В новом фильме Клинта Иствуда есть сцена, в которой журналистка спит с источником из ФБР ради сенсации. Ее газета обвинила режиссера в клевете
Что случилось?
20 ноября в США прошла премьера фильма режиссера Клинта Иствуда «Дело Ричарда Джуэлла» (в российский прокат он выйдет 9 января 2020 года). Это драма по мотивам реальных событий — теракта на летней олимпиаде 1996 года в Атланте. В нем есть сцена, в которой журналистка — ее играет Оливия Уайлд («Тринадцатая» из «Доктора Хауса») — соблазняет агента ФБР (Джон Хэмм, «Безумцы»), чтобы получить от него эксклюзивную информацию о подозреваемом террористе.
А что не так?
Вообще-то Оливия Уайлд играет настоящего человека. Криминального корреспондента газеты The Atlanta Journal-Constitution звали Кэти Скраггс, и она никак не может ответить на обвинения в том, что она спала со своим источником ради сенсации — она умерла в 2001 году в возрасте 42 лет. И теперь ее бывший работодатель, издательский дом Cox Enterprises, утверждает, что это клевета, и требует от режиссера и киностудии Warner Bros. опровержения.
Как было на самом деле?
Сюжет фильма Иствуда основан на событиях 27 июля 1996 года, когда в парке в столице американского штата Джорджия, Атланте, прогремел взрыв. Парк был открыт в честь XXVI летних Олимпийских игр, которые проходили в это время в Атланте. Взрывное устройство из динамита с гвоздями убило одну посетительницу парка на месте и ранило еще 111 человек. Виновного арестовали только семь лет спустя: им оказался разнорабочий Эрик Рудольф, исповедовавший крайне консервативные взгляды. Он сознался еще в целой серии терактов в Атланте — в частности, в лесбийском клубе и женской консультации, в которой проводили аборты. Однако, пока Рудольфа не задержали, какое-то время пресса считала основным подозреваемым охранника парка Ричарда Джуэлла — и об этом как раз написала журналистка Кэти Скраггс из местной газеты The Atlanta Journal-Constitution. Хотя Джуэлл официально даже не был подозреваемым (ФБР всего лишь рассматривало его как одного из возможных фигурантов дела), из-за статьи Скраггс к нему было приковано такое интенсивное внимание прессы, что ему пришлось несколько месяцев скрываться в своем доме и не выходить на улицу, где его днем и ночью поджидали репортеры. При этом Джуэлл был тем самым человеком, который обнаружил взрывное устройство и организовал эвакуацию посетителей парка. Благодаря его вмешательству жертв оказалось гораздо меньше, чем могло быть.
Сценарий фильма Иствуда, пишет газета The New York Times, в целом точно пересказывает сюжет статьи в журнале The Atlantic и книги об этих событиях — за исключением одного эпизода. Ни в статье, ни в книге не говорится, что Кэти Скраггс переспала со своим источником в ФБР, чтобы получить информацию о возможном подозреваемом Ричарде Джуэлле. После того, как с него полностью сняли все подозрения, Джуэлл судился со СМИ, которые писали о нем как о возможном фигуранте дела. Все издания предпочли урегулировать вопрос во внесудебном порядке, выплатили Джуэллу компенсацию и опубликовали опровержение, кроме одного. Та самая газета Atlanta Journal-Constitution, со статьи которой начались неприятности Ричарда Джуэлла, не сдавалась даже тогда, когда умерли и автор статьи Кэти Скраггс в 2001 году и сам Ричард Джуэлл в 2007-м. Газета продолжала судиться уже с наследниками Джуэлла и в конце концов выиграла дело, отказавшись назвать свой источник. В 2011 году апелляционный суд штата Джорджия вынес вердикт, окончательно подтвердивший невиновность подзащитных — газеты Atlanta Journal-Constitution и ее репортеров, в том числе Кэти Скраггс. Суд решил, что статья газеты о Ричарде Джуэлле не может считаться клеветой, так как в момент публикации журналисты имели достаточно оснований считать свою информацию верной.
И что дальше?
Непохоже, что студия и режиссер фильма про Ричарда Джуэлла пойдут навстречу газете. В ответ на заявление издателя газеты с требованием опровержения студия Warner Bros. выпустила собственное, в котором говорится: «Печальная ирония состоит в том, что именно та газета, которая первой поспешила назначить Ричарда Джуэлла виновным, теперь пытается очернить нашу команду кинематографистов и актеров». А New York Times пишет, что случай с «Делом Ричарда Джуэлла» демонстрирует сексистские стандарты Голливуда: мол, в фильмах и сериалах до сих пор считается нормой образ журналистки, готовой переспать со своим источником ради получения эксклюзивной информации — например, в «Карточном домике» или «Острых предметах».