Перейти к материалам
Режиссер Ильдико Эньеди, обладательница «Золотого медведя» 67-го Берлинского кинофестиваля. 18 февраля, 2017 год
истории

Победители Берлинале-2017 и другие фильмы фестиваля, которые мы ждем Постаревший Росомаха, поиски Эльдорадо и «Заложники» Резо Гигинеишвили

Источник: Meduza
Режиссер Ильдико Эньеди, обладательница «Золотого медведя» 67-го Берлинского кинофестиваля. 18 февраля, 2017 год
Режиссер Ильдико Эньеди, обладательница «Золотого медведя» 67-го Берлинского кинофестиваля. 18 февраля, 2017 год
Фото: Britta Pedersen / pool / Reuters / Scanpix / LETA

В Германии 18 февраля завершился Берлинский кинофестиваль — «Золотого медведя» получил венгерский фильм «О теле и душе» Ильдико Эньеди. Среди других лауреатов — «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио и «Обратная сторона надежды» Аки Каурисмяки. Антон Долин рассказывает, кто еще получил призы на Берлинале и почему жюри распределило награды именно так. Кроме того, кинокритик перечисляет самые интересные фильмы, показанные вне конкурса, которые обязательно стоит увидеть — «Логан» Джеймса Мэнголда, «Заложники» Резо Гигинеишвили и «Я не твой негр» Рауля Пека.

Берлин-2017: итоги

Режиссер Пол Верховен, возглавлявший жюри кинофестиваля, не подвел — призы 67-го Берлинале оказались довольно неожиданными. Особенно главный из них. Конечно, можно возразить: парадоксальная love-story венгерской постановщицы Ильдико Эньеди «О теле и душе» до «Золотого медведя» была удостоена наград еще двух жюри, экуменического и ФИПРЕССИ, — так что же тут непредсказуемого? Однако обычно их выбор радикально расходится друг с другом, тем более — с основным жюри. А теперь все совпало. 

«О теле и душе» — всего шестой фильм 61-летней Эньеди, которая не снимала полнометражное кино восемнадцать лет. Эта картина мало похожа на знакомый нам венгерский авторский кинематограф: ее мрачноватый юмор, сюрреалистические метафоры и укорененность в деталях «низкого» быта сегодня выглядят сочетанием, мягко говоря, нетипичным. С одной стороны, влюбленные герои — социопаты и одиночки со стажем, обладающие редкой способностью видеть одни и те же (а не просто похожие) сны. С другой, действие происходит на мясокомбинате, повседневная жизнь которого показана едва ли не документально точно. При всей заторможенности ритма «О теле и душе» держит внимание зрителя до самого финала, довольно странного и надолго оставляющего в задумчивости. Безусловно, Эньеди — самобытный и виртуозный мастер, чья награда заслуженна. 

Почему приз получила она, а не всеобщий любимец, чудесный Аки Каурисмяки, чья «Обратная сторона надежды» до последнего мига считалась главным претендентом на «Золотого медведя»? Хотя бы потому, что финн чередует привычные приемы, мотивы и темы, а Эньеди предлагает кино, не похожее ни на что другое. Хотя за Каурисмяки, так и не получившего свое первое «золото», очень обидно. Ему самому в том числе. На церемонию он пришел явно нетрезвым, подниматься за своим «Серебряным медведем», присужденным за режиссуру, на сцену не захотел. Или не смог. Организаторы отнеслись к этому с пониманием и принесли статуэтку Каурисмяки в зрительный зал. Тот некоторое время пытался запихнуть медведя в карман смокинга. Безуспешно. 

Есть и еще одна причина. Тема беженцев, которой посвящена «Обратная сторона надежды», год назад уже была отмечена на Берлинале главным призом (документальная лента «Огонь в море»), а «О теле и душе» затрагивает сравнительно свежую правозащитную повестку — права животных, с которыми Ильдико Эньеди сравнивает своих героев. В этом ей вторит другая восточноевропейская постановщица, Агнешка Холланд, чей нестандартный «След» тоже был отмечен жюри Верховена призом Альфреда Бауэра, присуждаемым за инновацию в искусстве.  

