«Хищные птицы» — у DC опять не получилось Фильм о Харли Квинн вышел запутанным и совсем не хулиганским. Но зато там есть гиена!
В прокат вышел спин-офф «Отряда самоубийц» — фильм «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» от режиссера Кэти Янь. Злодейку и бывшую возлюбленную Джокера, как и прежде, играет Марго Робби, теперь она — главная героиня, которая собирает женскую команду, чтобы бороться с персонажем по имени Черная Маска (Юэн Макгрегор). Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему DC в этот раз не удалось даже приблизиться к успеху «Джокера» — фильм оказался слишком путаным и подчеркнуто политкорректным.
В 2019 году киностудия DC, обычно проигрывающая по всем статьям своему вечному конкуренту — корпорации Marvel, — неожиданно для всех сорвала большой куш с «Джокером»: сенсационные сборы, победа в Венеции, 11 номинаций на «Оскар». «Хищные птицы» в теории могли бы продолжить этот успех, ведь главная героиня фильма, бывший психолог, а ныне психопатка Харли Квинн — любовница и сообщница Джокера. Вместо этого новый проект стал возвращением к путаному китчу «Лиги справедливости» и наивным радостям «Аквамена» — обычно не слишком любимых критиками, но идущих в мультиплексах на ура картин, с которыми DC ассоциируется чаще, чем с «Джокером».
Никакого отношения к фильму Тодда Филлипса «Хищные птицы» не имеют. Это непосредственное продолжение провалившегося «Отряда самоубийц», на который продюсеры когда-то возлагали большие надежды. По отзывам зрителей, самым любимым персонажем в той картине оказалась Харли Квинн, сыгранная Марго Робби. Сама актриса и стала инициатором — вернее, исполнительным продюсером — сольной картины о своей героине. Постановщица Кэти Янь — этническая китаянка, протеже знаменитого режиссера Цзя Чжанкэ, звезда «Сандэнса» с фильмом «Мертвые свиньи» — вошла в проект «Хищных птиц» гораздо позже. В любом случае никаких примет ее индивидуального почерка здесь не заметно. Чуть ли не важнее сам факт — большая студия отдает режиссуру стратегически важного блокбастера девушке, к тому же азиатке. Перед нами типичный продюсерский проект со всеми соответствующими недостатками. И базируется он не на авторском замысле, а исключительно на харизме актрисы и отрицательном обаянии сыгранной ею милой злодейки.
Чтобы избежать путаницы между героем Джареда Лето из «Отряда самоубийц» и выдающимся психопатом в интерпретации Хоакина Феникса, Джокера из фильма убрали. Завязка показанных здесь событий — расставание Харли Квинн с Джокером (ради которого — напомним тем, кто не читает комиксов, — врач Харлин Квинзель ушла из нормального мира, став принцессой мира криминального). Расстроенная девушка переезжает в жалкую квартирку, делает новую стрижку, заводит ручную гиену, заедает стресс нездоровой жирной пищей, а потом взрывает то самое место, где она с Джокером познакомилась, — химический завод. Нормальное поведение, кто ее осудит?
Примерно здесь, минуте на десятой от начала, действие принимает непредвиденный поворот и ударяется в дичь одновременно неправдоподобную и шаблонную. Каждые пять минут на экране возникает новый персонаж, причем у всех есть имена и комиксовые псевдонимы. Мужчины и женщины, полицейские и воры почему-то охотятся за бриллиантом с почтенной предысторией, которую авторы догадываются рассказать лишь во второй половине фильма. При этом погони, взрывы, драки и шутки — к слову, умеренно смешные — не дают зрителю заскучать. По ходу дела формируется отряд супергероинь — «Хищных птиц», которых сплотило противостояние мафиозному боссу Роману Сайонису, он же Черная Маска. Неформальной вожачкой становится Харли Квинн.
Безбашенность героини — ее главную выгодную черту — продюсеры попытались перенести на структуру фильма, сюжет которого скачет туда-сюда, спотыкается на флешбэках, безбожно тормозит, а потом вновь начинает суетиться, не столько захватывая, сколько раздражая. Похоже, никто из актеров, кроме Робби, в принципе не понял поставленной задачи: лица «Хищных птиц» вечно напряжены, а у сыгравшего роль Черной Маски Юэна Макгрегора на физиономии застыла невысказанная мысль «Да вы что, издеваетесь?». Зато Марго Робби явно наслаждается хаосом и в каждом эпизоде примеряет новый костюм — обязательно яркий и эксцентричный, как будто и правда выходит из неизвестного нам кризиса при помощи съемок в этом безалаберном балагане.
Невольно вспоминается предыдущий фильм с участием Робби — «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино (при этом интрига «Хищных птиц» кажется реминисценцией из его же «Убить Билла»). Критики пеняли режиссеру за недостаточную активность ее героини, обреченной на смерть актрисы Шэрон Тейт: в эпоху феминизма нельзя лишать женщину права слова. Кажется, «Хищные птицы» — компенсация. Это заявлено и в подзаголовке фильма: «Фантастическая эмансипация Харли Квинн». От мужчин эмансипируется каждая из участниц команды. Певица Черная Канарейка (Джерни Смоллетт-Белл) освобождается от работы на Сайониса, следовательница Рене Монтойя (Рози Перес) мстит за украденную ее напарником славу, подросток-карманница Кассандра (Элла Джей Баско) бежит от обижающих ее родителей, грозная Охотница (Мэри Элизабет Уинстед) преследует убийц своей семьи. А напарницы никак не могут запомнить ее прозвища и постоянно называют «девушкой с арбалетом» — обидно!
Как ни грустно, зритель в том же положении — выучить, кто есть кто, в этом фильме не так-то просто. Ясно лишь одно: много красивых женщин, политкорректно представляющих расовое разнообразие современной Америки, надирает задницы бесчисленным мужчинам и уничтожает каждым символическим жестом треклятый патриархат. Эта правильность и просчитанность начисто уничтожают панковский дух первоначального замысла. Не тянет на серьезного противника и Макгрегор. Хотели играть по-крупному — расчехлили бы Бэтмена.
Из этого не следует, что в «Хищных птицах» не на что смотреть. Марго Робби действительно очаровательна в роли беспринципной негодяйки, и костюмы у нее потрясающие. Впечатляют декорации парка развлечений, в котором происходит финальное противостояние. Ну и, конечно, гиена. Хотя гиены на экране могло быть и побольше.