«Все эти годы он определенно был со мной» Майкл С. Холл возвращается к роли маньяка Декстера спустя восемь лет. Мы поговорили с ним о шоу «Декстер: Новая кровь»
8 ноября на Showtime, «Амедиатеке» и «КиноПоиске HD» выходит сериал «Декстер: Новая кровь», продолжение истории о маньяке-судмедэксперте, закончившейся восемь лет назад. Убийцу все так же играет американский актер, обладатель «Золотого глобуса» Майкл С. Холл. В новом сезоне его герой переедет в маленький холодный город, где попытается побороть свою тягу к убийствам — но вряд ли у него это получится. Кинокритик Егор Москвитин поговорил с Холлом о перезапуске шоу и о том, как все эти годы актер думал о Декстере.
— То, что финал «Декстера» очень многих разочаровал, смотивировало вас на участие в новом сезоне?
— Безусловно. Если бы тот финал понравился всем, то мы бы, возможно, не почувствовали необходимости вернуться.
— Это как перезахоронение трупа — только уже с должными почестями, да?
— (Смеется.) В прошлый раз мы многих сбили с толку и взбесили. Теперь у этих фанатов есть небольшая надежда на то, что все закончится так, как хотели они.
— У части этих фанатов есть теория, что Декстер — супергерой.
— Звучит логично. Декстер ведь тоже убивает плохих парней, живет двойной жизнью, ни на кого не похож. Но я не уверен, что у него есть сверхспособности — разве что он легко взламывает дома и без труда носит тяжелые трупы. Вообще, его главная сила — логистика. Но когда я его играю, я не думаю, что он супергерой.
— А о чем думаете?
— Для меня самая большая загадка — почему на самом деле Декстер убивает других маньяков. Есть два варианта. Первый — это желание защищать нормальных людей и чувствовать себя одним из них, такая легитимизация собственных преступлений, оправдание жажды крови. А второй — это то, что Декстер еще более тщеславен, чем его враги. Что если ему важно быть самым страшным хищником среди самых страшных хищников?
— Забавно, что «Декстер» восемь лет назад закончился в одну неделю с «Во все тяжкие». Но [шоураннер «Во все тяжкие»] Винс Гиллиган решил, что такой герой, как Уолтер Уайт, должен умереть — надеюсь, это уже не спойлер. А вы, наоборот, организовали для Декстера спасительный побег — точно такой же, каким закончился предпоследний сезон «Во все тяжкие». И есть еще «Клан Сопрано» с его открытым финалом. Вы сами как считаете, Декстер имеет право на жизнь или должен исчезнуть? Как правильнее заканчивать саги про антигероев? Представьте, что вы шоураннер.
— Думаю, закончи мы как «Во все тяжкие», я бы перед вами сейчас не сидел. (Смеется.) Это хороший вопрос, и я много думал о том, должны ли мы наказать Декстера — или дать ему новый шанс. Но боюсь, что если я вам сейчас отвечу, то это будет спойлером к новому сезону. Поэтому скажу так: я очень благодарен финалу «Декстера» за то, что он оставил нам возможность рассказать новую историю. И вписать старого героя в новый контекст — мир за эти восемь лет изменился, и телевидение тоже. Так что пусть многие и остались недовольными открытым финалом, я рад, что герой жив и у него есть шанс начать все сначала.
— «Декстера» ведь хотели перезапустить еще в 2017-м. Это была бы другая история, чем сейчас?
— Думаю, сейчас у нас гораздо больше простора для творческого маневра. Декстер пропал на восемь лет — и поэтому сценаристы могут очень долго заполнять эти пробелы неожиданными флешбэками. Его сын Гаррисон вырос — и теперь он достаточно взрослый, чтобы действовать самостоятельно и резко. А вы можете заполнять этот временной промежуток собственными фантазиями. Что стало с остальными героями? Были ли у Декстера другие попытки начать новую жизнь? Почему он почувствовал себя нормальным человеком именно в этом городке — и почувствовал ли? Выйди сериал раньше, вы бы не поверили в преображение героя. Декстер пришел к тому, к чему пришел, методом проб и ошибок.
— Декстер сам по себе актер, у него много манер, жестов, отработанных взглядов. Вам легко было вернуться в эту форму?
— Как только я [вновь] оказался на съемочной площадке и мы начали играть, я осознал, что я многое делаю инстинктивно — например, двигаюсь определенным, пугающе знакомым образом. В одной из первых сцен, которую мы снимали, был момент, когда Декстер внезапно видит лужу крови в сарае — и она задевает что-то внутри него, заставляет вспомнить, кто он такой. Что-то похожее произошло, когда начались съемки. Не могу сказать, что я был одержим Декстером, но все эти годы он определенно был со мной.
— Исполнительный продюсер оригинального «Декстера» Клайд Филлипс теперь шоураннер — главный человек на площадке. Как это повлияет на новый сезон?
— Клайд, как никто другой, понимает и уважает ДНК оригинального «Декстера», но продолжение, мне кажется, будет все же другим. Клайд — это соединительная ткань между прошлым и настоящим. Сериал планировали перезапустить много раз, но только когда к нему вернулся Филлипс, мы почувствовали, что мы на верном пути. И что в истории появляется новая ценность.
— Первое, что бросается в глаза в продолжении, — вместо яркого и карнавального Майами вокруг Декстера теперь какая-то вечная мерзлота. Маленький городок, серое небо, зима. Как будто это город не для героя, а для его «темного попутчика». Так задумано?
— Да, конечно, Декстер заморозил свою суть и забрался в берлогу — поэтому вокруг столько снега и льда. Он ведь зависимый, поэтому ему важно убрать куда подальше все триггеры, все, что может обострить его аддикцию. Чтобы бороться с зависимостью, нужны ритуалы, и нам показалось, что бегать по лесу за белым оленем, пока не устанешь, — неплохое упражнение для маньяка, который решил завязать. А еще нам была нужна визуальная антитеза оригинальному сериалу. Так что, при всей любви к Майами и нелюбви к холоду, мы двинулись на север.
— До сих пор помню сцену из старого «Декстера», где герою снится, как младенец Гаррисон играет в луже крови в своей детской. Но теперь Гаррисон вырос и уже не кажется таким беззащитным. Он в том возрасте, когда сыновья начинают говорить с отцами на равных. Чего от этого ждать?
— Теперь это центральная сюжетная линия, да. Когда мы пятнадцать лет назад снимали пилот «Декстера», я и представить себе не мог, что мой герой станет отцом. А спустя всего пару сезонов появился Гаррисон. До его рождения Декстер думал, что сможет всю жизнь гнаться за двумя зайцами сразу (и время от времени их убивать) — притворяться нормальным человеком и давать волю маньяку внутри себя. Но его жажда крови всегда отражалась на близких героя: его сестре Дебре, коллегах. Декстеру всегда удавалось предотвращать беду, но с рождением ребенка ставки стали чересчур высокими. Сын — это единственное доказательство твоего существования во плоти. Я думаю, что, когда у Декстера появился Гаррисон, для него стало сложнее отрицать то, что он сам является настоящим человеком из крови и плоти.
Поэтому, когда в финале Декстер обрывает связь с сыном и исчезает, он таким образом исключает себя из действительности. Это такое наказание, которое он обязан понести. В основе нового сериала — идея о том, что от прошлого не уйти. Когда Декстер снова видит Гаррисона, он думает: «Боже, пожалуйста, пусть он не будет таким, как я!» И одновременно: «Боже, пожалуйста, пусть он будет таким же, как я!»