Перейти к материалам
истории

Российский сериал «След» к 2021 году обошел по количеству серий даже «Санта-Барбару». Его герои — сотрудники вымышленной спецслужбы Почему зрители их так любят? И имеет ли это хоть какое-то отношение к реальности?

Источник: Meduza
«Пятый канал»

«След» — самый продолжительный сериал на российском телевидении и абсолютный рекордсмен по количеству эпизодов. Уже 13 лет он рассказывает о вымышленной Федеральной экспертной службе (ФЭС) и ее сотрудниках, раскрывающих совершенно все преступления, которые им приходится расследовать. К началу 2021 года сериал обошел по количеству серий «Санта-Барбару» (у нее вышло всего 2137 эпизодов, у «Следа» — уже около 2500). Как команда «Следа» выдерживает безумный темп, снимая по 208 серий в год с почти не меняющимся актерским составом? Их рейтинги действительно высокие? Как появилась ФЭС? «Медуза» отвечает на эти и другие вопросы о сериале.

Что такое ФЭС и чем она занимается?

Федеральная экспертная служба — вымышленная структура МВД, созданная специально для «раскрытия сложных и особо тяжких преступлений» при помощи современных технологий и не совсем обычных для правоохранительных органов людей.

О создании спецслужбы рассказано в первых четырех сериях с общим названием «Укус куфии». По легенде, потребность в новой, «оснащенной по последнему слову техники» структуре возникла, когда полиция за полгода не смогла поймать в Москве серийного убийцу детей. Возглавить ФЭС поручили полковнику и доктору медицинских наук Галине Рогозиной. В традициях жанра Рогозина сама набрала команду ФЭС — которая получилась довольно пестрой.

В нее вошли осужденный за взлом банков хакер Иван Тихонов, уволенная из органов за «служебное несоответствие» баллистик Татьяна Белая, домохозяйка Валентина Антонова (изначально она отказалась от работы патологоанатомом и посоветовала вместо себя своего учителя — пожилого профессора Петра Ромашина; позднее они будут работать вместе), а также внешне похожий на стереотипного байкера майор спецназа ГРУ Сергей Майский. Единственный, кого Рогозиной «навязало» МВД — ее заместитель, майор полиции Николай Круглов. Уже к финалу «Укуса куфии» отношения в команде наладились, а в более поздних сериях даже будет намек на любовную линию между Рогозиной и Кругловым. 

Со временем в ФЭС появились и другие сотрудники; сейчас их 17. А сама служба довольно быстро перестала специализироваться только на сложнейших преступлениях: за помощью в ФЭС «может обратиться и „важняк“ из прокуратуры, расследующий „громкое“ заказное убийство, и молодой участковый». 

Кто придумал «След»? Это копия какого-то западного сериала?

Впервые «След» показали в эфире Первого канала в сентябре 2007 года. Зрители сразу обратили внимание на сходство «Следа» с популярным американским сериалом «CSI: Место преступления», который тоже рассказывал о сотрудниках криминалистической лаборатории, но не Москвы, а Лас-Вегаса (а также Нью-Йорка и Майами) — и выходил с 2000 по 2015 год.

Появление «Следа» на Первом канале и американский сериал действительно связаны, подтвердили «Медузе» в пресс-службе Первого канала: «Канал запросил франшизу на CSI, но в ней отказали, поскольку сериал не планировали продавать на территорию России в ближайшие три года. Поэтому канал решил сделать свой проект, естественно, отличающийся от CSI». Идея «Следа», добавили в пресс-службе канала, принадлежит его гендиректору Константину Эрнсту. 

В феврале 2007 года Эрнст и генеральный продюсер Первого канала Александр Файфман заказали «След» Александру Левину, продюсеру медиахолдинга «ТелеАльянс Медиа групп», рассказали «Медузе» в этой компании. Уже после выхода сериала «След» Левин говорил, что команда, работавшая над сериалом, воспринимала себя как «учеников» CSI. Но все сценарии, отмечал продюсер, у проекта «абсолютно оригинальные» — а это, на его взгляд, главное (от разговора с «Медузой» он отказался).

«Эрнст хотел получить сериал про работу экспертов-криминалистов для дневного эфира. <…> Но когда увидел пилот, сразу передвинул сериал в предпрайм и организовал массированную рекламную кампанию в поддержку премьерных показов», — рассказали в «ТелеАльянсе». Но через четыре года, в 2011-м, «След» перестали показывать на Первом. 

Почему Первый канал отказался от сериала?

