Зендея — звезда Disney и кумир тинейджеров на пороге грандиозного успеха Егор Москвитин рассказывает о ее пути через «Эйфорию» и «Человека-паука» к будущим «Оскарам»
Один из самых заметных американских фильмов 2021 года — разговорная драма Сэма Левинсона «Малкольм и Мари» о сложных отношениях голливудского режиссера и его возлюбленной. Фильм стал своеобразным выпускным экзаменом для Зендеи Коулман — звезды сериала «Эйфория» и блокбастеров про Человека-паука. Редкая рецензия на «Малкольма и Мари» обходилась без пророчеств о том, что Зендею за эту работу в 2022 году номинируют на «Золотой глобус» или даже на «Оскар» (и не только как актрису — она же была исполнительным продюсером картины). Она всего за несколько лет из звезды детских передач Disney превратилась в икону для подростков — и теперь начинает свой путь в большом кино. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает ее историю.
Даже без гипотетических будущих «Оскаров» карьеру 24-летней американки Зендеи Коулман уже можно считать экстраординарной. Пронзительный образ девушки с наркозависимостью из «Эйфории» сделал ее самой молодой в истории обладательницей «Эмми». Актриса стала одной из 30 самых популярных пользователей инстаграма — за ней в соцсети следят почти 89 миллионов человек. Forbes, включивший Зендею в свой список «30 до 30», предполагает, что новая часть «Человека-паука» с ее участием станет самым кассовым фильмом 2021 года. А еще она сыграла в «Дюне» Дени Вильнева, которую ждет весь мир.
Разговор о том, кто такая Зендея Коулман, журнал Vanity Fair в 2019 году начал с цитаты из стихотворения «Феноменальная женщина» афроамериканской поэтессы Майи Анджелоу. Его героиня никогда «не повышает голос, не визжит и не выделывается» — но ее все слышат. Это очень точное описание актерского метода Зендеи Коулман что в «Эйфории», что в «Человеке-пауке» — двух своеобразных романах воспитания для современных подростков.
В блокбастере Marvel героиня Зендеи Эм Джей до поры до времени — самая невзрачная девочка в классе, которая прячет модельную внешность под мешковатой одеждой, а голливудскую улыбку — под гримасой скептика, которому не по пути с большинством. Эдакая женская версия Холдена Колфилда из «Над пропастью во ржи». Такие персонажи и раньше встречались в кино для тинейджеров, но фокус с этой Эм Джей заключается в том, что она и не собирается преображаться из гадкого утенка в королеву школьного бала. Питер Паркер полюбит ее совсем за другое — а она еще и хорошенько подумает перед тем, как эту любовь принять.
Ру Беннет из «Эйфории» тоже привлекает внимание без лишнего эпатажа: большую часть сериала героиня Зендеи молча наблюдает. При этом ее хрупкое молчание красноречиво, а тяжелый взгляд пронизывает окружающий мир насквозь. Автор сериала Сэм Левинсон очень четко сформулировал суть успешной драмы для подростков: тинейджеры не знают, как выразить свои чувства словами, поэтому за них должны говорить образы и поступки. Однако в рождественском спецвыпуске Ру прорывает — целый час Зендея и ее партнер по кадру Колман Доминго на двоих разыгрывают динамичную разговорную пьесу, после чего становится ясно: эта актриса могла бы стать звездой и на Бродвее.
Диснеевская принцесса
С театра все в ее карьере, в общем-то, и началось. В 2000-е Зендея участвовала в школьных программах Калифорнийского Шекспировского театра, где ее мама Клэр Мари Штермер каждое лето подрабатывала менеджером площадки. Но если во времена Шекспира женщин на сцене изображали мужчины, то Зендея начала свою карьеру противоположным образом, сыграв восьмилетнего мальчика Джо в мюзикле «Каролина, или Перемены». Параллельно с театром Зендея училась танцам, моделингу и пению — и в итоге оказалась в рекламе детской одежды, массовке в клипе Селены Гомес и в американском шоу, где дети перепевают песни взрослых.
Кстати, Штермер трудилась в театре только во время летнего отпуска; ее основная профессия — преподаватель в начальной школе, где училась и Зендея. В их семье пятеро детей. Маму Зендея до сих пор называет своей ролевой моделью именно из-за того, что та — учитель, человек, который «всю жизнь отдает». Тем забавнее, что две самые известные роли Зендеи связаны со школой.
В 2009 году 13-летняя Зендея попала в первый сериал Disney — «Танцевальная лихорадка». В нем она вместе с 12-летней Беллой Торн изображала, по сути, саму себя — маленькую девочку, мечтавшую пробиться в танцевальное шоу. Спустя всего три года обе актрисы вновь встретились в уже полнометражном фильме Disney — «Заклятые друзья». Это альманах из трех историй о подростках, осознающих, что дружба ценнее соперничества, а благородство сильнее зависти. Глава с Зендеей и Торн рассказывает о подружках, которые вместе делают школьный журнал и получают шанс попасть в настоящую империю глянца, однако главным редактором сможет стать лишь одна из них.
