная сестра учительницы Евгения Колотвина передала их в петербургскую библиотеку имени Маяковского.

Учительница истории и английского языка Ирина Колотвина начинала фотографировать Петербург, чтобы сохранить память о его облике. Она еще с юности увлекалась архитектурой: в студенчестве ей нравился модерн Петроградской стороны, потом конструктивизм на Нарвской заставе, пишет «Фонтанка». Фотографировать дома Ирина начала в 2000-х годах.

В 2003 году петербургский квартал, расположенный между улицами Шкапина и Розенштейна, стал местом съемок фильма «Бункер» о последних днях нацистской Германии. Для того, чтобы подготовить «натуру» — то есть улицы, на которых шли съемки, — улицу Шкапина «закрыли на три недели, вскрывали асфальт, делали баррикады, рыли траншеи», рассказывала художник-постановщик Елена Жукова.

Квартал был построен еще до революции, а в 1960-е годы из-за близости к домам завода «Красный треугольник» и Балтийской ветки железной дороги район был объявлен «непригодным для постоянного проживания». Дома с того времени больше не ремонтировали, и они ветшали. Но жителей до начала XXI века так и не расселили. После съемок городские власти наконец занялись этим, а около 20 исторических аварийных домов, располагавшихся между Шкапина и Розенштейна, постановили снести.

Тогда 33-летняя Ирина впервые поехала фотографировать дома, подлежащие сносу. Следующие 10 лет по вечерам после работы она ездила с окраины города в центр, чтобы сохранить на пленке еще больше домов и улиц. Колотвина фотографировала двери, парадные, детали, которые казались ей необычными и важными.

Доходный дом Н.А. Рейхеля. Архитектор В.К. Вейс, 1909 год. Пересечение 8-й линии и набережной реки Смоленки.
Фотография Ирины Колотвиной, оцифрована Михаилом Огневым / Фонтанка

«Иногда у нее один дом занимал всю прогулку. Например, она знала, что там крутая лестница, ей надо было ворваться в парадную и сфоткать эту лестницу. Гуляла она не по плану. С утра еще не знала, что пойдет. Просто подрывалась после школы и начинала фоткать», — рассказала «Фонтанке» о привычках сестры Евгения Колотвина.

В студенчестве у Ирины диагностировали болезнь почек, в 43 года она начала прогрессировать. По словам ее сестры, врачи говорили родным, что если Ирина не займется здоровьем, ей останется жить всего год. «Я так ей и передала, потому что у нас семья прямолинейная и мы ничего друг от друга не скрываем. Она в дневнике написала: „Мне осталось жить год“. Все, больше ничего с этим не делала. Продолжила работать в школе», — вспоминает Евгения. В 2014 году Ирина умерла.

По словам близких, учительница истории любила систематизировать знания, поэтому на всех ее распечатанных фотографиях был подписан адрес дома, изображенного на снимке, его архитектор и год постройки. Оставшийся архив все время хранился в квартире матери и сестры, но каким образом и кому он может пригодиться, они придумать не могли.

Фотографии Ирины Колотвиной, оцифрованы Михаилом Огневым / Фонтанка

В 2021 году близкая подруга семьи Анна, показала фото из архива Ирины Колотвиной основательнице краеведческого движения «Гэнгъ» Ксении Сидориной. Та, посмотрев на фото, поняла, что некоторые дома или архитектурные детали к 2021 году уже были утрачены, а фото, сделанные Ириной, имеют историческую ценность.

По совету Сидориной семья Ирины Колотвиной передала ее архив в центр петербурговедения библиотеки Маяковского. Но у семьи остался и цифровой архив Ирины — его еще только предстоит каталогизировать.

Как петербуржцы спасают исторические здания

Заложники дореволюционной красоты Как четверо блогеров из Петербурга создали объединение «Гэнгъ» — и спасают исторические парадные, печи и панно

Как петербуржцы спасают исторические здания

Заложники дореволюционной красоты Как четверо блогеров из Петербурга создали объединение «Гэнгъ» — и спасают исторические парадные, печи и панно