Перейти к материалам
истории

Одиночная кампания Call of Duty Black Ops: Cold War — зрелищная, но пустая агитка о Холодной войне Зато можно посмотреть на компьютерного Горбачева и пройтись по Лубянке

Источник: Meduza
Treyarch

К Cold War, новой игре из серии Call of Duty: Black Ops прилагается одиночная кампания, совсем короткая — буквально часов на семь-восемь. Она могла бы понравиться широкой публике, а не только поклонникам серии, если бы за всеми клише из фильмов про Джейсона Борна и книг Тома Клэнси скрывалась какая-то ирония. Ну или хотя бы интересные геймплейные находки. Но нет — это абсолютно серьезная антисоветская агитка, натянутая на необязательную беготню между точками сохранения и беспорядочную пальбу из неотличимых друг от друга видов оружия. Журналист «Медузы» Алексей Ковалев рассказывает, почему тем, кто не фанатеет от Call of Duty, можно не тратить время и деньги на Cold War.

Одиночная кампания Call of Duty: Black Ops Cold War возвращает нас в мир подборок «Самые тупые ляпы Голливуда о России» с агентом Ащьф Лштшфум и ТУЧА ФЗНАМЗНОН над Новосйойрском. Проблема тут в том, что Россия в современной западной поп-культуре давно перестала быть одномерной карикатурой с агентами KGB в ушанках и надписями на псевдорусской тарабарщине. Создатели сериала «Американцы» приглашают русскоговорящего консультанта (журналистку Машу Гессен из The New Yorker), чтобы реплики персонажей на русском звучали естественно и соответствовали времени, а Крейг Мэйзин в «Чернобыле» следит, чтобы на «копейке» в кадре висели именно номера Киевской области УССР. 

На этом фоне газета «Хроники Союза Советских Социалистических Республик» со слоганом «САМАЯ ЧИТАЕМАЯ ГАЗЕТА МОСКВЫ — РЕКОМЕНДОВАНО ГОСУДАРСТВОМ» могла бы выглядеть милым намеренным анахронизмом, данью устаревшим кино- и игровым клише. В том числе в рамках той же Call of Duty, если бы за этим хоть что-то пряталось. Но нет — вы видите и слышите ровно то, что видите и слышите, никакого двойного дна или постиронии тут нет. На стенах Lubyanka висят в золоченых рамах портреты кого-то похожего на Стива Бушеми в роли Хрущева из «Смерти Сталина». В заставке реальный Рейган грозит расправой «врагам свободного мира», а иллюстрируют это кадрами кинохроники с Красной площади. По правую руку от компьютерного Горбачева сидят мрачный лысый кабан в кожаном пальто и бородатый «Ахмед Захаев». Всегда идет снег, а клюква до боли непоследовательна — тут даже депутату Госдумы не от чего возбудиться. При выборе персонажа можно остановиться на гэбисте-перебежчике, но никаких последствий этот выбор не несет, кроме нескольких строк диалога (правда, в мультиплеере все же дает некие бонусы). 

Treyarch
Treyarch
Treyarch

Выбор оружия в Cold War тоже не влияет примерно ни на что, так как все бои сводятся к наведению прицела на выскакивающих, как фигурки в тире — и таких же картонных, — врагов и нажатию кнопки огня, пока они не перестанут стрелять. Эти клонированные болванчики кричат своим генератором неестественной русской речи «Прикрой мою задницу!» и «Они обходят нас с фланга!» в пустоту — никого они не прикроют и ваш заход с фланга не попытаются заблокировать, не обращайте на них внимания.

Кстати, к диалогам неигровых персонажей можно прислушиваться, там бывают довольно абсурдистские сценки вроде допроса в коридоре «Лубянки», но они тоже звучат в пустоте. Подслушав разговор кагэбэшников о том, что нашему сообщнику грозит опасность, я слегка запаниковал — но буквально через секунду он как ни в чем не бывало появился из ниоткуда, вытащил нас из надвигавшейся неприятной передряги и так же в никуда исчез.