Как рассказали в пресс-службе Первого канала, такое решение было принято из-за «проседания» поначалу высоких рейтингов «Следа». «Аудитория Первого канала избалована и остро реагирует прежде всего на новое, исключения тут всего три — „Что? Где? Когда?“, КВН и „Голос“», — пояснили в пресс-службе.

«Поскольку часть команды Первого в этот момент занималась реорганизацией Пятого канала, продюсеру „Следа“ Александру Левину было предложено переместиться на Пятый — было понятно, что в Санкт-Петербурге, где много семей офицеров-отставников и где аудитория гораздо более мужская, чем в Москве, этот сериал будет очень популярен», — добавили в пресс-службе Первого канала.

В «ТелеАльянсе» историю перехода «Следа» с Первого на Пятый канал назвали «практически детективной» — по воспоминаниям шеф-редактора сериала Александра Шуравина, этому предшествовал скандал. В 2009 году, когда на Первом ежедневно выходили новые серии «Следа», коммерческая служба канала продала право на повторные показы каналу ДТВ, утверждает Шуравин. По его словам, это произошло якобы без согласования с Эрнстом — почему-то предполагалось, что он «даже не заметит». «В течение двух недель доля ДТВ выросла в три раза. Эрнст заметил это моментально. Разразился скандал. Контракт с ДТВ был аннулирован», — рассказал «Медузе» Александр Шуравин.

«Пятый канал»

«По рекомендации Эрнста гендиректором Пятерки [в декабре 2010 года] был назначен Алексей Бродский, — добавляет Шуравин. — А ему в поддержку Эрнст, который запомнил эксперимент с ДТВ, отдал два проекта „ТелеАльянса“: „След“ и „Детективы“. И не ошибся. Оба сериала вышли в эфире Пятого в сентябре 2011 года с хорошими рейтингами». 

За следующий год, по данным «Коммерсанта» рейтинг Пятого канала вырос почти вдвое: с 3,5 до 6%. Причиной этого издание посчитало появление в эфире проектов «ТелеАльянса», которые «пользуются у зрителей каким-то невероятным спросом». В пресс-службе Пятого канала «Медузе» сказали, что «След» имеет «большое значение» для канала и занимает «важное место» в сетке вещания — его показывают практически каждый день, по несколько серий, иногда он занимает большую часть сетки дня. Но подчеркнули: «Показатели канала — это совокупный результат всех проектов, которые выходят в эфир. Нельзя сказать, что один из проектов определяет успех канала в целом». 

Каждый год выходит 208 серий «Следа». Зачем? И как это возможно?

Команда «Следа» работает непрерывно, «без выходных и Нового года», отвечает шеф-редактор сериала Александр Шуравин: «Каждую неделю снимается четыре новых серии, 52 недели в год. И так с 2007 года». Съемки сериала всего один раз приостановили почти на три месяца — весной этого года, во время карантина в Москве. 

Ольга Копосова, играющая в сериале главу ФЭС Галину Рогозину, рассказывала, что первый год съемочная группа работала по 18 часов в день. «Я иногда после ночных смен даже домой не успевала — переночую на диванчике в студии и снова за работу…» — говорила Копосова.

Похожие воспоминания о том периоде и у Анны Даньковой, играющей в сериале патологоанатома Валентину Антонову. «Мы так старались, что вышли абсолютно из всех графиков, — говорила она о съемке первых серий „Укус куфии“. — Сериал начали показывать по телевизору, рейтинги зашкаливали, а отснятого запаса не было. Работали ночами. Спали, ели прямо в павильонах. А осенью, когда нам уже было совсем не разорваться, стали появляться новые актеры и придумываться должности под их героев». Со временем актеры все же «выбили себе какие-то человеческие условия», рассказывала Копосова: «Я к тому времени развелась, а у меня ребенок. Теперь вот настаиваю, чтобы смены были не длиннее 12 часов».

В таком режиме сериалы не снимает никто, утверждает Шуравин, а команде «Следа» это удается благодаря «четко отлаженной технологии»: у проекта есть так называемая «производственная библия» — том размером с «Войну и мир», в котором сформулированы правила для каждой службы, работающей на сериале. 

О технологии производства более предметно рассказывала Копосова. Каждый день команда снимает сцены как минимум для шести серий, говорила она: «Поскольку каждая серия — отдельная история, мы можем работать над ними частями, спустя время переснять какой-то эпизод, если он не получился». Актеры учат текст на ходу, сама Копосова почти никогда не читает сценарий перед съемкой. 

