«Самый громкий голос»: сериал о создателе Fox News, который был советником Дональда Трампа В главной роли — Рассел Кроу
На американском Showtime и в российской «Амедиатеке» вышел первый эпизод сериала «Самый громкий голос» с Расселом Кроу, Наоми Уоттс и Сиенной Миллер. Это биография одиозного американского медиаменеджера Роджера Айлза, который создал самый популярный консервативный телеканал в США — Fox News, а позже стал консультантом Дональда Трампа. Кинокритик Егор Москвитин объясняет, почему байопик не заинтересовал американскую аудиторию и из-за чего его все-таки стоит увидеть.
Роджер Айлз родился в Огайо в 1940 году. Он быстро сделал карьеру продюсера на местном телевидении: благодаря ему локальное «Шоу Майка Дугласа» стало национальной гордостью, с ним он получил «Эмми» и очаровал Ричарда Никсона. Тот пригласил Айлза на должность своего медиаконсультанта. Затем цепкий телепродюсер поучаствовал в кампаниях Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего. После предвыборных гонок он вернулся на телевидение и в середине девяностых стал президентом новостного канала CNBC, где ему за год удалось утроить доходы и подготовить историческое слияние корпорации с Microsoft.
После антисемитских высказываний в адрес коллеги Айлз покинул компанию, но его тут же нанял Руперт Мердок — чтобы запустить канал Fox News. Так появилось самое влиятельное консервативное медиа в США. Айлз считал, что объективные СМИ — это миф, а каждый зритель включает телевизор с уже сложившейся картиной мира в голове. И канал, если он хочет стать успешным, должен подбирать факты, мнения и интонации так, чтобы поддерживать эту картину.
Биография Гэбриэла Шермана «Самый громкий голос в комнате», на которой частично основан сериал, была опубликована в 2014 году, когда Айлз еще оставался руководителем канала. Через два года медиаменеджера обвинили в харассменте и он подал в отставку, получив от компании Руперта Мердока 40-миллионный «золотой парашют». Потеряв работу на телевидении, Айлз стал наставником Дональда Трампа — фактически он готовил кандидата в президенты к дебатам. В мае 2017 года Айлз упал у себя дома и ударился об пол. У него была гемофилия — плохая свертываемость крови, поэтому образовавшаяся от удара гематома стала для него смертельной.
К тому моменту компания Blumhouse Television (подразделение киностудии Blumhouse Productions, выпустившей «Прочь», «Сплит», «Одержимость» и «Черный клановец») работала над сериалом уже больше полугода. Решение о съемках было принято еще до избрания Трампа и не изменилось после смерти Айлза — сюжет все равно не перестал быть актуальным. В Америке медиаменеджера считают политическим хищником, абьюзером и одним из виновников раскола общества — то есть героем, дела которого продолжают жить.
Смотря на Айлза, зритель невольно вспоминает Трампа — на одной из первых летучек в Fox герой говорит: «Мы возродим настоящую Америку», и это звучит совсем как «Сделаем Америку снова великой». Что-то похожее угадывается и в его вспыльчивом характере, потребительском отношении к женщинам и привычке начинать утренние планерки с увольнений. Такая публицистическая однозначность, судя по всему, не пошла сериалу на пользу: премьеру в прямом эфире посмотрели всего 299 тысяч американцев — это худший из результатов Showtime за год. Похоже, зритель устал быть участником медийных войн. Рейтинг сериала на сайте Metacritic при этом равен 61%, а на Rotten Tomatoes — 52%, что тоже не очень высоко.
В 2018 году об Айлзе уже сняли документальный фильм «Разделяй и властвуй», а зимой 2019 года должна состояться премьера художественной картины под рабочим названием «Честный и взвешенный» (так характеризовал политику Fox News сам Айлз) с Джоном Литгоу вместо Рассела Кроу и Николь Кидман вместо Наоми Уоттс. Злодея Айлза на американских экранах стало чересчур много, как и Харви Вайнштейна, документальный фильм о котором, показанный на фестивале «Сандэнс», не вызвал никакого резонанса — его историей зритель тоже сыт по горло.
Зрители, которым удастся отстраниться от повестки, смогут оценить работу Рассела Кроу — здесь он не просто прячется под пластами грима, а растворяется в роли. Героини Сиенны Миллер и Наоми Уоттс видят будто двух разных Айлзов. Первая очарована самоотверженным гением — волевым и жестоким в делах, но уязвимым и одиноким в личной жизни. Вторая имеет дело с похотливым тираном — и копит в себе силы, чтобы ответить ему. А комик Сет Макфарлейн, играющий белозубого и холеного пиар-директора канала Брайана Льюиса, показывает типичного карьериста, которого можно встретить по обе стороны телеэкрана.
Еще одна причина смотреть «Самый громкий голос» — это головокружительное погружение в работу тележурналистов, которым не мог похвастаться даже «Отдел новостей» Аарона Соркина. Сериал с большим размахом реконструирует девяностые и нулевые (для прогрессивных США снимать кино про эти десятилетия — все равно что делать историческую костюмную драму) и внимательно описывает телевизионную кухню.
Третье достоинство «Самого громкого голоса» — его драматургия. Эта история равняется на Шекспира и его поклонника в Голливуде Орсона Уэллса. Как и в «Гражданине Кейне», любая фраза здесь — о ценностях, каждая сцена завершается микрокатарсисом, а воля героя сметает всех вокруг. И поскольку не существует равных ему людей, главным врагом становится судьба. Сломить Айлза может лишь гемофилия — практически родовое проклятье из античных трагедий. Все остальные персонажи пытаются противостоять ему, но злодей все равно их раздавит.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!