Выпадающий из врагов лут можно собирать — а можно и не собирать, он все равно не сохраняется. В нескольких миссиях врагов можно снять из снайперской винтовки издали (есть задержка дыхания нажатием стика). А можно ничего этого не делать и валить напролом, результат один и тот же. Враги все абсолютно одинаковые — что условные «советские», что «отдаленно восточные террористы», и только в паре мест появляются бронированные мини-боссы. В них нужно просто пострелять подольше, больше разницы никакой. Никаких слабых точек, отстреливания конечностей и элементов брони, подобия хоть какой-то индивидуальности у врагов нет — в том же Wolfenstein II, более веселой молотилке нацистов, разнообразия среди рядовых врагов и мини-боссов куда больше. 

Стелс как таковой тоже почти отсутствует, хотя механика для него заложена. У врагов есть индикаторы тревоги, поэтому теоретически от них нужно прятаться, но на практике это ведет в никуда. Если для миссии стелс критичен — значит, никаких вариантов забить на него и пробиваться с боем, как в практически любой другой игре, да хоть в Assassinʼs Creed, нет. Но перебегать на полусогнутых между укрытиями, следить за маршрутами перемещения охранников, решая, отвлекать ли их шумом и заманивать поодиночке в темные углы, чтобы там пристукнуть, или снять выстрелом дротика со снотворным, — забудьте.

В одном месте охранник упорно замечает вас боковым зрением, даже если вы присели в темноте за укрытием — просто потому, что линейный сценарий требует, чтобы вы проходили эту миссию другим маршрутом. Так же бессмысленно пытаться его тихонько прикончить — не положено и все. Необъяснимым образом после этого на вас нападает толпа охранников, выбегающая из-за ближайшей двери, и немедленно убивает; разумеется, если подойти к этой двери под немного другим углом и открыть, там никого нет.

Самая удовлетворительная стелс-миссия проходит буквально в подвалах Лубянки, где появляется даже некое разнообразие вариантов тихого прохождения. Правда, все они тоже жестко заскриптованы, а разнообразие ограничивается очередностью запихивания обездвиженных охранников по шкафам. 

Call of Duty

То же самое и с укрытием в бою — то есть присесть и спрятаться за ящиком или бочкой можно, но в вас либо попадут, либо не попадут, как повезет. Еще в мире CoD: Cold War можно находить предметы, не несущие никаких функций, кроме раскрытия подробностей об игровой вселенной. Некоторые из них нужно внимательно рассматривать и изучать для решения головоломок, открывающих побочные миссии. Правда, эти миссии — правильно! — тоже никуда не ведут, их прохождение не дает дополнительного опыта или легендарного оружия и никак не влияет ни на основной сюжет, ни на отношения с напарниками.  

В их роли выступают Алекс Мэйсон, Фрэнк Вудс и другие персонажи серии Black Ops. С ними во время перерыва между миссиями на конспиративной квартире можно поговорить и выяснить какие-то подробности их биографии и особенности взаимоотношений в команде. Но это тоже совершенно бесцельное времяпровождение; в любом случае они остаются статистами, которые послушно едут по рельсам сюжета. А максимум реального взаимодействия с ними, которое ведет хоть к каким-то последствиям, — это случайно выстрелить кому-нибудь из них в спину или задеть взрывом гранаты, за что вас наказывают возвращением к последней точке сохранения. Собственно говоря, от напарников и толку в игре никакого — они просто бегают за вами от чек-пойнта к чек-пойнту, повторяя одни и те же фразы и бессмысленно паля по таким же условным врагам, ни разу ни в кого не попадая. От однообразия игру спасают разве что несколько вариантов концовок и подобие морального выбора ближе к концу. 

Хотя CoD: Cold War и ревностно следует собственноручно заданным стандартам шутеров от первого лица, стоит признать, что в 2020 году они безнадежно устарели. Фанаты серии, готовые закрыть глаза на все эти условности, могут пройти очередной мини-эпизод из их любимой игровой вселенной. Но что тут делать остальным — на это игра ответа не дает.

Алексей Ковалев