Перейти к материалам
истории

Вот-вот выйдет новый фильм «Мортал Комбат». Признаемся честно, предыдущий мы полюбили во многом из-за музыки Рассказываем историю великого саундтрека

Источник: Meduza
Moviestore / Shutterstock / Vida Press

В российских кинотеатрах 8 апреля выйдет фильм Саймона Маккуойда «Мортал Комбат», созданный по мотивам знаменитой игры — и «с уважением», как говорят создатели, к предыдущей киноверсии Пола У. С. Андерсона 1995 года. Однако трейлер фильма обманул ожидания фанатов — в нем не было той самой музыки с криком «Мортал Комба-а-а-ат!», которую многие обожают. Автор композиции «Techno Syndrome» — бельгийский музыкант Оливер Адамс; весь остальной саундтрек к фильму и игре он написал вместе с Морисом Энгеленом, известным сегодня, прежде всего, по проекту Praga Khan. По просьбе «Медузы» музыкальный журналист Никита Величко поговорил с Энгеленом и рассказал историю создания боевого саундтрека.

Бельгийский нью-бит

В конце 1980-х — начале 1990-х Бельгия ненадолго стала законодателем музыкальной моды. Здесь появилась группа Front 242, родоначальники EBM (electronic body music) — отстраненного и жесткого жанра с вокалом в повелительном тоне и мрачными синтезаторными мелодиями. Позже в Бельгии запустился лейбл R&S Records, выпустивший немало классических электронных треков; самый известный из них — «Energy Flash» Джоуи Белтрама с характерным рефреном «ecstasy, ecstasy».

Еще одним востребованным жанром из Бельгии в конце 1980-х стал нью-бит. «Когда я приехал в 1988 году в Брюссель, весь город стоял на ушах. В любом магазине висели футболки с нью-бит-группами. В любом баре, куда бы ты ни зашел, везде играли нью-бит», — вспоминал в документальном фильме «The Sound of Belgium» британский диджей JD Twitch. «Это танцевальная музыка, но очень медленная, с глубоким басом», — рассказывает в интервью «Медузе» Морис Энгелен, участник нью-бит-группы Lords of Acid («Властелины кислоты»). 

Как и другие представители жанра, Lords of Acid использовали семплы из звуков порно. В их первом альбоме «Lust» («Похоть») 1991 года есть треки «Rough Sex» («Жесткий секс») и «Spacy Bitch» («Ошалевшая сучка»). Есть ода мастурбации «The Most Wonderful Girl», позднее вошедшая в саундтрек к фильму с Шэрон Стоун «Щепка». Здесь же есть первый большой хит группы «I Sit On Acid» («Я сижу на кислоте»), в котором были строчки: «Посидеть на твоем лице! Я хочу посидеть на твоем лице!»

Lords of Acid — I Sit on Acid (Lust album)
UndergroundMusicDude

Lords of Acid даже больше, чем в Бельгии, прославились в Америке. «Тогда в Штатах было много людей, протестовавших против всего связанного с сексом, — рассказывает Энгелен. — Особенно жена [вице-президента] Альберта Гора — Типпер Гор, ей очень не нравился нью-бит. А когда вы говорите людям: „Не слушайте это“, — все, наоборот, хотят это послушать. Наш лейбл Caroline Records вообще не продвигал музыку Lords of Acid — она продавала сама себя».

Когда в 1992 году Lords of Acid вернулись из турне по Японии, им позвонил американский менеджмент. К тому моменту трек их сайд-проекта Channel X «Rave the Rhythm» удачно вписался в дискотечную сцену «Основного инстинкта» — и на этот раз бельгийцев попросили сочинить музыку к новой игре под названием «Mortal Kombat».

«Я сказал — хорошо. Мы любили играть в игры — в „Соника“, „Марио“, тетрис, арканоиды. Но было условие: когда я что-то делаю, мне всегда хочется погрузиться в атмосферу», — говорит Энгелен. Группа попросила прислать им игру, однако она еще не была готова, поэтому им удалось получить только список персонажей, описание их историй, VHS-кассету с примерным вариантом того, как «Mortal Kombat» мог выглядеть, и звуковые эффекты, включая объявления вроде «Побеждает Кано!».

Морис Энгелен на концерте Praga Khan. Бельгия, 2002 год
Christophe Ketels / Alamy / Vida Press

Энгелен помнит, что ему сразу понравилась идея файтинга как турнира. Музыку к игре Lords of Acid записали за три недели — и назвались по случаю ее выпуска The Immortals («Бессмертные»). «Для нас важно было отразить дух каждого бойца в треках», — говорит Энгелен, и с этой задачей The Immortals справились. 

Мортал комба-а-а-ат!

