Билл Мюррей пытается спасти брак дочери Это новый фильм Софии Копполы «Последняя капля» — нежный, тихий и умный
На сервисе Apple TV+ 23 октября выходит новый фильм Софии Копполы «Последняя капля». Главная героиня подозревает мужа в неверности и рассказывает об этом своему отцу — тот прилетает к дочке в Нью-Йорк и призывает ее шпионить за собственным мужем. Главные роли сыграли Рашида Джонс («Парки и зоны отдыха»), Марлон Уайанс («Очень страшное кино») и Билл Мюррей. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему новый фильм Софии Копполы вновь получился скромным и мудрым.
«Последняя капля» (оригинальное название «On the rocks» — идиома, которую решили не переводить) Софии Копполы — вызывающе легкомысленный, демонстративно пустячный, но в то же время один из самых цельных и гармоничных ее фильмов. Обойдясь без громких фестивальных премьер, новая работа лауреатки Венеции и Канн сразу оказалась в стриминге Apple TV+. Картина построена по модели, которую мгновенно узнают поклонники Копполы. Ее динамика, как в «Трудностях перевода», основана на отношениях молодой героини и мужчины вдвое старше, роль которого опять играет Билл Мюррей. В основе сюжета — отношения отца с дочерью, как в «Где-то». Комическое и драматическое вновь нераздельны, как во всех фильмах режиссера, а на диалогах привычно лежит большая нагрузка, чем, собственно, на перипетиях интриги.
Из этого, впрочем, не следует, что перед нами самоповтор или компиляция. Дочь Фрэнсиса Форда Копполы София снимает о том, что ей близко, и личная интонация искупает любые огрехи. Исследование отношений взрослой замужней дочери со стареющим, одиноким, одновременно мудрым и придурковатым отцом в «Последней капле» проведено тонко и умно, напоминая о «Тони Эрдманне» — Коппола сняла своеобразный американский ответ на выдающуюся немецкую картину. Кроме того, не такое уж частое удовольствие — видеть только что разменявшего 70 лет Билла Мюррея в главной роли. А замечательную Рашиду Джонс, кажется, до сих пор вовсе не снимали в заметных центральных ролях, если не считать сериала «Парки и зоны отдыха».
Лора — сорокалетняя писательница, живущая в Нью-Йорке с мужем Дином и двумя детьми. Новая книга не пишется, дети иногда не слушаются, Дин вечно в разъездах, но она не жалуется. До тех пор, пока однажды вернувшийся из командировки муж не посмотрит на нее странным взглядом, пробудив кучу подозрений. Сомнениями Лора, на беду, решает поделиться со своим отцом Феликсом, арт-дилером и бонвиваном, который как раз закрывает очередную сделку в Париже. Моментально подтвердив все подозрения дочери и встревожив ее еще больше, Феликс летит обратно в Нью-Йорк. Он полон решимости и готов ассистировать Лоре в тайном расследовании предполагаемой неверности мужа. Поначалу сомневаясь, постепенно та втягивается в опасную игру.
«Последняя капля» состоит из мелочей и банальностей, Коппола и не думает это скрывать. Ведь ее материал — именно то, как тривиальные, знакомые каждому заботы разрушают покой и психику людей, считавших себя особенными. Эта непретенциозная человечность обаятельна, особенно в подобном исполнении.
Рашида Джонс и Марлон Уайанс («Реквием по мечте», «Очень страшное кино») на удивление естественны в ролях молодых и до сих пор растерянных людей, пробующих на вкус зрелость. Билл Мюррей предсказуемо срывает лавры, но и сопротивляться его шарму нет сил, особенно когда он гоняет на красном кабриолете, пожирает черную икру и торгуется за полотна Твомбли и Хокни. Артист ненавязчиво напоминает обо всех своих лучших ролях сразу: прорывающаяся через маску невозмутимости теплота памятна по «Трудностям перевода», борьба со скучной повседневностью выросла из «Дня сурка», любовь к искусству и знакомство с европейскими консьержами отсылает к «Отелю „Гранд Будапешт“», а донжуанское прошлое — эхо «Сломанных цветов».
Кстати, бравурная симфоническая тема из саундтрека группы Phoenix (за ее вокалистом — Томасом Марсом — София Коппола замужем, а живут они в Нью-Йорке с двумя дочерями, прямо как герои фильма) напрямую цитирует знаменитую арию Лепорелло из моцартовского «Дон Жуана», где слуга ловеласа пересчитывает покоренных им женщин.
Простота и трогательность «Последней капли», в которой Коппола умудряется смягчить сентиментальность юмором, а комичность усилить сдержанным драматизмом, не нуждаются в дополнительных аргументах. Однако за фасадом прямолинейной интриги есть и важный поколенческий диалог о любви, верности и моногамии. Когда-то бросивший семью и в итоге оставшийся в одиночестве Феликс привычно и вопиюще несовременно гоняется за юбками и делает сексистские комплименты каждой официантке. Согласно его философии, сама природа мужчины не позволяет ему долго находиться в браке.
Но вскоре становится ясно, что о Дине он ничего не знает, да и собственную дочь слабо понимает, хоть и умеет щедро компенсировать идиотское поведение и неправдоподобные теории своей любовью. Лора, со своей стороны, обнаруживает шаткость своих убеждений и взглядов на отношения полов, когда чувствует себя в уязвимом положении и пугается, как сотни поколений жен до нее, прямого выяснения отношений с мужем.
Претензии многих зрителей и критиков к Софии Копполе напрямую связаны с ее фамилией. Родилась Копполой и записалась в режиссеры? Соответствуй. Но если Фрэнсис Форд Коппола положил жизнь на создание великих фильмов, то София отвечает отцу отчетливо невеликими, скромными, тихими картинами, куда больше подходящими нуждам сегодняшнего дня. «Апокалипсисом сегодня» и «Крестными отцами» Коппола-старший закрыл тему сильного человека. Зато Коппола-младшая доказывает в каждом своем фильме, что тема человека слабого неисчерпаема. Как и в «Последней капле», в понимании каких-то тонких вещей дочь оказывается если не сильнее, то определенно умнее отца.