Фильм «Аббатство Даунтон» — продолжение знаменитого британского сериала об аристократах Понравится даже тем, кто не видел телеверсию
В прокат выходит «Аббатство Даунтон» — полнометражный фильм Майкла Энглера по сценарию Джулиана Феллоуза, написавшего одноименный сериал. Картина продолжает события многосерийного «Аббатства», на этот раз в йоркширский особняк семьи Кроули приезжает король Великобритании Георг V и его жена Мария. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему продолжение саги получилось убедительным и чем оно заинтересует тех, кто не смотрел сериал.
«Аббатству Даунтон» не нужно ничего никому доказывать и объяснять. Один из главных культурных феноменов завершающихся 2010-х годов, этот уютный сериал об обитателях одного старинного йоркширского поместья обладает гигантской армией поклонников. Она гарантировала бы полнометражному «Аббатству Даунтон» успех в любом случае, будь фильм в сто раз слабее. Однако обошлось. Картина Майкла Энглера не выдающееся, но полноценное и самодостаточное произведение, которое смогут смотреть даже те, кто до сих пор не причастился сериалу. Если вы любите старую добрую Англию, то пройти мимо просто не имеете права.
Шесть сезонов описывали то, как на спокойную жизнь микрокосма Даунтон — аристократического семейства Кроули и их многочисленной прислуги — влияют события внешнего большого мира, включая гибель «Титаника» и Первую мировую; действие начиналось в 1912-м и завершалось в 1925-м. Полный метр стартует в 1927-м и крутится вокруг необычайно важного события — однодневного визита королевской четы, Георга V и Марии, в Даунтон. Этот сюжет, родившийся в как всегда изворотливом и упорядоченном уме сценариста Джулиана Феллоуза, идеально иллюстрирует модель мироздания, предложенную сериалом: великое и значительное здесь соседствует с незаметными будничными мелочами. Их взаимное влияние исследуется не менее пристально, чем социальный симбиоз господ и слуг, а катаклизмом вселенского масштаба вполне может считаться исполнение, в сущности, пустого ритуала. Такого, как деревенский парад, светский бал, торжественный обед — да и, собственно, посещение усадьбы королем и королевой.
Недаром за пару-тройку дней, занимающих действие полнометражного «Аббатства Даунтон», завяжется и развяжется бесконечное множество сюжетов, драматических и забавных. Таким образом, даже у публики кинофильма создастся отчетливая иллюзия просмотра сериала. Но это даже хорошо. Лишь сериальный универсум дарит такой комфорт — счастье возвращения в одно место и время, к любимым знакомым персонажам, родным лицам и голосам. «Аббатство Даунтон» не столько общество (модель которого создана здесь весьма скрупулезно), сколько огромная семья. Именно так англофилы — и чем дальше они живут от границ Великобритании, тем лучше — смотрят на миф об Англии, заветной земле, удивительным образом сочетающей приверженность эксцентрике и традициям.
Разумеется, отнюдь не случайно фильм рассказывает о визите монарха. Фабульное построение предопределено этим событием: в частности, один из членов семейства окажется перед непростым выбором — семья или присяга короне, бабушка-графиня (Мэгги Смит, фамильная драгоценность «Аббатства Даунтон») будет вынуждена встретиться с ненавистной кузиной-фрейлиной (эффектный выход Имелды Стонтон), а прислуга развернет целый заговор, чтобы нейтрализовать штат королевской челяди (дворецкий, экономка, портниха, повар, лакеи) и занять их почетное место.
Верноподданнический пафос подан под густым сиропом бескомпромиссной любви к империи и ее живым символам, но как лучше выразить то, за что мы все преклоняемся перед Англией? Отживший институт сочетается с неуклонным выполнением свода абсурдных правил, восходящих не то к королеве Виктории, не то к самому королю Артуру. На этом держится страна, что понимают даже республиканцы и бунтари, — сия несложная мысль выразительно подана в сюжетной линии ирландца Тома Брэнсона (Аллен Лич), когда-то принятого в семью Кроули. Совершив незаметный подвиг во славу короля, он благоразумно удаляется на поиски собственного счастья. За скромность и сдержанность его вознаградит если не монарх, то сценарист фильма.
Разветвленная многозадачность «Аббатства Даунтон» разведена так разумно и логично, что на «сериальность» фильма вовсе не хочется сетовать — хоть кажется, что он длится вечно, а хэппи-энды (слащавые, но с должной горчинкой) поданы нескончаемой вереницей. За их чередой ухитряешься не заметить, сколько тихих катастроф происходит на самом деле. Одни персонажи безнадежно одиноки, хоть и окружены людьми. Другие не уверены в себе, подавлены, закомплексованы. Третьи молчаливо переживают утрату близкого, от которой даже спустя годы не могут оправиться. Каждый из микросюжетов получит свое разрешение в рамках этого конкретного фильма, но вселенная «Аббатства Даунтон» устроена так, что ты отлично знаешь: и за границей финальных титров жизнь будет идти своим чередом, солнце всходить и заходить, люди — умирать и рождаться, разочаровываться и вновь поддаваться самообману.
Что это, как не серьезная, почти философская иллюстрация к старинному, пронзительно англофильскому анекдоту про идеальный газон, который нужно всего-то лишь стричь и поливать, стричь и поливать — и так все триста лет? Кстати, немалая часть действия в фильме и будет разворачиваться на том самом газоне.