Перейти к материалам
истории

Своеобразный военный романтик Кем был Кирилл Радченко, убитый в Центральноафриканской Республике

Источник: Meduza

31 июля в Центральноафриканской Республике убили журналиста Орхана Джемаля, режиссера Александра Расторгуева и оператора Кирилла Радченко. Они приехали в ЦАР, чтобы снять документальный фильм о наемниках из российских частных военных компаний. О Радченко, который работал оператором на войне в Сирии и был наблюдателем от штаба Навального на президентских выборах в Чечне в 2018 году, до его гибели было известно меньше всего. «Медуза» попросила коллег и друзей оператора рассказать о том, каким он был.

Кирилл Радченко работал киномехаником, фотографом и снимал сериал

Радченко начинал карьеру как киномеханик в московском Музее кино, а затем в Кинотеатре Моссовета и Доме журналиста. Параллельно работал видеооператором и ассистентом фотографа в продюсерских компаниях Troppiere Group и GA Studio.

С 2015 года Радченко участвовал в создании веб-сериала «Район тьмы» — на съемках он был помощником фотографа и помощником оператора. «Он был, казалось бы, ассистентом, но очень надежным, исполнительным, и с ним было очень спокойно и хорошо, — вспоминает Арсений Гончуков, генеральный продюсер сериала. — „Район тьмы“ — безбюджетный, мрачный сериал о русской действительности. Денег за работу над ним не платили, но, несмотря на это, Кирилл проработал с нами год. У него было четкое представление, с кем он, за кого он и как видит и осознает этот мир. Он не просто помощник и технарь, он — идейный человек. Я думаю, он делал проекты с теми людьми, с которыми был близок душевно».

По словам Гончукова, Радченко был «в хорошем смысле сумасшедшим» фанатом своего дела. «Он научился у нас азам, а дальше была Сирия», — добавляет продюсер.

В начале 2010-х Радченко заинтересовался политикой

По словам Гончукова, у Радченко были «острые либеральные взгляды». Приятель оператора историк Александр Шубин рассказывает, что познакомился с ним в автозаке в феврале 2014 года, когда их вместе задержали на одном из митингов в поддержку участников «болотного дела».

«Он фотографировал всех, кого собрали в этом автозаке. Произвел впечатление человека очень начитанного, корректного, вежливого, интеллигентного», — вспоминает Шубин. По его словам, в дальнейшем они с Радченко встречались на судах, где рассматривали административные дела задержанных на митингах.

В 2016 году Радченко работал на войне в Сирии для издания Anna-news

В 2016 году Радченко устроился на работу видеооператором и монтажером в издании Anna-news: его создал в 2011 году российский финансист, преподаватель МГУ и Государственного торгово-экономического университета Марат Мусин, зарегистрировано оно в Абхазии. Anna-news очень подробно освещала вооруженные конфликты в Ливии, а затем в Сирии; судя по всему, сотрудничая с местными властями и российскими военными. Кто финансирует издание, неизвестно, сам Мусин говорил о «немногочисленных спонсорах».

Военный корреспондент Anna-news Сергей Шилов рассказал «Медузе», что Радченко работал в издании на волонтерских началах. В составе съемочной группы издания он снимал сюжеты во время битвы за Алеппо, в Сирийской пустыне и в населенном пункте Дейр-эз-Зор — причем «был на самом переднем крае». По словам Шилова, изначально Радченко отправился в Сирию из-за «своеобразной военной романтики». «За четыре месяца съемок стало заметно, что к войне Киря попривык. И поэтому я не удивился, когда узнал, что он и [коллега] Марат летят в вертолете над территорией ИГИЛ. Вместе они провели неделю среди холода и голода в осажденном Дейр-эз-Зоре, и эти зимние дни не могли оставить его равнодушным к судьбе жителей города. Поэтому уже летом он дошел туда через пустыню с войсками», — вспоминает на своей странице в фейсбуке Шилов.

В беседе с «Медузой» Шилов добавил, что Радченко сильно волновал вопрос общественной справедливости. «Боялся ли он смерти? Боялся. Но больше был страх так и не узнать ответы на вопросы, которые мучили его. Он не терпел неравенства и дискриминации», — говорит журналист. По его словам, Радченко мечтал сделать документальный фильм-историю о простом солдате или офицере. «У нас это немного получилось в перерывах между репортажами. Рассказ о капитане сирийской армии Галебе [35-минутный фильм Anna-news] — это на 90% его работа», — поясняет Шилов.

Друг Кирилла Радченко Руслан Аблякимов сказал «Медузе», что однажды спросил оператора, почему он работает в Anna-news. Радченко, по его словам, ответил: «Да, это такое ватное СМИ, но редакторы знают о моих оппозиционных взглядах и позволяют оставаться при своем мнении».

В 2018 году Радченко был в Чечне наблюдателем на президентских выборах

В марте 2018 года Алексей Навальный инициировал поездку в Чечню нескольких десятков человек из Москвы — они должны были стать наблюдателями на президентских выборах. Радченко был среди этих людей, была там и журналистка Александра Баева. По словам Баевой, Радченко был одним из самых активных участников группы. Именно в Чечне он познакомился с режиссером Александром Расторгуевым, который потом позвал его в Центральную Африку.

Максим Алешин, который тоже был наблюдателем в Чечне вместе с Радченко, рассказал «Медузе», что после возвращения обратно в Москву они с Радченко вместе ходили на судебные слушания по делам политзаключенных. «Кирилла очень волновало дело „Нового величия“», — добавляет он.

По словам Баевой, Радченко хотел делать расследования про людей, которые воюют в Сирии: «рассказать, почему они воюют, а наши власти все это активно не признают». «Он как-то спокойно всегда об этом говорил», — говорит Баева.

«Он был не из тех, кто бьет себя в грудь с криками „Я патриот“ или выступает с какими-то громкими речами. Он очень тихо и спокойно любил свою родину, и ему хотелось, чтобы все было хорошо, — рассказывает Баева. — Я абсолютно не удивлена, что Александр Расторгуев предложил ему поехать в Африку вместе с ним снимать фильм, потому что Кирилл показал себя [на выборах] очень рассудительным, спокойным, умеющим включать холодную голову, когда это необходимо. В нем нет каких-то лишних эмоций, заносчивости. Наверное, военные корреспонденты и должны быть такими».

Ирина Кравцова, Мария Семинтинова