Две женщины-режиссера получили по награде за свои картины, еще два оказавшихся в числе лауреатов фильма сделаны мужчинами, но тоже о женщинах. Это «Фантастическая женщина» чилийца Себастьяна Лелио (отмечена за сценарий), героиня которого — транссексуалка, сражающаяся за свое право любить и быть любимой; и «Фелисите» француза Алена Гоми — в этом фильме сильная душой и телом певица спасает сына, возлюбленного и весь окружающий мир.

Верховен через полгода после премьеры триллера «Она» вновь доказал миру свою слабость к сильным женщинам. К ним можно причислить и прекрасную кореянку Ким Мин-Хи («Ночью на пляже одна» Хон Сан-Су), названную лучшей актрисой фестиваля, и Дану Бунеску, получившую особый приз монтажера за румынский фильм «Ана, моя любовь», — на ее работе строится драматургия всей картины. А вот премированный за мужскую роль замечательный Георг Фридрих, напротив, в «Белых ночах» Томаса Арслана сыграл слабохарактерного неудачника. Берлинале сигнализирует не в первый раз: привычные гендерные роли меняются местами.  

Последнее, что осталось добавить: на каждом большом кинофестивале есть не только победитель, но и проигравший — значимый новаторский фильм, остающийся без единого приза. В этой роли в Берлине оказался хулиганский и глубокий китайский мультфильм «Хорошего дня!» режиссера Лю Цзяня. Ответ на вопрос, почему жюри, проявив достаточно тонкий вкус, его проигнорировало, может лежать в идеологической плоскости — в нем нет того луча надежды и утопического оптимизма, который объединял почти все лучшие картины Берлинале. А может, Верховен просто не любит анимацию. 

***

Еще 7 фильмов Берлинале (вне конкурса)

«Логан» Джеймса Мэнголда (США) 

Фото: Twentieth Century Fox / Berlinale

Самый впечатляющий американский кинокомикс со времен «Темного рыцаря». Впечатляющий не спецэффектами и бюджетом, а драматургической цельностью, актуальной проблематикой, живыми персонажами. В центре событий — постаревший и отошедший от подвигов Логан, больше не желающий называть себя Росомахой. Он теперь водитель лимузина; в нерабочее время навещает дряхлого профессора Ксавьера, плотно сидящего на таблетках. Но однажды им встречается девочка с невероятными способностями. Джеймс Мэнголд откровенно смеется над схематизмом комиксов, создавая в качестве альтернативы плоским историям о супергероях трагический кинороман, в чем-то похожий на ранние тексты Стивена Кинга («Кэрри», «Воспламеняющая взглядом»). Именно этот фильм, а не дурацкий мюзикл с тем же Хью Джекманом, надо было назвать «Отверженными». 

«Заложники» Резо Гигинеишвили (Грузия) 

Фото: Berlinale

Поразительная трансформация сугубо коммерческого режиссера. В Грузии (Россия и Польша тоже в числе продюсеров) и на грузинском языке Гигинеишвили снял реалистическую жесткую драму о (случившейся на самом деле) неудачной попытке угона самолета в СССР. Почти документальный подход к воссозданию эпохи и событий сочетается в «Заложниках» с прихотливым и сложным сценарием, лишенным привычных нам мотиваций. Это позволяет зрителю оказаться в самой гуще событий, примерить на себя по очереди роли террориста поневоле или бесстрастного свидетеля. Фильм-приговор советской системе, лицемерно и беспощадно державшей своих граждан в заложниках. Оператор Владислав Опельянц, музыка Гии Канчели. 

«Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино (Италия-США)

Фото: Sony Pictures Classics / Berlinale

Один из самых модных современных режиссеров после манерного и стильного «Большого всплеска» снял неожиданную драму о первой любви и пробуждении чувственности на фоне божественно прекрасного пейзажа Италии 1980-х. Эпоха воссоздана с показательной тщательностью, от деталей интерьера и костюмов до закадровой музыки, однако эта история вневременная — о нежданной встрече и болезненном расставании. 17-летний мальчик из интеллигентной семьи влюбляется в американского ассистента своего папы-профессора: их роман будто вырастает из атмосферы, зреет в воздухе. Многие наверняка будут впечатлены тем, что роль гомоэротического объекта исполнил мужественный секс-символ Арми Хаммер, но еще более поразительна раскованность и глубина совсем юного актера-дебютанта Тимоте Шаламе. Отца семейства замечательно сыграл Майкл Сталбарг («Серьезный человек»). 