Большинство съемок проходят в павильоне, представляющем из себя «офис ФЭС». В 2018 году у павильона появилась копия, тогда же возникла еще одна съемочная команда (до этого их было две), а в ФЭС пришли новые сотрудники. Все это было сделано после того, как в 2017 году Пятый канал решил подписать контракт не на привычные 200 серий в год, а на 300. Стремление показывать как можно больше новых серий в пресс-службе канала объяснили тем, что их цель — «радовать зрителей и отвечать их ожиданиям».

Почему серии «Следа» показывают не по порядку?

Как правило, одна серия «Следа» длиной от 30 до 52 минут рассказывает об одном преступлении, хотя бывают исключения — у сериала есть несколько спецвыпусков и объединенных серий. Сезонов у сериала нет как таковых.

В том числе поэтому в отличие от показа большинства сериалов — и в отличие от того, как «След» выходил на Первом канале — Пятый канал показывает сериал не эпизод за эпизодом по мере их выпуска, а перемешивая новые серии со старыми без какого-либо видимого порядка.

По словам Александра Шуравина, этому способствует сам формат «Следа» — это «вертикальный» сериал, каждый эпизод которого содержит отдельную и законченную историю. «Зритель следит не за личной жизнью сотрудников ФЭС, а за их работой. И за личной жизнью героев конкретной серии», — говорит он. 

Старые серии, по словам Шуравина, демонстрируют рейтинги не хуже, чем у новых (это «Медузе» подтвердили и на Пятом канале). «Секрет, вероятно, в том, что снято больше 2500 эпизодов, и даже авторы не всегда помнят, какая в данной серии развязка, — считает Шуравин. — И, конечно, такой показ экономически выгоден каналу, поскольку ready made стоит значительно дешевле премьер». 

Сюжеты серий «Следа» списаны с реальных преступлений?

В конце каждого эпизода «Следа» на экране появляется текст: «Все события и персонажи сериала вымышленные и любые совпадения с реальностью случайны». Но в некоторых сериях совпадения с реальностью выглядят очевидными, — например, в спецвыпуске «Садовник» прослеживается история Битцевского маньяка Александра Пичушкина. А то, что серия «Яма» снята по мотивам дела спецкора «Медузы» Ивана Голунова, подтверждала актриса «Следа» Ольга Копосова. 

«Экранизацией реальных уголовных дел мы не занимаемся, но иногда заимствуем из жизни какие-то драматические ходы, сюжеты, — говорит Шуравин, — Получается — „по мотивам“, узнаваемые герои, ситуации, иногда довольно громкие и резонансные». Но, по его словам, развязки историй и сами преступники в «Следе» обычно не те же, что в реальности. 

Сюжеты не повторяются?

Над сериалом, рассказали в «ТелеАльянсе», работают около 30 сценаристов и редакторов. Каждый сюжет — «от заявки до диалогов» — в основном работа одного сценариста, но ему также помогает редактор, а при необходимости — шеф-редактор. Редактор может выступить и в качестве главного автора.

Один из очень частых, но не обязательных элементов сценария — своеобразное нравоучение в конце серии. «В идеологии сериала заложена победа добра над злом, но иногда герои и их мотивы бывают очень сложными и противоречивыми. Порой злодеев даже хочется пожалеть, — говорит Александр Шуравин. — Чтобы как-то обозначить позицию ФЭС иногда прибегают к такому проговариванию. Но так происходит не всегда, а только, когда это уместно». 

«След» — лучшие и новые серии в новом сезоне только на Пятом!
Пятый канал Россия

По словам Шуравина, авторы сюжетов «Следа» не могут позволить себе повторы. «Следовский фандом все помнит», — говорит он, «многомиллионная армия зрителей» обязательно заметит повтор и «поднимет крик». Но иногда сюжеты «Следа» все-таки сильно напоминают друг друга. Например, похожие истории показаны в эпизодах «Школьные годы чудесные» и «К топору!» — в них подросток, над которым издевались одноклассники, приходит в школу с оружием, чтобы отомстить. Довольно быстро сотрудники ФЭС выясняют, что все не так просто, и ребенок стал жертвой провокации.

В «Следе» снимаются те же актеры, что и 13 лет назад. Им не надоело? А в других проектах они могут участвовать?

«Когда их [актеров] вижу, только одна мысль: „Я бы свихнулась на их месте в таком количестве серий сниматься, во всех этих преступлениях и гадостях“. Все однообразно в принципе… И тянется нескончаемо», — написала на форуме еще в 2011 году одна из зрительниц «Следа». Подобных комментариев много. 

