Перейти к материалам
истории

«Ангелы Чарли»: безупречные женщины против глупых мужчин Почему продолжение боевика о шпионках получилось слишком карикатурным

Источник: Meduza
Columbia Pictures / Sony Pictures

В кинотеатрах вышел боевик Элизабет Бэнкс — «Ангелы Чарли». Это продолжение истории о девушках-шпионках, но с новыми главными героинями — их сыграли Кристен Стюарт, Наоми Скотт и Элла Балинска. Сама Элизабет Бэнкс исполнила роль наставницы героинь. По мнению кинокритика «Медузы» Антона Долина, эти «Ангелы Чарли» доводят идею феминизма до карикатуры — в истории нет ни одного неглупого и незлого мужского персонажа.

Мегакорпорация разработала мощнейший источник альтернативной энергии, владелец-миллиардер поздравляет сотрудников: вот-вот мы изменим мир! Тревожно только одной из разработчиц. Она знает о фатальном баге в программе: устройство может не только освещать помещения, но и невидимо убивать. Она даже пыталась предупредить начальника, а тот ее не послушал. Необходимо срочно предупредить человечество! Разумеется, сбой в системе неслучаен, и на отважную девушку открыта охота. По счастью, на ее защиту встают Ангелы Чарли. 

Важны только эти два слова, вынесенные в заголовок: криминально-шпионский сюжет мог быть любым. Фильм Элизабет Бэнкс, красавицы-актрисы (она сама здесь снялась), сценаристки и постановщицы, воскрешает легендарную франшизу. «Ангелы Чарли» родились и приобрели известность в середине 1970-х, став первым сериалом на модную суперагентскую тему, где в центре были женщины, сразу три. Тогда это было важным цивилизационным шагом вперед: оказывается, не только агент 007 мог стрелять, бегать, драться и спасать мир. В 2000-х «Ангелы Чарли» появились уже на больших экранах. В боевике режиссера Макджи даже мерцали намеки на ныне обязательную мультикультурность, одна из трех девушек обладала азиатскими чертами (хотя Люси Лью — американская звезда). 

В 2019-м новейшие «Ангелы» соответствуют всем современным стандартам diversity. Наивную и очаровательную новобранку Елену играет Наоми Скотт — эффектная актриса с индийскими корнями (вы ее видели в роли Жасмин в недавнем «Аладдине»), хладнокровная красавица Джейн, ранее служившая в МИ-6 (восходящая британская звезда Элла Балинска), — темнокожая, Сабина — белая. Ее играет самая знаменитая из троицы, Кристен Стюарт — давно уже не томная старшеклассница из «Сумерек», но международная икона бисексуальности. 

«Ангелы Чарли». Трейлер
SonyPicturesRU

Из всех новейших перепевок старых голливудских сюжетов «Ангелы Чарли» самая органичная, по меньшей мере в сравнении с «охотницами за привидениями» и «подругами Оушена». Ведь феминистская идея была заложена и в первоисточнике, экшен с самого начала лежал на отнюдь не хрупких женских плечах. Осталось только убедить себя в том, что подгонка мифологии старых «Ангелов Чарли» к нынешним стандартам — достаточная причина наслаждаться фильмом, в остальном шаблонным и полным клише, хоть и качественно исполненным. Рио, Гамбург, Стамбул — супергероини, кувыркаясь и шутя на бегу, преследуют негодяев и не сдаются до последнего, то сражаясь с головорезами в каменоломне, то поражая лицемерных заговорщиков своими блестящими нарядами на гламурной вечеринке. В конце концов добро (тем более что оно с кулаками) непременно победит. Осталось только разобраться, в чем это добро состоит.

«Ангелы Чарли» Бэнкс доводят идеи феминизма до карикатуры. Все без исключения женщины здесь не только сильны, умны, безупречно рассудительны и ослепительно красивы, они даже лишены права быть «только женщинами» — простых смертных на экране не отыскать, сплошные Ангелы. Напротив, мужчины или чудовищно глупы, или инфернально коварны, но чаще всего и то и другое. С первой же сцены картина превращается в комический (хотя не всегда смешной) каталог типовых прегрешений мужчин перед женщинами. Один идиот пытается соблазнить красавицу на свидании, за что получает по полной. Другой читает лекции подчиненной, не слушая ее мнения (при этом ежу ясно, что она гораздо компетентнее). Третий, охранник, пользуется случаем унизить хорошенькую коллегу обыском на входе в здание. Та благородно пытается его спасти от взрыва, но он — конечно же — к ней не прислушивается и гибнет. 

Columbia Pictures / Sony Pictures

Так до бесконечности, вернее, до кульминационной — и вправду эффектной — сцены, когда все мужчины бессильно падут ниц, а женщины в нарядных платьях величественно воцарятся над этим кладбищем поверженной власти. Как говорит одна из героинь об очередном растяпе: «Не бойся, я его просто усыпила. Скоро проснется… или нет…» Это, если что, шутка. 

Да, некоторые женщины в фильме выглядят подозрительно, а мужчины вызывают восхищение; не беспокойтесь, к развязке все точки над «i» будут расставлены. Из правила есть несколько исключений, но тоже характерных. Один благородный мужчина играет роль наставника — и моментально выбывает из игры («Хватит учить женщин, мы давно все умеем без вас», — читается за этим). Другой выполняет роль восторженной влюбленной девчонки при условном Джеймсе Бонде, хлопая ресницами в адрес монументальной Джейн. Третий — то ли гей, то ли асексуал с характерным прозвищем «Святой», исполняющий при Ангелах роль ассистента, модельера, психотерапевта и массажиста. А что же всевластный Чарли, когда-то управлявший Ангелами? Сами увидите (точнее, услышите, ведь Чарли никогда не показывают в кадре). 

Какой бы формальной ни была интрига фильма, его подлинная война — между бывшим слабым полом и его извечным врагом, не по праву присвоившим звание сильного. Весь вопрос в том, достаточное ли количество зрителей и зрительниц готово включиться в противостояние и будут ли в нем в принципе проигравшие и победители/победительницы. 

Антон Долин