Параллельно с актерством 17-летняя Зендея выпустила свой первый музыкальный альбом, который так и назвала — «Zendaya» (кстати, по ее словам, на языке шона это имя значит «быть благодарной»). Ее первый сингл «Swag It Out» музыкальные критики щедро хвалили за вирусный задор и свободу от жанровых канонов. В ярком клипе на песню Зендея изображала школьную бунтарку, однако в какой-то момент он превращается в черно-белое кино — маленькую репетицию «Малкольма и Мари». Заканчивается эпический ролик на музыкальной сцене: Зендея поет, а сверстники одобрительно скандируют «Z! Z! Z!».
Поколение Z
В 2015 году, еще будучи в «детской лиге», Зендея впервые не побоялась высказаться против взрослого мира — и вступила во вроде бы небольшой, но важный конфликт с модной индустрией. Зендею возмутило то, что один из журналов отредактировал ее фотосессию, сделав тело нереалистично стройным. Под постом в инстаграме, где она призывала глянец к честности, тогда было в семь раз меньше лайков, чем обычно набирают ее публикации сейчас, — и это позволяет понять, насколько более уязвима была в то время актриса. Строптивость, непредсказуемость и нежелание играть по общим правилам могли бы помешать ее модельной карьере, но этого не произошло. Сегодня Зендея — соавтор коллекции Tommy Hilfiger (их коллаборация посвящена власти), лицо Lancome и звезда эстетского рекламного фильма Bvlgari, который начинается с цитаты из «Сладкой жизни» Феллини.
В 2015 году ведущая передачи «Полиция моды» высмеяла актрису за то, что та пришла на «Оскар» с дредами. Фанаты Зендеи тут же принялись критиковать внешность самой телеведущей. Актриса же поступила мудрее — защитила оппонентку, приняла ее извинения и посоветовала фанатам быть терпеливее в борьбе с чужими предрассудками. «Я была задета и тоже сперва хотела ответить грубо. Но вместо этого я несколько часов изучала вопрос, чтобы подготовить обоснованный ответ», — пояснила Зендея, которой тогда было 19. С тех пор шутить о том, что обладатели дредов пахнут марихуаной, стало неприлично. По мотивам этой ссоры даже выпустили куклу «Барби» с внешностью Зендеи — так что демонстрация своей позиции принесла актрисе и дивиденды. Она и сейчас нередко высказывается о политике — к примеру, призывая сверстников активнее голосовать.
Легко предположить, что Зендея, будучи ключевой фигурой во многих больших проектах, — образец профессиональной этики. Бренды знают, что на нее можно положиться. Например, всякий раз, когда журналисты пытаются узнать, будет ли в новой части сразу три Человека-паука, она моментально перестает быть болтливой и отказывается от комментариев. При этом Зендея меньше всего похожа на машину для достижения целей. В интервью Allure она говорит, что фанаты удивятся, если узнают, как проходят ее выходные: «Я ленивая и все время сижу дома». Если перепады настроения от деятельной эйфории до мучительных самокопаний — это и правда коллективное свойство нынешней молодежи, то Зендея с ее крайностями — самая подходящая ролевая модель для зумеров.
И «Эйфория», и «Малкольм и Мари» могли бы называться манифестами этого поколения — при условии, что оно вообще согласно на некую общую аудиовизуальную и текстовую конституцию, которая бы его объяснила. В «Эйфории» наркозависимость Ру Беннет оказывается (об этом прямым текстом скажут в рождественском спецэпизоде) метафорой погруженности современного человека в себя, его упоения собственной сложностью, отчаяния перед внешним давлением, к которому так отзывчив внутренний эгоцентризм. Со временем Ру понимает, что спастись от этого дурмана можно лишь одним способом — научившись по-настоящему видеть, слышать, чувствовать и любить других людей.
«Малкольм и Мари» дают понять, что этот курс лечения отнюдь не из легких. Возраст героини 24-летней Зендеи в фильме не определить (ее партнера играет 36-летний Джон Дэвид Вашингтон), но судя по всему, это и есть повзрослевшая Ру Беннет. В ее прошлом — наркозависимость. Ее партнер только что снял сверхуспешный фильм, основанный, судя по всему, на истории ее борьбы за трезвость. Пара возвращается с триумфальной премьеры и начинает ругаться. Пикировка героев превращается в дебаты о ценностях между тем самым поколением Z и миллениалами. Шоураннер «Эйфории» и режиссер «Малкольма и Мари» Сэм Левинсон говорит, что идею для снятого на карантине фильма выбрала сама Зендея. Он пришел к ней с несколькими вариантами камерных драм, а уже она решила, что спродюсирует эту историю о взаимозависимых отношениях двух творческих и амбициозных людей.
В двух эпизодах «Эйфории» Зендея тоже значится исполнительным продюсером, и легко фантазировать, что в какой-нибудь из будущих серий она попробует себя еще и в качестве режиссера. Как Робин Райт в «Карточном домике», Дэвид Швиммер в «Друзьях», Шеннен Доэрти в «Зачарованных» и Брайан Крэнстон из «Во все тяжкие». В этом списке неслучайно не только актрисы, но и актеры. Героя «Малкольма и Мари» бесит, когда критики сравнивают его только с чернокожими режиссерами. Оценивать талант Зендеи только по устаревшим меркам «старлеток» тоже было бы не просто сексизмом, а глупостью: она давно не вмещается ни в каких рамки.