В интервью актеры сериала часто повторяют, что «След» стал для них не только «путевкой в кино», но и семьей. Самый первый состав ФЭС, за исключением патологоанатома Петра Ромашина (его играет Владимир Свешников), до сих пор регулярно появляется в сериале. За 13 лет проект покинули всего 11 исполнителей главных ролей, шесть из них затем вернулись и еще четверо по-прежнему снимаются в сериале.

Большинство актеров из основного состава параллельно со «Следом» участвуют в других проектах. Например, Сергей Пиоро (баллист-трасолог Игорь Шустов) активно снимается в сериалах, среди них — «Универ. Новая общага». Евгения Кулакова (хакер Иван Тихонов) можно увидеть в «Схватке», «Физруке», «Методе» и других сериалах и фильмах.

В медиахолдинге этому не препятствуют. «Мы уже не совсем сериал. Скорее мы — театр. Театральные актеры могут сниматься, где угодно, и даже участвовать в театральных антрепризах, но всегда возвращаются на родную сцену», — объяснили в «ТелеАльянсе». 

Единственная, кто не участвует в других проектах — глава ФЭС. До «Следа» Ольга Копосова восемь лет была домохозяйкой, иногда снималась не на главных ролях в кино, рекламе, «каких-то роликах, клипах, каких-то фильмах документальных». «У меня большой опыт съемочный, но я всегда где-то работала побочно. Потому что это очень ненадежная вещь, а я по образованию не актриса, не театральная актриса, у меня вокальное образование», — рассказывала Копосова. 

У сотрудников ФЭС есть личная жизнь? А у актеров?

Развод Ольги Копосовой в свое время обсуждался фанатами сериала — они называют себя «СЛЕДоманами» — не менее активно, чем личная жизнь ее героини. Многие из них возмущаются, что Галина Рогозина и ее заместитель Николай Круглов до сих пор не признаются друг другу в чувствах — фанаты уверены, что эти чувства есть.

А заодно подозревают, что играющих их актеров — Ольгу Копосову и Владимира Ташлыкова — тоже могут связывать не только рабочие и дружеские отношения. Ташлыков на все вопросы отвечает обтекаемо, что общается с Копосовой вне работы и у них «отношения достойные». Интересуют фанатов и отношения между другими героями сериала. Нередко они устраивают опросы, кто из сотрудников ФЭС мог бы стать идеальной парой

«Мы знаем о запросе зрителей на „личные“ истории, — сказал Александр Шуравин. — Но наши серии повторяются в эфире много-много раз, в хаотичном порядке. Из-за этого мы просто не можем прописать нашим героям длинные личностные „арки“. Зритель сойдет с ума, если в один вечер в первой серии у героя будет роман с одной девушкой, в следующей — секс с другой, в третьей — он разводится после пяти лет брака, в пятой — свадьба с той, с кем развелся в четвертой, в шестой у него рождается ребенок, в седьмой девушка говорит ему, что беременна и так далее… Воскресшие дедушки, помолодевшие братья и сестры — это все, что зрителя запутает». 

Специально зрителей, которые хотят узнать больше о самих ФЭСовцах, команда сериала снимает спецвыпуски и сдвоенные серии. «Мы их периодически снимаем и будем это обязательно продолжать, если договоримся с [Пятым] каналом о финансировании, — сказал Шуравин. — Пока, насколько я знаю, с этим есть сложности, поскольку такие эвенты дороже регулярных серий». 

Насколько достоверно «След» показывает следствие в России?

Вопросы к достоверности сериала есть даже у «СЛЕДоманов». Они замечают нестыковки как в работе ФЭС, такой и в самой ее структуре — например, многим не до конца понятно, как поделены обязанности между сотрудниками и почему глава компьютерного отдела Иван Тихонов занимается всеми лабораторными исследованиями.

Зрители часто пишут, что технологии, показанные в сериале, в действительности не существуют или не используются правоохранительными органами. А работа фэсовцев в лаборатории (и не только) часто выглядит комично. Кроме того, за столько лет никто из сотрудников службы не получил повышения, а большинство подозреваемых допрашивают без адвокатов — и они сразу во всем сознаются. При этом, нераскрытых дел у ФЭС не бывает.

