Перейти к материалам
истории

«Зритель празднует свою гибель. Музыкант аккомпанирует смерти» Интервью Феликса Бондарева и премьера клипа «2 аккорда» на «Медузе»

Источник: Meduza

Музыкант Феликс Бондарев, создатель группы RSAC, возродил свой проект «Воллны» после семилетней паузы. 23 апреля у «Воллн» вышел альбом «Мексика» и клип на песню «2 аккорда» — видео, снятое одним дублем. «Медуза» представляет премьеру клипа. Также Бондарев письменно ответил на несколько вопросов «Медузы».

«Воллны» — «2 аккорда» (2021)
RSAC

— Чем вызвано внезапное возрождение проекта «Воллны», новых записей которого не выходило уже семь лет?

— Время обнажило до голых костей мою темную натуру, которая уже не находила себе места, потому что нельзя от самого себя так долго скрываться. С 2016 года я пытался записать второй альбом. И иногда даже было ощущение, что вот-вот будет готова запись. Но я всегда все беспощадно удалял, стирал, блокировал. Оставлял какие-то особо удачные партии, некоторые из них даже попали в финале в альбом. Две партии баса и полторы гитары.

Возрождение для меня отнюдь не внезапное — это самые долгие роды в моей музыкальной истории. 2020 год срезал всю обмотку, провода остались оголенными. Моя задача была их правильно подключить, не убив себя током. Я начал делать этот новый звук раньше всех, в 2014 году. А потом быстро остыл и продолжил выводить RSAC на новые музыкальные вершины. Сейчас я собран как никогда. Не буду отрицать тот факт, что мне очень льстит, что первый альбом все еще слушают, а «Тебя нет рядом» до сих пор является во всех подборках соответствующих смежных жанров. Огромное количество слушателей вне России — в Латинской Америке, США, Германии. Личка фейсбука «Воллны» — интернациональная стена плача. Я очень рад, что спустя семь лет я обрадую этих добрых и светлых людей своей новой музыкой под этой вывеской. Но первым делом я делаю этот подарок себе. 

— Почему этот набор песен вышел именно под вывеской «Воллн»? Дело в стилистике — условно, они не слишком попсовы для RSAC и не слишком брутальны для «Щенков»? Или есть еще какие-то критерии?

— Это нестандартный для меня метод написания песен — мелодичная вокально-словесная абстракция поверх музыки, все начало связываться уже после записи. Была постоянная редакция и подбор слов, чтобы можно было вообще не обращать внимания на смыслы. Магическим образом все потом переплелось в единую картину, посыл и тревогу. Нет RSAC, в котором я делаю все в одиночку. Нет «Щенков», в которых я делаю только музыку (за слова ответственен Максим Тесли) и иногда редактирую и убираю лишнее в его суффиксах и предлогах. Тут нет никакой оглядки. У меня нет ящиков с наклейками, «это попсово — это сюда, а это нет — это вот сюда пойдет». Театральный метод — жить героем, жить звуком, жить настроением.

Запись альбома происходила исключительно в гостиницах Москвы и Санкт-Петербурга. Недельные клаустрофобик-сессии с задернутыми шторами раз в несколько месяцев. Все в проводах, колонках, микрофонах, гитарах — представляю, какой страх испытывали те женщины, которые проводили уборку. Шпион, который меня напугал, — так выглядела моя комната в отеле. Зато теперь я знаю, где лучшая изоляция в двух столицах, обращайтесь. 

— Внимательный меломан сразу обнаружит источники вдохновения этой пластинки — здесь слышны и The Cure (очень много, прямо отсылки к конкретным песням), и, допустим, New Order, The Smiths, и даже «Кино». У других твоих проектов тоже можно обнаружить подобные референсы. С одной стороны, в этом есть несомненная радость узнавания, с другой — кто-то может обвинить тебя в эксплуатации чужих лавров, а может, даже плагиате. Что ты ответишь? Чем продиктован такой творческий метод?

— Внимательный меломан — это старый занудный динозавр типа тебя и меня. И поэтому мы оба идем на ***. Архитектура звука — главное. Тщательный подбор инструментов, на которых писали британские группы в 1980-х, сведение, где надо было выйти из HD-звука и через пленку прогонять до нужных частот, — все это звучит, как lost tapes of the 1980«s («потерянные записи 1980-х») и это моя главная победа. Я, как и все, так долго жду новых записей The Cure и The Sisters of Mercy, что, имея возможность, не побоялся надеть эти маски, которые сыграли свои роли в моей постановке. Но не более. The Smiths кстати, ненавижу. В этой битве я буду всегда на стороне Роберта Смита и Питера Хука. Оба кстати используют шестиструнный бас с хорусом, чем я с удовольствием согрешил на записи.

Кто там что может мне сказать? Я не на экзамене и не защищаю диплом. Недоброжелатель всегда мой самый близкий друг и преданный поклонник. Я музыкально образован и это образование получал на улицах, это тот институт, где не нужна защита.  

— Какие песни с пластинки кажутся тебе наиболее удачными — помимо «2 аккордов», раз уж они выбраны для сингла и экранизации? Со своей стороны выбрал бы «Не горит свет» и «Анну».

— Если ты выбрал эти песни, то предложи сценарий, снимем видео. «2 аккорда» — боевик. Эффектный трейлер альбома. Несмотря на видео в один тейк, я очень долго вынашивал стилистически эту идею. И припев песни в голове сидел с 2017 года. Если это звучит легко и дерзко, то это очередная победная галочка напротив моих незримых для чужого глаза трудов. Будут ли еще клипы? Конечно. Мой костюм свеж и чист, рубашки выглажены. Галстук завязывать умею. 

— Будут ли у «Воллн» концерты или это останется студийным экспериментом, а какие-то песни, возможно, уйдут в репертуар того же RSAC?

— День, когда эти песни зазвучат громко, на сцене и в сопровождении крепких музыкантов, будет для меня вторым днем рождения. К праздникам надо готовиться тщательно. Чтобы все работало на тебя, а ты не был заложником собственных недоработок. Я прошел уже все стадии легкомыслия, и, знаешь, легкомыслие — это не так уж и плохо. RSAC — это другая машина, работающая на другом топливе, этот коктейль подают в других заведениях. Два по цене одного — не та акция четверга, которую можно от меня дождаться. 

— Ты не планируешь сконцентрироваться исключительно на RSAC, который стал ассоциироваться с тобой в первую очередь? Не размазывает ли обилие твоих проектов зрительское внимание?

— Зритель празднует свою гибель. Музыкант аккомпанирует смерти. Мы продолжим танец, даже когда отнимутся ноги.

Вопросы задавал Александр Филимонов