Песня о «буднях таракана» — в каждом третьем протестном тиктоке. Ее авторы — молодая московская группа PALC Мы поговорили с ними об этом неожиданном успехе
Если вы листали ленту тиктока в январе, то, вероятно, видели много роликов, связанных с протестами в поддержку Алексея Навального. Примерно каждый третий из них сопровождался песней «Тараканы» московской группы PALC. Мы поговорили с ее авторами Таей Пальцевой и Мишей Сеиным, а также с диджеем BassnPanda (именно в его переработке трек стал хитом в тиктоке — и даже обогнал оригинал по просмотрам на ютьюбе). Музыканты рассказали, как придумали песню про «проповедь подвалов» и «будни тараканов», что они думают о ее роли в протесте — и что им принес успех в тиктоке.
Тая Пальцева
вокалистка группы PALC
Текст «Тараканов» написал наш друг Миша Сеин в 2019 году. И мне сразу пришла в голову вокальная мелодия, от которой мы отталкивались дальше. Потом мы очень долго подбирали правильный звучок для фортепиано. Он мягкий и, можно сказать, расслабленный — мы пытались сделать нечто напоминающее хип-хоп. Хотелось сделать ненапряжный бит и чтобы фортепиано не было «слишком классическим». После того как трек завирусился, многие стали писать, что этот рифф похож на «Невесту» «Мумий Тролля». Я послушала и поняла: блин, а правда!
Мы все-таки не писали песню о происходящих нынче событиях, трек был вдохновлен атмосферой и событиями, которые сейчас мы даже не помним. Мы безумно рады, что текст привязался к текущей ситуации в стране и что трек откликнулся в головах людей таким образом. Это серьезный для нас комплимент, но после этого мы не становимся «политической» группой. Хотя здорово наблюдать за тем, как твое творчество начинает жить своей жизнью и как его интерпретируют.
Честно скажу: я не слушаю ремиксы, но это [ремикс на «Тараканов» BassnPanda] сделано талантливо, с его помощью удалось достучаться до слушателей, которые вряд ли бы вышли на нас. Мы понимаем, что аудитория, которая услышала ремикс, скорее всего, любит именно такую музыку. Оригинал им может не понравиться — это нормально.
В тикток мы пришли, потому что это идеальная платформа для музыкантов и отличная среда для экспериментов. Я могу делать новые версии своих треков для «новых ушей» — и заодно учиться монтажу. На такой успех видео с «Тараканами» я даже не рассчитывала — оно было самым простым в производстве. И в нем мне удалось наконец оторваться и использовать многоголосие.
Успеха в чартах и на Genius, который последовал за успехом в тиктоке, мы не ожидали. Нас действительно стали слушать больше, но я за цифрами особо не слежу. Хотя на клипе «Тараканы» недавно стукнул миллион, мы очень рады.
Текст песни «Тараканы»
Проповедь подвалов —
Мои будни таракана.
Гордые миллениалы,
Преданные падаваны,
Те, кто выше понаставят
По темным углам капканы,
Протоптаны все тропинки
Для будней таракана.
Из долгих лет, дум и морального роста
Выходит не Гамлет, скорее Чарльз Бронсон.
Каждый сорняк хочет быть туберозой,
Стимул идти выбивает склерозы,
Ну а напротив море амброзий.
Великий выбор: спиды или прозак.
Тлен в нашей области очень породист:
Крайне доступный и вход без пароля.
Падре, ты выбрал неверный мотив,
Свежую кровь старым шприцем не взять,
Мы победили контрацептивы,
Искренне хочется только взрывать.
Проповедь подвалов —
Мои будни таракана,
Безработных бакалавров,
Комнатушных партизанов,
Подноготная задворок
И в манямирки порталов.
Марать руки приготовься,
Тут будни таракана
На наших могилах не будет крестов,
Наши дети не должны решать дела чужих отцов,
Псы видят удавки — мы же видим лассо,
За слово в СИЗО, а за дело в лесок,
Кручу газон за тех, кто не смог (смог),
Вижу зло через глазок, его не судит Бог,
Мой дом в итоге пад, хотбокс в зафэре ад.
Таракан борется день изо дня, но в лицо полетело за так (оу),
В клетке с педофилом и тем, кто в невменозе убил,
Сидит фэрбро за то, что не бухал, а свои цветы курил,
Он не вредил другим, он цеплял добро не в сухих верхах, а…
А у тех цветущих низин.
Псевдопорядок на свежих костях:
«Красим фасад — du Soleil же в гостях».
Красный день на всех календарях,
Кланяться нам при новых вождях.
Нас сливают, и мы таем
С Питера до Китая,
В ящике моча про трех китов,
Но мы не потакаем.
Мне говорят: мы не в оковах.