«Затерянный город Z» Джеймса Грея (США-Великобритания)

Фото: Aidan Monaghan / Lcoz Holdings LLC / Berlinale

Культовый в среде европейских синефилов американский режиссер, за которым много лет следует слава «нового Скорсезе», впервые попробовал снять вполне коммерческий приключенческий фильм, причем основанный на реальных событиях. Офицер британской армии, попав в начале ХХ века в Боливию, загорается идеей отыскать древний город в джунглях — легендарный Эльдорадо, в существование которого ученые давно перестали верить. Фильм Грея получился поэтичным и непретенциозным исследованием стремления к невозможному идеалу, отлично разыгранным двумя не самыми очевидными артистами, Чарли Ханнэмом и Робертом Паттинсоном (в окладистой бороде и очках вы опознаете экс-вампира не сразу). А великий оператор Дариус Хонджи снимает сумерки в джунглях так, что хочется остановить время. 

«Бар» Алекса-де ла Иглесиа (Испания) 

Фото: Berlinale

Мрачная и смешная экстраваганца знаменитого испанца, бывшего протеже Педро Альмодовара: нынче и самого Иглесиа считают едва ли не классиком. По своему обыкновению играя в кино «класса В», Иглесиа цитирует одновременно раннего Карпентера и зрелого Бунюэля, помещая компанию случайных товарищей по несчастью в один мадридский бар. Двух его посетителей на глазах у остальных убивает выстрелом в голову неизвестный снайпер. После этого все боятся выходить на улицу и пытаются понять, что случилось. Гротескная черная комедия нравов подкрашена сюрреалистическими цветами — это одновременно социальная сатира и пьеса театра абсурда. Среди посетителей бара — любимец девочек по всей Испании и за ее пределами Марио Касас, очень смешно играющий испуганного хипстера. 

«Реквием по госпоже J» Бояна Вулетича (Сербия) 

Фото: Berlinale

Фильм позволяет надеяться, что из кинематографа бывшей Югославии со временем может вырасти феномен, сопоставимый с нынешней «румынской волной». Без малейшего налета показательно-натужной удали а-ля Кустурица молодой режиссер Вулетич рассказывает парадоксальную историю одного самоубийства — обычной вдовы, воспитывающей после смерти мужа двух дочерей и содержащей свекровь, но после увольнения с завода потерявшей последнюю надежду свести концы с концами. В числе продюсеров этой забавной и душераздирающей картины, снятой с изысканной простотой, — россиянин Александр Роднянский. 

«Я не твой негр» Рауля Пека (США) 

Фото: Dan Budnik / Berlinale

Гаитянский режиссер Рауль Пек привез на Берлинале сразу две картины, вызвавшие ажиотаж. «Молодой Карл Маркс» — довольно ординарная кинобиография автора «Капитала», сделанная старательно и традиционно. Зато номинированный на «Оскар» документальный фильм «Я не твой негр», в основе которого последняя недописанная книга эссеиста и мыслителя Джеймса Болдуина, — по-настоящему сенсационное исследование генезиса Америки. Болдуин и Пек доказывают, что все важнейшие компоненты великой страны — от американской мечты до кинематографа, от социального благополучия до показательного патриотизма — результат национальной травмы, рабовладельческого прошлого и (до сих пор не слишком удачных) попыток изжить расизм. На 1979 году, когда написал свою книгу Болдуин, Пек не останавливается, прослеживая развитие США вплоть до Барака Обамы и звучащего на финальных титрах Кендрика Ламара. Автор за кадром говорит голосом Сэмуэля Л. Джексона. Фильм получил приз зрительских симпатий программы «Панорама документ».

«Медуза» работает для вас Нам нужна ваша поддержка

Антон Долин, Берлин

Реклама