«Как таковой „фантастики“, как принято почему-то считать, у нас нет, — отвечает на это Александр Шуравин, — Какие-то вещи умышленно упрощены, какие-то процессы ускорены, какие-то названия препаратов изменены, в том числе, чтобы не учить зрителя плохому и не давать рецептов и лайфхаков преступникам. Но все, что мы показываем, существует и работает. Возможно, не в каждом райотделе, но существует». 

Отсутствие карьерного роста фэсовцев Шуравин объясняет нежеланием путать зрителей — и вновь напоминает, что серии выходят на Пятом канале не по порядку. А редкое появление в кадре адвокатов шеф-редактор объясняет тем, что из них редко получаются интересные герои. «Если по сюжету адвокат на самом деле одно из действующих лиц в ОПГ или, действуя под принуждением, принес доверителю яд в СИЗО. Или он просто прикольный, и ему придумали комичную мини-линию, — говорит Шуравин. — Если же адвокат просто сидит в кадре, отрабатывая процессуальную норму — это скучно. У нас все же не видеопособие по изучению УПК». В то же время другие процедурные моменты ФЭС выдерживает очень строго: на обысках почти всегда присутствуют понятые, а несовершеннолетних обязательно допрашивают с участием взрослых.

«Пятый канал»

Несмотря на эти и другие претензии к сериалу (не реалистичные спецэффекты, плохая игра актеров, ляпы и прочее), «След» вдохновляет многих на работу в правоохранительных органах. А кому-то показанная в сериале служба кажется настолько реальной, что в нее пишут жалобы и просьбы о помощи. Есть и те, кто использует ФЭС в преступных целях. Осенью 2009 года сообщалось о мошеннике из Стерлитамака, который представлялся сотрудником службы из сериала и забирал у детей мобильные телефоны (сейчас новость недоступна). 

«След» действительно так популярен у зрителей?

В 2019 и 2020 годах, по результатам опроса ВЦИОМ, «След» стал вторым по популярности сериалом в России. В прошлые годы «След» неоднократно получал профессиональные награды, в том числе три премии ТЭФИ — две как лучший телесериал и одну в номинации «Режиссер телевизионного художественного фильма/сериала». 

У сериала «достаточно высокие показатели», сказали «Медузе» в пресс-службе Пятого канала. «Они разные в разное время, но в основном премьерные серии являются лидерами эфира», — добавили в пресс-службе. Кроме того, у «Следа» много поклонников. «Зрительское ядро сериала — женщины в возрасте 35-45 лет. Но смотрят его, судя по обратной связи, все — от школьников до пенсионеров, — сказали в „ТелеАльянсе“. — Есть те, кому сериал очень нравится, кто смотрит его каждый день, с нетерпением ждет каждый понедельник, когда покажут очередную премьеру. Есть те, кто вообще не приемлет такой способ рассказа детективных историей и пишет в чатах, какой мы отстой». 

«СЛЕДоманы» создают энциклопедии о сериале, пишут фанфики и делают тематические мини-журналы. Многие из них признают минусы «Следа», но в то же время объясняют, что ценят его за другое. «След — бесценная вещь, как фон во время ничегонеделанья. Не напряжно и не очень скучно, а главное — можно начинать смотреть с любого места хоть в стопятьсотый раз, потому что все две тыщи серий не сильно помнятся», — написала одна из зрительниц.

«Секрет успеха сериала „След“ в том, что это в определенной степени фантастический сериал. В нем показана полиция такой, какой большинство людей хочет ее видеть, при этом зрителю понятно, что речь идет о ВЫМЫШЛЕННОЙ полиции, а не о попытке приукрасить реальную полицию, — считает другой фанат. — В то же время действие сериала происходит в нашей реальности, герои не супермены и не используют какие-то совсем уж фантастические методы раскрытия преступлений. В эту полицию хочется верить, хочется видеть ее в жизни, а не только на экране». 

Когда закончится «След»?

Съемки сериала финансирует Пятый канал, который заказывает определенное количество серий — обычно 200 — и за это получает права на неограниченное количество их показов в течение трех лет. По истечении этого срока канала платит за показы производителю — компании, входящей в «ТелеАльянс». 

В пресс-службах компании и Пятого канала «Медузе» сообщили, что выходить «След» будет до тех пор, пока зрителю будут проявлять к нему интерес. «Пока у сериала будет преданная аудитория, как сегодня, сериал не закончится, — добавили в „ТелеАльянсе“. — Да он, фактически, только начался». 

Автор: Кристина Сафонова при участии Анастасии Якоревой

Редактор: Валерий Игуменов