«Оживший Босх в XXI веке» Фильм об интернате для людей с психическими расстройствами: Артдокфест
В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в декабре 2016 года пройдет фестиваль документального кино «Артдокфест». Дважды в неделю президент фестиваля Виталий Манский рассказывает на «Медузе» о всех фильмах, участвующих в конкурсе. В этом материале режиссер представляет картину «Икона» Войцеха Касперского (Польша, 2016).
В 2006 году прогремел фильм никому не известного польского молодого автора Войцеха Касперского, который был снят в России. Фильм назывался «Семена» и рассказывал об одной семье из Алтая — он получил «Лавровую ветвь» как лучшая документальная картина года. Девочка, внутрисемейные отношения, название картины — все это создавало образ, на самом деле выходящий за рамки семейной истории. Автор активно и весьма уверенно продолжал свою работу все эти годы, но не возвращался в российское пространство, и вот спустя 10 лет появилась картина «Икона» — полностью снятая в некоем интернате для душевнобольных.
Прежде всего, фильм Касперского очень высокого кинематографического и художественного уровня. Эта картина предлагает нам проникнуть в пространство, в котором мы никогда не бывали, — но здесь оно предстает перед нами не в публицистическом развороте, а, скорее, являет некую библейскую историю людей вне разума, вне социума, вне современной жизни. Однако о жизни из фильма можно узнать довольно много, просто на другом уровне — например, о финансировании российского здравоохранения, об уважении к личности, о правах человека в целом.
Нам трудно разобраться в механизмах функционирования этой больницы. Кажется, что тут вроде бы два интерната — мужской и женский, или, возможно, два изолированных корпуса одной клиники. Мы видим, как пациенты пытаются сломать стену внутри этого анклава, прорвать границы и вступить к коммуникацию — пусть достаточно примитивную, гендерную.
Сама фактура этого забытого богом пространства — стены, коридоры, кровати, одежда, посуда — все говорит о каком-то потустороннем мире. И слова «богом забытое место», конечно, становятся ключом к пониманию этой картины. Автор неслучайно называет ее «Икона», как когда-то тоже неслучайно назвал фильм о российской семье из глубинки «Семена».
Я недавно видел на фестивале в Лейпциге плакат «Иконы», где одна из главных героинь — душевнобольная женщина — изображена святой, с нимбом на голове. Плакат тоже помогает разгадать этот многопортретный художественный образ.
Картина очень точно и визуально, и эстетически отсылает нас к полотнам Босха — это оживший Босх в XXI веке. Она адресована человеку неравнодушному. «Артдокфест» всегда обращался к человеку думающему, чувствующему, нуждающемуся в серьезном анализе собственной жизни и жизни окружающего мира. И картина Касперского не исключение, это большое событие в кинематографе. Неслучайно ее мировая премьера состоится на фестивале в Амстердаме, а российская — на «Артдокфесте».
P. S. О других фильмах из конкурсной программы «Артдокфеста» можно узнать здесь.