Выбирай: бедность или голод,
Холод или суперхолод,
Дай им повод,
Провод ток и в тело разряд,
Их не судит ваш Бог,
Зубами на локтях
Оставляем страх,
Его просили полежать,
Но он сказал тебе в итоге: «Сука, ляг».
Проповедь подвалов —
Мои будни таракана,
Поседевших полемистов
Патриотов в балаклавах,
************* [надоевших] законов
И полуживых вассалов,
Это кончится не скоро,
Тут будни таракана.
Каждый сорняк хочет быть туберозой,
Ведь быть только розой чересчур просто.
Миша Сеин
видеоблогер, автор текста песни
По-моему, это самый обычный текст. Он про действительность, которая более чем очевидна большей части моего поколения. Сколько у нас во «ВКонтакте», инстаграме или тиктоке произведений, которые эксплуатируют эстетику русской тоски с панельками и трубами? Под это может подходить как «Гражданская оборона», так и песня на стихи Бориса Рыжего группы «Молчат дома». Эти стихи переродились в тиктоке и откликнулись у людей совершенно нового поколения. Этой атмосферы так много, она настолько изо всех щелей, что текст типа «Тараканов» выдать проще всего.
Текст я написал зимой 2019 года, но я мог бы сделать это и три года назад, и позавчера. Если не случится удивительный коллапс и на Россию не упадет метеорит позитива, который изменит все до неузнаваемости, то я, возможно, до конца дней буду выдавать подобные тексты.
Я не знаю, как относиться к популярности песни в условно «протестном тиктоке». Эта песня не написана про что-то экстраординарное и точно не содержала в себе посыла в духе: «Наши условия жизни отвратительны! Мы должны разорвать эти оковы!» В ней поется про «будни таракана», и она в действительности будничная.
Когда я ее писал, я переезжал из Химок в Москву, «будни таракана» — это мое ощущение от этой беготни. И, кажется, песня распространилась именно потому, что это ощущение простое и понятное. Людям это знакомо. Эта гнетущая реальность всегда одинаково гнетущая, но ты-то разный. Бывает, что ты чувствуешь себя значительно меньше этой реальности и понимаешь, что раз ты рожден здесь, тебе суждено крутиться, пока твоя крутилка не сломается. Мы это со смехом обсуждаем в курилках, а потом приходим домой, смотрим на тарелку макарон, на очень грустный серый дом напротив нашего и весь этот пейзаж — и вздыхаем.
Не хочу пафосно говорить, что я ношу в себе это отчаяние. Мы все его носим, но нельзя сказать, что это тяжкий груз. Он занимает чуть-чуть места в рюкзаке, но в принципе и что-то другое туда тоже помещается.
BassnPanda
саунд-продюсер, автор ремикса
Вообще я давно хотел сделать что-то в таком духе, с хором. Листал тикток, наткнулся на этот звук с хором, перешел на оригинал, подумал: «Круто, это то, что я хотел». И все завертелось. Даже не знаю, как охарактеризовать стиль этого ремикса. Часто его подписывают на ютьюбе как-нибудь вроде «Bass boosted car music» и так далее.
Схема простая: добавил ударную партию, бас, гитару, хоровые эффекты. Исходный семпл взял, просто сделав запись экрана. Кстати, гитарный проигрыш у многих ассоциируется с песней Елки «Прованс» — первые четыре ноты, если их вывести в нужную тональность, очень похожи на вступление [«Тараканов»].
О том, что ремикс разошелся по тиктоку, я узнал от жены. Она листала ленту и сказала: «Твой звук буквально через каждое второе видео». Мы нашли самый первый тикток — это был ролик с нарезкой событий российской истории — и пошли смотреть дальше. Там был момент, где Навальный с женой летят домой и просят принести водочки. С этой фразой звук и разлетелся.
Я этому приятно удивился, потому что видео, которое я заливал изначально, не было таким популярным. И еще приятно удивился, что ремикс попал именно в такой контекст. Думаю, что этот успех — воля случая, просчитать это вряд ли возможно. Я инструменталист, и дешифрация текста вводит меня в ступор. Для меня голос — это дополнительный музыкальный инструмент, я этот ремикс делал, не особо вникая в слова. Хотя, возможно, успех ремикса был связан именно с текстом.
Популярность в тиктоке пока не принесла профита в виде заказов на музыку. Хотя добавились новые подписчики в соцсетях. Возможно, они теперь будут ждать от меня похожих треков — хотя часто стиль, в котором я делаю музыку, выбирает рулетка. Мне хотелось бы задержаться продолжить делать ремиксы, сделать что-то басовое с хоровой партией, напоминающей старорусское звучание.
Не знаю, что с треком будет дальше. Думаю, он будет актуальным в контексте протестов. Но у каждой песни есть свой жизненный цикл, когда-то он закончится, и к новым протестным видео найдут более интересную музыку.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!