Перейти к материалам
истории

«Страшные истории для рассказа в темноте»: ностальгический хоррор о подростках от продюсера Гильермо дель Торо

Источник: Meduza
George Kraychyk / CBS Films / Lionsgate

На экраны вышел фильм ужасов Андре Овредала «Страшные истории для рассказа в темноте». Это третья и самая удачная работа автора, продюсером картины стал оскаровский лауреат Гильермо дель Торо. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему хоррор о жизни подростков в 1960-х не похож на «Очень странные дела» — и как Овредал и дель Торо создали самых страшных антропоморфных монстров.

Дети и ужасы — будь то фильмы, книги или просто байки — связаны неразрывно. Сколько ни пиши на постере «18+», ни у одного хоррора не будет зрителей более заинтересованных и вовлеченных, чем несовершеннолетние. Недаром так часто они же — главные герои тех самых историй, которые взрослые запрещают им смотреть. Именно в детстве нас настигают худшие страхи — а потом, как правило, остаются на всю жизнь. Только в детстве легко поверить и в чудо, и в кошмар, и в ту магию, которая поможет этот кошмар преодолеть. Но, каким бы дискомфортным ни было наше детство, мы все равно по нему тоскуем и мечтаем в него вернуться. 

В последние годы ностальгические хорроры о детях, бросающих вызов чудовищам, плодятся один за другим. Удивительно успешная новая экранизация «Оно» Стивена Кинга, вторая часть которой выйдет вот-вот; нашумевшие «Очень странные дела» братьев Даффер на Netflix. Третьим пунктом отныне нельзя не назвать отличный фильм с длинным названием «Страшные истории для рассказа в темноте». Если в «Оно» (фильме, а не романе-первоисточнике) и «Очень странных делах» временем действия были 1980-е, то «Страшные истории для рассказа в темноте» отправляют нас во времена еще более давние — 1968 год. Забавно, как премьера зарифмовалась с одновременным выходом «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино, одна из тем которого — вполне реальные кошмары 1969 года, убийства, совершенные членами сатанистской секты Чарльза Мэнсона.

Так и в «Страшных историях для рассказа в темноте» тщательное воспроизведение исторической эпохи сочетается с готической фантазией. Главные герои, четверо подростков из маленького городка — старшеклассники-аутсайдеры, которых задирают школьные хулиганы, — проникают в ночь Хеллоуина в заброшенный особняк. Когда-то он принадлежал самой богатой семье города, владельцам бумажной фабрики, но после самоубийства дочери главы семейства — таинственная девочка была, говорят, не в себе, на люди ее не пускали — остался заброшенным и пустым. Компанию подростков возглавляет Стелла (Зои Коллетти), живущая вдвоем с отцом скромница с писательскими амбициями. На свою беду, она похищает из особняка книгу, принадлежавшую самоубийце. Проклятый том имеет свойство самостоятельно писать кроваво-красными чернилами страшные истории, которые немедленно начинают сбываться. Теперь опасность угрожает каждому из нарушителей, если только им не удастся раньше раскрыть тайну покончившей с собой и ее угрюмого жилища. 

Режиссер фильма норвежец Андре Овредал прославился малобюджетным изобретательным «Охотником на троллей», потом снял менее примечательный хоррор «Демон внутри». Безусловно, «Страшные истории для рассказа в темноте» — лучшая его работа. Во-первых, здесь незаурядный первоисточник. Американский писатель и журналист Элвин Шварц годами собирал детский страшный фольклор, а потом объединил его в несколько книг, вскоре получивших культовый статус (первое издание в России готовится ближайшей осенью). Во-вторых, продюсером и фактическим соавтором фильма является лауреат «Оскара» Гильермо дель Торо, многолетний поклонник Шварца и большой специалист по ностальгическим хоррорам. Причем в двух лучших из числа его собственных, «Хребте дьявола» и «Лабиринте фавна», главными героями тоже были подростки. Дель Торо оценил «Охотника на троллей» и помог Овредалу собрать «городские легенды» в цельный увлекательный сюжет, да еще и с намеком на возможный сиквел в случае коммерческого успеха. 

ChannelParadiseGroup

С картинами дель Торо «Страшные истории для рассказа в темноте» роднит серьезное, без малейшей постмодернистской иронии, отношение к материалу: так сказочник или даже сказитель, гипнотизирующий у костра слушателей, не имеет права на отстранение и кавычки. В остальном же у Овредала собственная интонация, романтическая и сумрачная; к слову, своим самобытным языком обладали и прежние протеже дель Торо — Хуан Антонио Байона («Приют») и Андрес Мускетти («Мама», «Оно»). Как чужак, Овредал влюблен в американские ритуалы и с удовольствием в них включается. Так же поступает один из его героев — приезжий Рамон (Михаэль Гарза), который, подобно дель Торо, оказывается мексиканцем.      

В 1970–80-х многие фильмы ужасов (от «Челюстей» до «Чужих») метафорически отражали реалии американской политики, в частности войну во Вьетнаме. В «Страшных историях для рассказа в темноте» все наоборот: предвыборная кампания Ричарда Никсона и рекрутирование провинциальной молодежи во Вьетнам метафорически отражают одиночество, изоляцию, неуверенность в себе каждого, кто не желает маршировать с остальными в ногу. Персонажи фильма вместе входят в дом с призраками, но самые страшные кошмары начинают их атаковать, когда они остаются наедине с самими собой. Перед этой атакой, приходящей из собственного подсознания, затаенных травм и фобий, умные и смелые подростки оказываются абсолютно беззащитными. 

Все рецензенты в один голос отмечают, сколь мастерски и даже виртуозно сделаны чудовища, нападающие на героев фильма: такие потом будут являться во сне даже самым опытным зрителям хорроров. Дель Торо привлек лучших специалистов по визуальным эффектам, с которыми работал и сам, чтобы создать Пугало, Толстую женщину и Гремучего человека. Все трое, однако, не просто монстры из комнаты ужасов, не случайно же они антропоморфны — страшные пародии, карикатуры на людей. Каждый из них — напоминание о том, сколь опасен сон разума, какие жуткие возможности к трансформации скрыты в нас самих. Преодолеть этот сон и, невзирая ни на что, остаться людьми — сложный и увлекательный квест.    

Антон Долин