Перейти к материалам
истории

Вышли новые «Хранители» — продолжение классического комикса, но с героями 2019 года Это один из самых удачных проектов HBO, который понравится не только фанатам вселенной

Источник: Meduza
«Амедиатека»

На американском HBO и в российской «Амедиатеке» вышел сериал «Хранители» — продолжение комикса Алана Мура 1986 года, игнорирующее одноименный фильм Зака Снайдера 2009 года. События разворачиваются в наши дни. Анархисты в масках Роршаха планируют революцию и убивают полицейских, те, в свою очередь, скрывают свои лица под масками и пытаются противостоять бандитам. Обе стороны жестоки и опасны. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает, почему шоураннеру Дэймону Линделофу удалось извлечь из графического романа Алана Мура гораздо больше смыслов, чем Заку Снайдеру; и за что этот сериал можно считать самым удачным фантастическим проектом HBO последнего времени.

Осторожно: в рецензии есть незначительные спойлеры из первой серии «Хранителей». Если вы не хотите их знать, почитайте фрагмент из другого комикса Алана Мура — «Провиденс».

В 1921 году в городе Талса, штат Оклахома, произошел самый страшный расовый погром в истории США. За два июньских дня погибли от 36 (официальная статистика городских властей сразу после беспорядков) до 300 афроамериканцев; нападающие полностью уничтожили 35 кварталов района Гринвуд — на тот момент самого богатого и успешного афроамериканского центра. Поводом для беспорядков стал арест 19-летнего чернокожего, обвиняемого в нападении на 17-летнюю белую девушку. Вокруг тюрьмы, где его держали, собрались белые горожане, был риск, что юношу линчуют без суда. Защищать парня приехали афроамериканцы. В перестрелке погибли 12 человек (среди них десять белых) — реакция города была незамедлительной и яростной: белые горожане жестоко громили черные кварталы Гринвуда, в атаке участвовали даже самолеты. 

Тогда же начинается действие сериала. В пустом кинотеатре чернокожий мальчик смотрит немой фильм: в нем черный мужчина на коне убивает продажного белого шерифа, а жители Оклахомы, вывалившись из церкви, аплодируют народному мстителю. Немой фильм озвучивает тапер, играющий в кинотеатре во время показа, — это мать мальчика. Она плачет, а ее руки на клавишах дрожат, через мгновение зритель понимает: в городе начались погромы. На помощь матери и сыну приходит отец, но покинуть город удается не всем.

В 2019 году в Оклахоме вновь происходит стычка: белый водитель стреляет в остановившего его чернокожего офицера и убивает его. Полностью лица полицейского убийца не видел из-за тканевой желтой маски. Оказывается, уже три года копы Талсы скрывают свои лица. Соответствующий закон приняли после того, как в одну рождественскую ночь на всех сотрудников полиции напали прямо в их домах члены так называемой Седьмой Кавалерии. Это современные анархисты, сделавшие своим героем Роршаха — персонажа оригинальных «Хранителей», который пожертвовал собой, чтобы раскрыть крупнейший заговор в истории США.

В 2019-м копы не только носят маски, но и имеют фальшивые биографии. Детектив Анджела Абар (Реджина Кинг), например, делает вид, что готовится открыть кондитерскую. На самом деле она родилась во Вьетнаме («до присоединения к США», — уточняет героиня), вместе с мужем усыновила нескольких белых детей и до той страшной рождественской ночи открыто, как и все ее коллеги, работала полицейским.

Amediateka

Теперь Абар появляется в участке лишь в супергеройском костюме. Ее называют Сестрой Ночь, и вместе с Зеркалом (сыщиком в отражающей маске) и Красным Страхом (он носит красный спортивный костюм) она собирается отомстить за гибель офицера на дороге. Этого от нее требует и шеф полиции Джадд Кроуфорд — единственный законник в городе, который не любит прятать свое лицо и носит классическую форму. Его играет звезда «Полиции Майами» Дон Джонсон — один из тех актеров, при виде которых тут же представляешь себе американского ковбоя. Но «Хранители» явно хотят вывернуть миф об американских ковбоях наизнанку.

Сюжет «Хранителей» от HBO в разной степени объединяет и комиксы Алана Мура, и фильм Зака Снайдера 2009 года. Он основан на событиях графического романа, к примеру, один из его героев, психопат-миллиардер Озимандия (Джереми Айронс) все еще живет в замке, любит конные прогулки, издевается над прислугой и, похоже, несет ответственность за расовую войну, назревающую в далекой Талсе. У фильма Снайдера сериал заимствует дизайн летающего корабля, который когда-то принадлежал супергероям Ночному Филину и Шелковому Спектру; теперь же он стоит на вооружении у полиции.

«Амедиатека»

2019 год по версии «Хранителей» вообще выглядит странно. Америкой почти сорок лет правит актер Роберт Редфорд; люди используют пейджеры вместо мобильных телефонов, интернета не существует; Доктор Манхэттен по-прежнему прячется на Марсе; полицейские не могут достать пистолет из механической кобуры, пока ту дистанционно не разблокирует диспетчер. Теоретически HBO может в любой момент связать эту альтернативную Америку с расширенной киновселенной DC, но это едва ли произойдет: «Хранителям» почти не интересны классические комиксы.

Супергеройский канон — это олицетворение национальных идеалов и эскапистской фантазии о том, что кто-то всесильный и безупречный защитит всех от зла. Но в мире «Хранителей» у супергероев могут быть проблемы с женщинами, затяжная депрессия, детские травмы. Сделав их уязвимыми, грешными и психически нестабильными людьми, авторы комикса «Хранители» превратили американскую мечту в антиутопию. Каждая глава романа приближала мир к концу света. В начале истории супергерои олицетворяли ценности, в которые верили многие американцы, — а потом эти символы веры разрушались, заставляя читателя сомневаться и во всем остальном. Никаких иллюзий по поводу супергероев не испытывает и телеверсия «Хранителей». В бумажных «Хранителях» супергерои убили Кеннеди. В телевизионных после каждой серии тоже хочется строить бесконечные теории заговора — скучно точно не будет.

«Амедиатека»

Возможно, именно поэтому шоураннером сериала назначали Дэймона Линделофа — соавтора «Остаться в живых» и «Оставленных». Он признанный мастер переключать точки зрения зрителя, резко выделять одних героев и отправлять отдыхать других. В «Хранителях» каждый увидит свою собственную версию США — и многих этот сериал наверняка оскорбит и напугает. И хотя Алан Мур от экранизации заранее открестился, судя по нескольким эпизодам, эти «Хранители» ему очень преданы. Зрителю как будто устраивают интереснейшую экскурсию по музею альтернативной истории США. А еще это самый удачный фантастический эпос HBO за долгое время. И есть высокая вероятность, что он же станет главным прорывом канала в жанре психологической драмы.

Егор Москвитин