Перейти к материалам
Село Старые Кузнецы под Ржевом в марте 1942 года после освобождения от временной оккупации
разбор

Путин написал, что впервые называет потери Красной армии в Ржевской битве. В русской и английской версиях статьи президента они отличаются на 200 тысяч человек

Источник: Meduza
Село Старые Кузнецы под Ржевом в марте 1942 года после освобождения от временной оккупации
Село Старые Кузнецы под Ржевом в марте 1942 года после освобождения от временной оккупации
Виктор Кондратьев / ТАСС

18 и 19 июня на английском и русском языках была опубликована статья президента России Владимира Путина, посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Сначала статья вышла на английском в журнале The National Interest (пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил, что это «очень серьезное издание»), а затем — на русском в «Российской газете», официальном печатном органе правительства РФ.

Президент Российской академии наук Александр Сергеев назвал статью Владимира Путина «не только политической и публицистической, но в значительной степени научной». С такой оценкой не согласился главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», основатель и издатель исторического журнала «Дилетант» Алексей Венедиктов. Он назвал единственными новыми и важными данными точные сведения о потерях во время Ржевской битвы.

Ржевская битва — серия сражений, которые войска Западного и Калининского фронтов Красной Армии вели против немецкой группы армий «Центр» к западу от Москвы, в районе города Ржев. Он был занят вермахтом в октябре 1941 года, а основная фаза боев продолжалась с 8 января 1942 года по 31 марта 1943 года. Советские войска попытались развить контрнаступление, начавшееся после того, как немцы были отброшены от Москвы, однако к весне 1942 года превосходящие силы противника полностью окружили их. В результате погибли более миллиона красноармейцев. Еще две попытки наступления, предпринятые в 1942 году, принесли лишь относительные успехи, и только в марте 1943 года немцы отступили.

«Медуза» выяснила, что даже с этими данными есть проблема. Дело в том, что Владимир Путин по-разному оценил потери Красной армии в статье на английском языке в издании The National Interest и в русскоязычной статье, опубликованной в «Российской газете».

Only in the battles for Rzhev and the Rzhevsky Salient from October 1941 to March 1943, the Red Army lost 1, 154, 698 people, including wounded and missing. (The National Interest, архивная копия)
Только в ходе боев за город Ржев и Ржевский выступ с октября 1941 года по март 1943 года Красная армия потеряла, включая ранеными и пропавшими без вести, 1 миллион 342 тысячи 888 человек. («Российская газета», архивная копия)

Таким образом, разница в оценках потерь во время Ржевской битвы в «Российской газете» и журнале The National Interest составила 188 тысяч 190 человек. На сайте Кремля приводятся те же цифры, что и в «Российской газете» — и на русском, и на английском языках.

Президент России пишет, что названные им цифры были собраны «по архивным источникам». В обеих версиях статьи Путина говорится, что они «еще далеко не полные».

Обновление. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков так объяснил «Медузе» разницу в двух текстах: «Эту ошибку я вам объясню. Дело в том, что, как вы понимаете, в The National Interest статья отправлялась заранее, за несколько дней. А работа в архивах по уточнению цифр погибших продолжалась фактически до последнего часа, когда уже в издательство отправлялся русский аутентичный текст. И поэтому та цифра, которая ушла в Вашингтон, она просто была изменена в соответствии с теми данными, которые были уточнены в нашем архиве у [руководителя Федерального архивного агентства Андрея] Артизова. Поэтому, да, действительно, там разные цифры, но наиболее последняя, наиболее полная, исчерпывающая на сегодняшний момент цифра опубликована на русском языке».

«Медуза». Работаем 24/7. И только в интересах читателей Нам срочно нужна ваша поддержка

Денис Дмитриев