Перейти к материалам
истории

«Кошки»: самый большой голливудский провал последнего времени, в котором плохо вообще все

Источник: Meduza
Universal Pictures

В прокат вышел фильм «Кошки» — киноадаптация знаменитого мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера от режиссера Тома Хупера. Картина шокировала зрителей еще до выхода, когда был опубликован трейлер — главные герои, которых играют Идрис Эльба, Дженнифер Хадсон, Ребел Уилсон, Джеймс Корден, Джейсон Дэруло, Тейлор Свифт, Джуди Дэнч и Йен Маккелен, выглядят пугающе странно. Кинокритик «Медузы» Антон Долин посмотрел картину и убедился: «Кошки» — действительно полный провал.

«Кошек», вышедших в Штатах к Рождеству, уже провозгласили самым громким голливудским провалом 2019 года (по некоторым подсчетам, Universal потеряла на фильме около ста миллионов долларов), и не факт, что в 2020-м хоть одной картине удастся побить рекорд. На стандартный вопрос «Что с фильмом не так?» хочется ответить односложно: все. 

Ключевой недостаток «Кошек» был замечен и во всех деталях обсужден публикой еще в момент выхода трейлера. Передовая, очень дорогая и сложная технология motion capture, использованная в фильме, сработала против авторов. Лица и тела актеров, соединенные вплоть до полного неразличения с компьютерными «кошачьими» аватарами, производят странный эффект: кажется, что перед тобой битых два часа поют и танцуют смутно знакомые и абсолютно голые люди, весьма натурально поросшие мехом. Смотреть на них (особенно на некоторые части их тел) буквально неловко — причем, видимо, и самим создателям, которые сочли необходимым одеть нескольких, в основном, пожилых, актеров в обычную человеческую одежду: среди них корифеи Джуди Денч и Йен Маккелен. Однако это лишь подчеркивает противоестественный эффект «острова доктора Моро». Вроде как смотришь кино не про кошек и не про людей, а про жутковатых хвостатых мутантов.

Еще более неуютным просмотр делают смещенные пропорции декораций, нарочито огромных, чтобы подчеркнуть размеры кошек. Гигантские пищевые отбросы на свалке, где встречаются и общаются герои, выглядят не мило, а отталкивающе. А крошечные человечки в ролях мышей и в особенности тараканов, которых одна из кошек с хрустом пожирает, привносят в фильм что-то кафкианское. 

Universal Pictures Russia

Можно задаться, в любом случае, бессмысленным вопросом о том, как еще в конце второго десятилетия XXI века стоило бы адаптировать «Кошек» Эндрю Ллойда Уэббера к кинематографу. На ум приходит сразу несколько ответов. Например, мультфильм сработал бы убедительнее — с нынешними-то возможностями анимации. Но и обычная театральная условность, в духе советских киномюзиклов о Буратино и Красной Шапочке, была бы принята зрителями. В конце концов, популярность самого мюзикла, гремящего на подмостках мира с начала 1980-х, подтверждает: главное — песни, да еще харизма исполнителей. А кастинг в фильме блестящий, кроме вышеупомянутых немолодых звезд, здесь заняты Идрис Эльба (Макавити), Дженнифер Хадсон (Гризабелла), Ребел Уилсон (Дженни), Джеймс Корден (Бастофер) и, разумеется, одна из самых прославленных поп-див современности Тейлор Свифт (Бомбалурина).  

Невзирая на подкачавшую технологию, главным виновным в провале кажется режиссер, 47-летний лондонец Том Хупер. После сенсационного, для многих неожиданного «оскаровского» и прокатного успеха его оптимистичной драмы «Король говорит», Хупер — до того скромнейший автор, работавший по преимуществу на телевидении, — получил доступ к осуществлению любых мечтаний. Выяснилось, что он грезит о классических мюзиклах — жанре, который ему катастрофически не дается. Несмотря на это, его старомодные, бутафорские, несуразно помпезные «Отверженные» были щедро отмечены Академией и «Золотыми глобусами». Восприняв это как обещание будущих удач, Хупер взялся за орешек покрепче — «Кошек». Если бы студия выбрала для осуществления проекта, допустим, Дэмиена Шазелла («Ла-ла-ленд»), результат мог бы быть другим. 

Проблема режиссуры в «Кошках» лежит не в сфере хореографии или других технических задач, выполненных вполне профессионально. Сценический мюзикл представляет собой дивертисмент, череду разрозненных номеров — кошки на ежегодном балу поют каждая о себе, одну из них патриарх Дьютерономи (в фильме это дама, леди Денч) в награду за чистоту помыслов отправит в кошачий рай. Автору фильма необходимо было связать отдельные песни в цельный сюжет, как-то приковать к нему внимание зрителя. Эта миссия провалена. Макавити представлен в качестве опереточного злодея, магически крадущего кошек-конкурентов на протяжении всего фильма и побежденного в конце (соответствующая линия есть и в самом мюзикле, но она не центральная), котенок-новичок Виктория стала главной героиней — да вот только мюзикл не предусматривает для нее никакой интересной сюжетной линии, и повышенное внимание к ней не оправдывается никак. В результате просмотр становится еще и скучным. 

Universal Pictures

Бонусом к этому следует добавить непереводимость — или, по меньшей мере, непереведенность, — стихов нобелевского лауреата Томаса Стернза Элиота, на которые писал музыку Уэббер: для англоязычного зрителя они всегда были одним из ключевых достоинств «Кошек». В русской версии изысканные парадоксы и новаторские рифмы Элиота превратились в среднего качества стишки для детей, периодически уходящие от первоисточника настолько далеко, что содержательная связь теряется. 

Напоследок было бы честно привести хоть какие-то причины все-таки сходить в кино на «Кошек» — как у любого фильма, у них могут найтись поклонники, особенно на фоне заполонившего экраны российского кино. Что ж, исполнительница роли Виктории — прима Королевского Балета в Ковент-Гарден Франческа Хейуорд, — на удивление органична и по-своему очаровательна в своем меху, ее посреди общей неразберихи выделяются изяществом. А превосходная музыка — хоть, пожалуй, и уступающая другим шедеврам Уэббера, «Иисус Христос — Суперзвезда» и «Призрак оперы», — спасает от отчаяния при просмотре и даже какое-то время звучит в голове после. 

Антон Долин