Перейти к материалам
истории

«Борат-2» — Саша Барон Коэн везет Майклу Пенсу секс-мартышку, носит костюм куклуксклановца и поет про уханьский грипп Все это, конечно, оскорбительно, но очень смешно

Источник: Meduza
Amazon Studios

23 октября на Amazon Prime вышел «Борат-2» — продолжение комедии, в которой Саша Барон Коэн играет казахстанского журналиста. Как и в первой части, в этом фильме есть много поводов для оскорбления чьих-либо чувств: Коэн смеется и над американскими политиками, и над сексистскими стереотипами, и над пандемией коронавируса. Кинокритик «Медузы» Антон Долин посмотрел фильм и рассказывает, почему за возмутительными шутками Коэна стоит не циник, а идеалист.

Саша Барон Коэн, конечно, гений (если вам так будет спокойнее, можете добавить «в своем роде»). Он делает замечательные фильмы, полностью игнорируя все требования кинематографа как искусства. Режиссер в его картинах — лицо сугубо техническое: большой разницы между Ларри Чарльзом («Борат», «Бруно», «Диктатор») и Джейсоном Волинером («Борат-2») вы не обнаружите. Оператор всегда балансирует между нарочитой неловкостью и документальной незаметностью. Любой его сценарий рудиментарен и в пересказе похож на скверную шутку. Актеры или скатываются в непристойно сгущенный гротеск, или не играют вовсе, будучи случайно вовлеченными в процесс одним из персонажей-масок Коэна: казахским журналистом Боратом, австрийским геем Бруно или ближневосточным диктатором Аладдином. Меж тем комедия в формате мокьюментари — жанр и редкий, и сложный. Коэн овладел им в совершенстве. 

В мире бесконечных оскорбленных чувств он — отчаянный экстремал, главный специалист по оскорблению этих самых чувств. Для англоязычной парадигмы — то же самое, что «Шарли Эбдо» для франкоязычной (в России аналога, кажется, не существует). И точно так же Коэн видит в каждом оскорбившемся повод для сиквела. В 2006 году «Борат» оскорбил целое государство — Казахстан. В 2020-м завязкой для «Бората-2» становится желание лидера страны, вымышленного «премьера Назарбаева» (Дани Попеску), поднять уроненный престиж страны. Чтобы восстановить утраченное, он возвращает из рудников сосланного туда Бората Сагдиева и вновь отправляет его через океан в «Асашай» (USA). Его цель — принести в дар вице-президенту Майклу Пенсу самого популярного порноактера и министра культуры Казахстана, обезьяну Джонни. Собственно, таков подзаголовок фильма: «Подарок секс-мартышки вице-премьеру Михаилу Пенсу для пользы недавно униженному Казахстану».  

Borat Subsequent Moviefilm — Official Trailer | Prime Video
Amazon Prime Video

Смешнее шуток Саши Барона Коэна — только представители великого казахского народа, которые умудряются на них обижаться. Абсолютно никакого, даже отдаленного сходства с реальным Казахстаном здесь не прослеживается. Снимается эта эксцентрическая азиатско-постсоветская диктатура, порожденная воображением автора, в Румынии (недаром стране самого умного и новаторского кинематографа XXI века). Псевдоэтнический саундтрек создает композитор Эрран Барон Коэн, старший брат и постоянный соратник Саши: больше всего его фантазии напоминают пародию на раннее творчество Горана Бреговича. Вообще же цель фильма не бывший СССР, а Штаты и — шире —западный мир с его новой этикой, политкорректностью и разными формами лицемерия, осознанного и нет. Борат же — недаром «журналист» по профессии — служит не столько придурковатым героем-странником, правомочным наследником Форреста Гампа (в одном из эпизодов мелькает Том Хэнкс), сколько специальным фильтром или линзой для наблюдения за реальностью и ее пристального анализа. 

В «Борате-2» Коэн исследует три важнейшие темы современности: выборы президента в США, эпидемию коронавируса и феминизм. 

