Перейти к материалам
Юлиан Райхельт
истории

Axel Springer уволил главного редактора Bild из-за харассмента Он много лет приставал к подчиненным — но должности лишился только после того, как издательский дом вышел на рынок США

Источник: Meduza
Юлиан Райхельт
Юлиан Райхельт
imago images / Future Image / Scanpix / LETA

Немецкий издательский дом Axel Springer уволил Юлиана Райхельта — главного редактора Bild, самого популярного немецкого таблоида. Это произошло после того, как на историю обратили внимание американские СМИ. До этого Райхельт много лет вступал в сексуальные отношения со стажерками и продвигал их по службе. Внутреннее расследование не нашло в этом харрасмента и трактовало служебные романы как эпизоды его личной жизни. По просьбе «Медузы» главное об этой истории рассказывает журналист Дмитрий Вачедин.

До понедельника, 18 октября, Юлиан Райхельт был одним из самых влиятельных персонажей в мире немецких медиа.

Пока по всему миру бумажная пресса стремительно теряет тиражи, таблоид Bild, который он возглавлял, печатает 1,2 миллиона экземпляров ежедневно. Число это год от года несколько снижается, однако на фоне всеобщего упадка Bild кажется почти не подверженным кризисам.

Однако в понедельник Райхельта уволили с формулировкой «не разделял личное и профессиональное» и «лгал об этом руководству» — то есть знаменитому консервативному издательскому дому Акселя Шпрингера.

Развод, впрочем, получился вполне мирным — в Bild появилась заметка о том, что Райхельт лишился должности в связи с «расследованиями прессы», а также упоминание о «прекрасном развитии» издания под его руководством.

Если бы Bild отнесся к своему бывшему главреду так же, как к героям своих скандальных публикаций, на первой полосе должна была бы появиться фотография Райхельта с заголовком «Уволен секс-монстр!», иронизирует сатирический журнал Postilion. Райхельта многократно обвиняли в том, что он на протяжении своей карьеры вступал в сексуальные отношения с сотрудницами, стажерками и практикантками Bild, а также продвигал своих фавориток по карьерной лестнице и употреблял наркотики на рабочем месте.

Весной 2021 года Bild даже провел внутреннее расследование по этому поводу; Райхельта на две недели отстранили от руководства газетой. После того как расследование, к которому привлекли независимых аудиторов, не нашло доказательств сексуального принуждения и домогательств, дело начали рассматривать как эпизод личной жизни главреда — не слишком этичный, но и не криминальный. Главреда оставили на должности, введя в издании пост соредактора (с полномочиями, равными Райхельту). Им стала Александра Вюрцбах — лояльный руководству медиаменеджер, всю жизнь проработавшая в структурах Bild. Дело было замято.

То, что спустя полгода Райхельт все-таки лишился должности, связано с двумя событиями, которые произошли вдалеке от Германии. В воскресенье, 17 октября, в The New York Times вышла посвященная главреду Bild статья медиаколумниста, бывшего главного редактора BuzzFeed Бена Смита под заголовком «Обвинения в сексе, лжи и тайных выплатах в издательстве Axel Springer, новом владельце Politico».

В ней Смит со ссылкой на материалы внутреннего расследования процитировал одну из женщин, которую Райхельт приглашал для встреч в отели рядом со штаб-квартирой Axel Springer в Берлине — и одновременно повысил ее до должности, к которой она была профессионально не подготовлена. «В Bild это так и устроено, — говорила героиня расследования аудиторам. — Хорошую работу получают те, кто спит с начальником».

Этой темой американские журналисты заинтересовались именно из-за покупки Axel Springer американского издания Politico за миллиард долларов. Для американцев фигура Райхельта в руководстве флагмана издательского дома была слишком токсичной.

В Германии же до Райхельта многочисленные случаи «отмены» известных людей касались не сексуального поведения, а их неосторожных высказываний о нацистском режиме или симпатий к ковид-диссидентам. В отличие от США, в Германии не было прецедентов, когда женщина обвиняла хоть сколько-нибудь известного начальника в домогательствах на работе и добивалась успеха в суде.

О ковид-диссидентах в Германии

В Германии ковид-диссиденты проводят митинги, дерутся с полицией и участвуют в выборах. «Медуза» выяснила, как устроено их движение — и почему в нем очень любят русскоязычных

О ковид-диссидентах в Германии

В Германии ковид-диссиденты проводят митинги, дерутся с полицией и участвуют в выборах. «Медуза» выяснила, как устроено их движение — и почему в нем очень любят русскоязычных

Кроме того, и сам Bild, регулярно объективирующий женщин, не воспринимается в Германии как образец гендерного равенства — что сказывается и на специфической корпоративной культуре внутри издания. Об увлечении главреда стажерками было широко известно, их продвижения по службе широко обсуждались, как и факт опалы после завершения отношений. Один из сотрудников издания, процитированных The New York Times, прямо сказал, что «устал пристраивать женщин, с которыми у Райхельта были отношения». Другие же сотрудники, увидев новую молодую стажерку, начинали спорить, когда начальник начнет флиртовать с ней — и это не заставляло себя ждать.

Более того, одна из стажерок во время внутреннего расследования рассказывала комиссии о перешептываниях за спиной и даже о бойкоте в коллективе. Давление на нее было так велико, что она оказалась в психиатрической клинике. Однако руководство издательского дома внимания на это не обратило.

При этом жертвы Райхельта пока не высказываются публично. Предполагается, что дело тут не только в страхе мести со стороны бывшего главреда, который уже объявил войну всем, кто хочет «разрушить его жизнь и Bild», но и в особенностях немецкого законодательства. По нему Райхельт не является «лицом, представляющим собой общественный интерес» (в эту категорию попадают, например, политики). Следовательно, он имеет право на тайну частной жизни. Имена его любовниц защищены этим правом, и для того, чтобы выйти из тени, требуется немало решимости.

Не демонстрируют такой решимости и другие немецкие журналисты — недаром Райхельт был уволен только после публикации в американском СМИ. Расследование, которое ранее проводила группа журналистов издательского дома Ippen, в итоге было решено не печатать, чтобы не вызывать подозрений в очернении конкурента. А обстоятельное расследование Spiegel появилось только после увольнения Райхельта (правда, весной журнал первым напечатал статью о расследовании дела главреда и даже судился с ним из-за этого материала).

«Медуза» работает для вас Нам нужна ваша поддержка

Дмитрий Вачедин

Реклама