Эрмитаж заработал почти 450 тысяч долларов на продаже картин да Винчи и Ван Гога в виде NFT. Музей получил деньги через посредников, ведь в России сделки с криптовалютой запрещены
В сентябре Эрмитаж выручил 444,5 тысячи долларов, продав в виде невзаимозаменяемых токенов (NFT) картины известных художников из коллекции музея. Несмотря на то, что в России запрещены сделки с криптовалютами, государственный музей смог получить деньги от продажи. Для этого, как сообщает «Русская служба Би-би-си», Эрмитаж воспользовался услугами посредника, который перевел деньги по цепочке сторонних агентов из других стран.
Эрмитаж провел NFT-аукцион вместе с крупнейшей криптовалютной биржей Binance с 31 августа по 7 сентября. На торги выставили цифровые копии пяти картин: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского, «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне. Цифровые копии продавали за BUSD — стейблкоин Binance, привязанный к доллару США в соотношении 1:1. Больше всего Эрмитаж получил за работы да Винчи (150 тысяч долларов) и Кандинского (80 тысяч долларов).
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорил, что, продавая NFT, музей имел непростой опыт. «Мы продали несколько уникальных репродукций на аукционе. А также столкнулись с теми проблемами, которые для нормальных людей создает криптопространство и криптовалюты, потому что [можно продать что-то], а получить деньги обратно — трудно», — сказал Пиотровский 10 ноября на церемонии открытия выставки NFT-искусства «Незримый эфир».
По данным «Русской службы Би-би-си», за месяц до аукциона, в конце июля, Эрмитаж опубликовал на сайте госзакупок извещение о выборе агента, который займется выпуском и продажей цифровых копий картин, а также всеми правовыми вопросами. Договор с вознаграждением в один миллион рублей заключили с московской юридической компанией LFCS. Музей выбрал исполнителя без конкурса — он может так делать с разрешения министерства культуры.
С Binance взаимодействовал специально созданный посредник — NFTMASTERS. Руководитель LFCS Юрий Брисов рассказал, что транзакция, в которой участвовал Эрмитаж, проходила так, что граждане платили за услуги иностранной компании, расположенной в иностранной юрисдикции. «Нами создана цепочка агентов, с которыми мы работаем по договорам, — швейцарские банки, лихтенштейнские компании и так далее», — сказал Брисов. Затем, по его словам, на счет российского агента поступили «рубли, очищенные от рисков», компания оплатила налоги и уже перечислила деньги Эрмитажу. Руководитель LFCS заявил, что в этой цепочке не фигурировали криптовалюты: он назвал стейблкоин BUSD «токенами, выраженными в иностранной валюте», хотя сам Binance называет BUSD криптовалютой.
Эрмитаж, куда журналисты «Би-би-си» обратились за комментарием, в ответ прислал статью о первом опыте музея по продаже NFT. Ее подготовила начальник юридической службы музея Марина Цыгулева, статью опубликовали в сентябрьском номере журнала «Имущественные отношения в Российской Федерации».
Автор статьи Марина Цыгулева рассказала, что «Эрмитаж в целях эффективной реализации проекта воспользовался схемой на основе смешанного договора, тяготеющего к агентированию», причем агентскую схему использовали на всех этапах проекта. Агентский договор, считают в музее, позволил Эрмитажу «полностью остаться в рамках существующего законодательства».
Реализация самим Эрмитажем NF-токенов на маркетплейсе в условиях существующего российского законодательства организационно невозможна. Российская Федерация не является страной с позитивным регулированием блокчейна, соответственно, на Государственный Эрмитаж распространяются все возможные ограничения в этой сфере, и музей по определению не может получать, а также просто иметь на своем счету токены, на которые обменивается NFT на аукционе.
Начальник юридической службы Эрмитажа добавила, что музей вел все выплаты в рублях — от выплаты агентского вознаграждения до получения на казначейский счет музея денег за проданные NFT.
Недавно Эрмитаж заключил с юридической компанией LFCS новый договор на реализацию NFT, который рассчитан на год. Максимальная сумма вознаграждения по контракту — 15 миллионов рублей. Как рассказал глава компании Юрий Брисов, музей рассматривает несколько проектов по выпуску и продаже токенов, одна из коллекций может появиться до конца 2021 года.