The Immortals сочинили восемь композиций в честь персонажей первой версии игры, включая одного из невыбираемых боссов — четырехрукого Горо. В этой музыке все до смешного прямолинейно: раз Лю Кан рожден в Китае, ему добавили восточную мелодию. Кинозвезде Джонни Кейджу — овации. Соня Блейд читает рэп о том, что она самая крутая девушка в Америке. А второе название трека о Скорпионе — «Потерянная душа, жаждущая мести» — отсылает к истории убийства его семьи; помимо коронных фраз персонажа «Come here! Get over here!» («Иди сюда!») в нем есть высокий вокал и меланхоличный синтезатор. В целом все треки — это энергичный евродэнс, бодрый и беззаботный, слушать его и сейчас довольно весело.

Девятым треком был «Hypnotic House (Mortal Kombat)», который сначала и считался основной темой саундтрека. Но однажды Энгелен отлучился из студии на пару часов — и в это время кое-что случилось.

«Это очень странная история. Мы сочиняли все песни вместе, но однажды мне пришлось уехать по делам моего лейбла [Antler-Subway Records] на пару часов, — объясняет Энгелен. — А когда я вернулся, мой напарник Оливер Адамс уже написал ремикс на „Hypnotic House“. Это была техно-обработка. Когда я услышал ее, очень расстроился, что не мог присутствовать при ее создании. Я сказал: „Хорошо, пусть ты будешь ее автором“». В итоге авторство всех треков в альбоме указано как совместное Мориса и Оливера, кроме одного — «Techno Syndrome», самой знаменитой «музыки из Mortal Kombat» — ее написал один Адамс.

The Immortals

В ней все: гонг, тяжелое дыхание бойца, слова «Test your might» («Испытай свою силу»), настраивающая на битву мелодия — и вопль «Мортал комбат!». Следом, во время объявления персонажей, синтезаторы будто имитируют бой. Техно-обработка была безусловной удачей, поскольку сочетала агрессивность и запоминающуюся мелодию. Одновременно она напоминала о хите популярной в то время евродэнс-группы 2 Unlimited «Twilight Zone»

Фильм

То, что игра и музыка к ней стали успешны, Lords of Acid поняли по продажам: «Это был второй наш альбом, который распространялся в Америке, и когда мы увидели цифры, подумали — вау! 500 тысяч копий!» — вспоминает Энгелен. «Mortal Kombat» из файтинга для автоматов и консолей вырос в целую вселенную — с комиксами, сериалами и фильмами.

Оригинальная «Смертельная битва», снятая Полом У. С. Андерсоном в 1995 году, была невысоко оценена кинокритиками, но все равно стала культовой. В саундтреке — тяжелая гитарная и электронная музыка. Есть и грайндкорщики Napalm Death, и трек «Halcyon + On + On» великого электронного дуэта Orbital — забавно, кстати, что он же завершает «Дрянных девчонок». Но самая известная в фильме, конечно, та самая «Techno Syndrome» — она звучит в начале, в конце и во время битвы главных героев с головорезами Шан Цзуна.

В новом «Мортал Комбате», дебютном фильме австралийского режиссера Саймона Маккуойда, все ключевые идеи, по словам создателей, будут сохранены. Но в трейлере будущей экранизации нет знаменитой музыки The Immortals. За тридцать секунд до конца мы слышим классическую обработку знакомой мелодии — но фанатам это показалось недостаточным, поэтому они даже сделали свой, «правильный» вариант трейлера.

Street Cleaner

Впрочем, «Techno Syndrome» все-таки появится в фильме в каком-то виде. Но Энгелен не знает точно в каком — он говорит, что прошлое его вообще не слишком интересует: «Последний раз я слышал 90% моего материала в студии, когда заканчивал над ним работать. Знаю только песни, с которыми решаю гастролировать. Иногда натыкаюсь на что-то в ютьюбе и вспоминаю — да, это я сделал 25 лет назад». 

Сейчас Энгелен работает над новыми альбомами своего сольного проекта Praga Khan и группы Lords of Acid, которую теперь развивает без Оливера. Осенью Энгелен планирует отправиться в тур по США, если позволит эпидемиологическая ситуация. Адамс, по его словам, пять лет назад переехал в португальскую деревню: «Наверное, греется там на солнце. Надеюсь, погода там получше, чем в Бельгии». Чем сейчас занимается Адамс, Энгелен не знает — они не поддерживают связь. «Медуза» попыталась связаться с Адамсом, но не получила ответа.

Одна из последних новостей о нем была такой: автор музыки к «Mortal Kombat» переделал «Techno Syndrome» в трек о борьбе с коронавирусом. Вместо бойцов в нем перечисляются страны, пострадавшие от ковида.

Starman Records

Никита Величко

Реклама