С первой оказывается проще всего. Общаясь с реальными реднеками и домохозяйками, Борат без труда провоцирует их на согласие с самыми дремучими из своих убеждений, то есть с заблуждениями. Среднестатистический американец одобряет расизм, не доверяет евреям, свято верит в теорию заговора — чем она бредовее, тем вера истовее. Смотреть на этих в высшей степени обычных людей смешно и жутковато одновременно. Сам же Коэн, который не любит повторяться, постоянно надевает сверх маски Бората новые выдуманные личины «настоящих американцев». Так мы знакомимся с русоволосым Джоном Шевроле в джинсовой паре, ковбоем Клиффом Сафари в кожаной куртке и шляпе, респектабельным профессором Филиппом Драммондом Третьим, а также Кантри-Стивом в клетчатой рубашке и штанах с подтяжками. Да-да, это тот самый лжепевец, который не так давно выступал на фестивале ультраправых и распевал хором с ними припев про уханьский грипп, который надо вколоть Бараку Обаме и остальным демократам, — эту неловкую и уморительную сцену вы увидите целиком. 

Саша Барон Коэн — мастер маскировки, но и быть прямым не боится. На съезд консерваторов он заявляется в колпаке и накидке куклуксклановца, а потом в туалете переодевается в Дональда (Борат закономерно называет его «Макдональдом») Трампа. Однако те сами рады разоблачаться. В кульминационной сцене бывший мэр Нью-Йорка и нынешний трампист Руди Джулиани легко попадается на крючок и готовится заняться сексом с 15-летней, по ее собственным словам, журналисткой. Этот розыгрыш еще может стоить ему карьеры.  

Тема коронавируса — связанная, хоть и косвенно, с выборами и политикой Трампа — всплывает лишь во второй половине фильма. Даже может показаться, что Коэн вставил ее в «Бората-2» в последний момент, чтобы угнаться за временем, как это сделал (и тоже не без изящества) в своем недавнем романе Виктор Пелевин. Но конспирологическая теория о том, кто и зачем «внедрил» в мир ковид, органично вписывается во вселенную Бората: осмысленно, смешно и уместно для рекламной кампании, в ходе которой Коэн предстал абсолютно голым, только с защитной маской на причинном месте. 

Самая же цельная составляющая картины — феминистская. Признаем очевидное: к Борату Сагдиеву зрители привыкли, он вряд ли способен всерьез их удивить или шокировать. Поэтому встречайте его дочь — Тутар Сагдиеву, нелегально пробравшуюся на территорию Асашай вслед за отцом. Блистательная работа болгарской актрисы Марии Бакаловой формирует настоящий фильм в фильме.

По сюжету пятнадцатилетняя героиня живет в клетке, как и все женщины в Казахстане, но лелеет мечту: выйти замуж за американца и переселиться из обычной клетки в золотую, как героиня ее любимого диснеевского мультфильма «Мелания» (боже, кто-нибудь, сделайте его полнометражную версию! в «Борате-2» лишь несколько секунд, но каких!). За время американского вояжа она изменится и научится многому — параллельно с тем, как зритель ознакомится с полным набором кошмарных и бредовых сексистских стереотипов, изложенных в вымышленном «Домострое», единственной книге, которую разрешено читать казахским женщинам.

Amazon Studios
Amazon Studios
Amazon Studios

Опять же речь, разумеется, не о Казахстане, а о том, что Америка живет по правилам, не слишком отличающимся от придуманных Коэном. В этом нас убедят встречи Тутар с инстаграм-инфлюенсеркой (та научит, как ловить «папиков») и тренершей богатых невест (сцена на «балу дебютанток» в Джорджии гротескна и без Бората), визиты в христианский центр по борьбе с абортами и клуб женщин-консерваторов. Превращение чумазого подростка в освобожденную женщину Востока, да и Запада заодно, станет катарсическим разрешением основной интриги. 

Если мы живем в новом Средневековье, то Коэн — живое воплощение описанной Бахтиным карнавальной культуры, шекспировский шут, вечный Йорик. Он ходит по краю и иногда переходит все границы. Например, его уже яростно критикуют за сцену с Джудит Дим Эванс, пережившей Холокост пожилой дамой, которую герой Бората в костюме карикатурного еврея встречает в синагоге. Впрочем, комик утверждает, что рассказал ей о подоплеке съемок и своем замысле уже после того, как сцена была сыграна, и получил ее одобрение (проверить это невозможно, Эванс недавно ушла из жизни). Но даже эта неуютная сцена подтверждает, насколько высоки ставки.

Саша Барон Коэн не просто троллит и дурачится. За его бесстрашием и гневом, чуть ли не яростью, переплавленной в сарказм, различим не циник, а идеалист, который всерьез верит в возможность победы над невежеством, агрессией и пофигизмом обывателя. При помощи если не искусства, то смеха.  

Антон Долин