Перейти к материалам
истории

Умеет ли РПЦ обращаться с памятниками культуры? Отвечает архитектор и реставратор Александр Попов

Источник: Meduza
Фото: Ирина Овчинникова / Фотобанк Лори

Власти Санкт-Петербурга решили передать Исаакиевский собор в собственность Русской православной церкви. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заверил, что собор сохранит свою «музейно-просветительскую функцию», а в РПЦ отметили, что смена собственника «позволит усилить мировое значение собора как музея и святыни» — однако у некоторых горожан происходящее вызывает беспокойство. «Исаакиевский собор и до революции (когда церковь не была отделена от государства) не принадлежал ни епархии, ни даже синоду. Он находился в подчинении министра внутренних дел», — напомнил историк Лев Лурье. По словам ученого, непонятно, как епархия планирует содержать «гигантский Исаакий, заполненный реликвиями». «Медуза» попросила архитектора и реставратора Александра Попова рассказать, что происходит с памятниками культуры после того, как они переходят в ведение РПЦ.

Александр Попов

архитектор-реставратор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук

Любая современная постройка отличается от памятника тем, что памятник хранит в себе определенную информацию. Русская православная церковь, как правило, за наши же деньги уничтожает такие памятники. Представьте, что у вас есть картина Рафаэля или Андрея Рублева. Вы отдали ее на реставрацию, а вам после этого выдают какую-то мазню. Примерное то же самое происходит со всем, что берет под свое управление РПЦ: когда им передают памятники, они с ними совершают какую-то еврореставрацию.

Например, в Архангельской области деревянные памятники обшивают сайдингом — это все равно, что их уничтожить. В Вологодской области, в соборе Спаса Преображения они провели реставрационные работы — поставили пластмассовые подоконники, пластиковые окна. Таких примеров огромное количество.

Музейщики пытаются сохранить наше культурное наследие, а у РПЦ свои задачи. Насколько я себе представляю, РПЦ будет брать деньги за просмотр Исаакиевского собора. Что будет с этими деньгами дальше — пойдите проследите. Насколько важен этот собор для РПЦ, я сказать не могу, но понимаю, что доходы здесь будут гораздо больше.

Весь мир сохраняет свою национальную культуру. Вот, например, Италия: каждый кусочек земли в Италии дороже, чем нефтяные залежи на Ближнем Востоке, потому что они пропитаны культурным наследием. В Риме есть огромный кусок города прямо в центре, который является археологическим раскопом, куда приезжают миллионы туристов — только ради этого.

Исаакиевский собор — место культовое. Трудно сказать, собираются ли они менять его. Самое главное, что проблемы памятников архитектуры не дают решать профессионалам. Вместо этого на междусобойном уровне какие-то группы людей проявляют свои интересы, не заботясь о том, что Исаакиевский собор — это национальное достояние.

Оно не принадлежит ни РПЦ, ни городу Санкт-Петербургу, а принадлежит всему миру. Его надо соответствующим образом сохранять. Исаакиевский собор в свое время олицетворял тот факт, что Санкт-Петербург был главным городом Европы, и это памятник европейской культуры. По нему устанавливали линию, выше которой нельзя строить. Это памятник мирового культурного наследия, который нужно хранить.

Вы совершили чудо «Медуза» продолжает работать, потому что есть вы

Ани Оганесян

Реклама