Перейти к материалам
истории

Китобои на Чукотке, торговля людьми в Индии и пережитки СССР в Монголии Четыре документальных фильма-путешествия на «Артдокфесте»

Meduza
«Мой папа Чингисхан»
«Мой папа Чингисхан»
artdoc.media

«Медуза» продолжает представлять фильмы из конкурсной программы фестиваля документального кино «Артдокфест». Он пройдет с 19 по 23 октября в Риге и с 6 по 12 декабря в Москве. На этот раз президент фестиваля и режиссер Виталий Манский рассказывает о четырех российских картинах-путешествиях, авторы которых нашли героев и темы в далеких регионах России или даже других странах. Это «Мой папа Чингисхан» Альмиры Сайфуллиной, «Книга моря» Алексея Вахрушева, «В плену города грез» Вадима Витовцева и «Робин Чикас» Дениса Слепова.

Виталий Манский

Президент фестиваля «Артдокфест»

У советского и российского документального кино есть такая отличительная черта — самоизоляция внутри своего географического и геополитического пространства. Может быть, это даже в каком-то смысле совпадает с ментальностью русского человека, который, в отличие от испанца или португальца, не отправлялся открывать новые континенты. Мы очень сосредоточены на себе и очень в этом смысле эгоцентричны. Особенно если сравнивать с немецким, голландским, датским документальным кино, которое, наверное, в 50% случаев обращено к различным уголкам мира, — режиссеры думают о них с той же степенью заинтересованности, вовлеченности и какого-то соучастия. Фильмы, которые мы представляем в этот раз, относятся к редкому направлению российской документалистики — кинопутешествие.

«Мой папа Чингисхан»

Режиссер Альмира Сайфуллина, Россия, 2018

«Мой папа Чингисхан». Трейлер
Artdocfest

Это фильм про постсоветский синдром Монгольской народной республики. Советский период не смог совсем выдернуть, оторвать от корней эту страну — но, тем не менее, внес в ее повседневную жизнь какую-то парадоксальность. Вот этот контраст между постоянно навязываемой чуждой цивилизацией и корневой системой государства очень ярко представлен в картине «Мой папа Чингисхан».

Я, кстати сказать, был в Монголии и сам был свидетелем очень странных, парадоксальных контрастов и какого-то, может быть, даже в большей степени сохранившегося советского стержня, нежели в иных республиках бывшего СССР.

Автор фильма — Альмира Сайфуллина, женщина-режиссер из России, и я не знаю, каковы были ее мотивы, чтобы снять такое кино, но в итоге получилась панорама современной монгольской жизни. И в этой жизни всегда присутствует Чингисхан — как знак прошлого, знак традиций, знак некоего родового пятна (или родового проклятия) для этого народа. Конечно, для каждого монгола Чингисхан является собирательным образом отца. Не может человек оторваться от этого родового кода — и при этом он существует в жесткой смычке с сегодняшним днем, который диктует новые правила жизни, формирование каких-то новых традиций. Я бы, может быть, даже сказал, что вышел такой вариант фильма «Старое и новое», который когда-то не удалось снять Эйзенштейну.

«Книга моря»

Режиссер Алексей Вахрушев, Россия, 2018

«Книга моря». Трейлер
Artdocfest

«Книга моря» — это большой, по-настоящему блокбастерный документальный фильм о морских охотниках на Чукоте, в который интегрирована и анимация, и игровое кино, и документальный материал. Конечно же, он основан на достаточно сильно эксплуатируемых темах китобойной охоты и других известных особенностях этого региона, но он поднимает их на какой-то совершенно новый уровень.

Картина принадлежит автору, который сам родился на Чукотке, в Анадыре. Для него это вопрос коренной связи с родиной и с миром. Если первые его картины находились в плоскости публицистической, выносили на повестку дня какие-то актуальные вопросы, то последние, и в частности «Книга моря», переводят ностальгические ощущения режиссера в поэтическую сферу — может быть, даже романтизируют достаточно жесткое и в чем-то первобытное пространство жизни его героев, превращают фильм в эпос. С одной стороны, это визуально богатое и сильное по восприятию кино рассказывает об очень тяжелой жизни [на Чукотке]. С другой — оно, конечно же, уводит автора и зрителя от суровой местной реальности, которая каждый день требует от людей абсолютного героизма.

«В плену города грез»

Режиссер Вадим Витовцев, Россия, Индия, США, 2018

«В плену города грез». Трейлер
Artdocfest

Режиссер этой картины — Вадим Витовцев — уже участвовал в конкурсе «Артдокфеста» с картиной «В тени больших деревьев». И этот автор, и этот продюсер (это одна и та же продюсерская компания) отличаются тем, что они снимают свои фильмы далеко от российских границ. Та картина снималась в лесах Центральноафриканской республики, в племени пигмеев, поэтому и называется «В тени больших деревьев»: герои — маленькие люди в тени больших деревьев.

А здесь команда фильма совершает путешествие в Индию, в депрессивные кварталы, где живут бедняки. Для многих из этих бедняков продажа собственного ребенка в секс-индустрию является чуть ли не единственным шансом не то чтобы даже вырваться из круга безденежья, а просто хотя бы как-то оставаться на плаву. И, конечно, когда ты видишь на экране маленькую очаровательную девочку, которая своими широко раскрытыми глазами пожирает окружающий ее мир, которая полна надежд, грез, чистых каких-то помыслов — а отец уже вынужден признаваться, что, скорее всего, ему придется ее продать, — это не может тебя оставить равнодушным.

«Робин Чикас»

Режиссер Денис Слепов, Россия, 2018

«Робин Чикас». Трейлер
Artdocfest

Эта картина пришла к нам в самый последний день приема заявок [на участие в конкурсе] — и нас абсолютно взорвала. Мы немедленно взяли ее в конкурс и переверстали программу.

Если говорить формально, картина повествует о жизни двух российских девушек-волонтеров, которые отправились в Гватемалу строить больницу для малоимущих. И вот я уже вижу, как в сознании читателя возникает образ бесконфликтного и какого-то героизирующего документального полотна. Как будто это две матери Терезы — святые и лишенные каких-либо человеческих пороков или даже шероховатостей персонажи. А на самом деле мы видим в фильме двух молодых, «кровь с молоком», девчонок, которые отправляются в это рисковое путешествие, конечно, имея в виду какие-то благие намерения, которые они держат на щите. Но под щитом находятся их тела и души, которые требуют любви, комфорта, благополучия, предсказуемости, семейного очага — и при этом девичьего озорства, какой-то провокативности.

И вот мы с ними путешествуем по этим «американским горкам» их волонтерской деятельности, где они иной раз совершают отнюдь не героические действия, и мы получаем не просто объемную, а очень точную, честную картину мира, что, к сожалению, все реже бывает в российском документальном кино.

Записала Александра Зеркалева