Третий сезон «Черного зеркала»: что из этого получилось? Осторожно: спойлеры!
Netflix 21 октября выложил полностью третий сезон сатирического британского сериала «Черное зеркало». По просьбе «Медузы» кинокритик Егор Москвитин посмотрел все шесть серий и пришел к выводу, что «Черное зеркало» может побороться с «Миром Дикого Запада» за звание лучшего сериала осени. Поскольку каждую серию «Черного зеркала» можно смотреть отдельно от других, мы решили рассказать обо всех эпизодах и проранжировали их от худшего к лучшему. Внимание! В тексте есть спойлеры.
В 2016 году «Черное зеркало» переехало с небольшого британского канала Channel 4 на международную платформу Netflix — она доступна и в России. И с переездом «Черное зеркало» стало еще лучше. В третьем сезоне — шесть серий; столько же, сколько в первых двух вместе взятых. Сценаристы освободились от бюджетной дисциплины: один эпизод притворяется военным блокбастером, другой — футуристическим фильмом-катастрофой, а третий реконструирует целую эпоху. Самое важное: новые американские инвесторы не стали заставлять циничных британских авторов натянуто улыбаться. Из шести серий оптимистичной можно назвать лишь одну — San Junipero, однако ее энергии вполне хватит, чтобы дожить до 2017 года, когда, по слухам, выйдет четвертый сезон. По другим слухам, часть его действия будет происходить в космосе.
Одна плохая серия
Shut Up and Dance
Сюжет: в Британии завелись злоумышленники, которые с помощью интернета и гаджетов собирают на людей компромат, а затем заставляют их плясать под свою дудку. Большинство жертв страдают за измены, сексуальные извращения и неполиткорректность. Но главный герой, тихий подросток из забегаловки, становится заложником террористов вообще из-за пустяка: кто-то снял на веб-камеру, как он мастурбирует. Впрочем, что именно искал в интернете герой, остается загадкой.
Объект сатиры: Склонность людей доверять свои грязные секреты сайтам вроде AshleyMadison; порнозависимость; недосягаемая для обычных людей анонимность в интернете.
Почему эта серия плохая? Юный актер Алекс Лоутер (игравший молодого Тьюринга-Камбербетча в «Игре в имитацию») справляется со своей ролью фантастически — и ничуть не хуже больших звезд, появляющихся в «Черном зеркале» в третьем сезоне. А наемнику Бронну из «Игры престолов» (Джером Флинн), который внезапно открывает герою дверь в одной из сцен, радуешься как ребенок. И даже самые надуманные (на первый взгляд) повороты сюжета становятся логичными, если принять во внимание мотивации всех действующих лиц. Но все-таки снимать в 2016 году эпизод про кибербуллинг, дронов и британских подростков, стесняющихся своей сексуальности, — это, по меркам пророческого «Черного зеркала», слишком наивно.
Одна хорошая серия
Playtest
Сюжет: Любитель путешествовать из Штатов, объехав весь мир, оказывается без денег в Великобритании. Некая компания, делающая революционные квесты в виртуальной реальности, любезно предлагает ему работу — протестировать новенький ужастик. Случайная любовница — IT-журналист — предлагает выкрасть сведения о новой игре.
Объект сатиры: Охота на покемонов; всевозможные квесты в реальности; уязвимость пластиковых карт; всемогущество игровых корпораций и очки виртуальной реальности, которые превращают тебя в мартышку из басни.
Почему эта серия хорошая? Несмотря на очевидный сюжет, история и восхищает, и пугает. Восхищает характеризация героя: то, как его богатый и красочный жизненный опыт транслируется в сотнях мелочей. Пугает то, что произойдет с парнем во время тестирования игры. Герой отправится в особняк, срисованный, кажется, из «Падения дома Ашеров» Эдгара Аллана По, и столкнется в нем со всеми своими — и нашими — худшими страхами. В мире, где подобными головоломками занимаются такие режиссеры, как Дэвид Финчер и Дени Вильнев, концовка могла бы быть и посложнее — но серия все равно смотрится на ура. А поскольку герой то живет мечтой, то греет ноги у камина в английской усадьбе, ее просмотр хочется отложить до Рождества.
Две отличные серии
Hated in the Nation
Сюжет: Изнуренная женщина-детектив (Келли Макдональд из «Подпольной империи») выступает перед какой-то высокой комиссией — и мы понимаем, что ее расследование оказалось куда более масштабным, чем ей хотелось. А расследовала она гибель нескольких человек, которым активно желали смерти пользователи социальных сетей. Казалось бы, причем здесь искусственные пчелы, наводнившие Великобританию после исчезновения живых? (Кстати, живые пчелы действительно необъяснимо и пугающе быстро исчезают.)
Объект сатиры: Ненависть в социальных сетях; флешмобы; законодательство, не поспевающее за IT-индустрией; современные британские детективы.
Почему эта серия отличная? Потому что она о сильных женщинах, которых на телевидении все еще до обидного мало. Потому что она выстроена как эталонный британский или скандинавский детектив новой волны (например, «Крах»), а нам очень хочется, чтобы в мрачном будущем «Черного зеркала» этот жанр сохранился. Потому что это современная версия «Птиц» Хичкока — с тем же саспенсом и той же жужжащей симфонией страха. А финальный поворот сюжета и вовсе оказывается самым мрачным из всех пророчеств сериала.
Men Against Fire
Сюжет: В недалеком будущем от человечества отпочковалась каста паразитов — граждан с лицами, как у упырей, и соответствующими замашками. Бравые американские солдаты охотятся на одичалых в лесах Дании. Во время очередной зачистки главный герой получает от паразита в глаз какими-то лазером — и его боевые импланты выходят из строя. Солдат узнает, что мир сложнее, чем он думал.
Объект сатиры: Гуманитарные операции; пропаганда; надежды, что высокие технологии смогут гуманизировать ремесло военных; насильственные эксперименты над людьми.
Почему эта серия отличная? Потому что в ней неожиданно много для «Черного зеркала» гуманизма — и при этом немало изобретательных гаджетов, впечатляющих спецэффектов и реалистичных боевых сцен. Весь эпизод — сплошная антиреклама армейской службы. Но начинается он, как и положено меткой сатире, со сладострастной пропаганды, какой мы не видели со времен «Звездного десанта». В общем, идеальный продукт своей эпохи — но жалко, что эта эпоха все же настала.
Две превосходные серии
Nosedive
Сюжет: В мире будущего каждое социальное взаимодействие тут же оценивается по пятибалльной шкале. Чем выше рейтинг человека, тем легче ему жить: хэдхантеры предлагают хорошую работу, риелторы — престижное жилье, а идеальные блондинки зовут на свои идеальные свадьбы. Главная героиня (она же главная звезда сезона Брайс Даллас Ховард) в отчаянной попытке заслужить любовь окружающих решается на авантюру — и на своей шкуре испытывает негласные законы нового общества.
Объект сатиры: Всеобщая одержимость лайками; погоня за социальным статусом, у которого все чаще появляются цифровые индикаторы; зависимость от чужой оценки (пятибалльной) и мнения большинства.
Почему эта серия превосходна? Потому что ее вселенная идеально выстроена: фальшивое будущее смоделировано тщательнее, чем магазин IKEA. Потому что столько юмора, сколько в этой серии, не найти во всех трех сезонах вместе взятых (за исключением рождественского выпуска, разумеется). И потому что в конце эпизода нам предлагают не самую очевидную идею: оказывается, в мире, где все пытаются быть любезными, исчезает чувство юмора, потому что хорошие шутки агрессивны. А без юмора люди перестают быть человечными. В общем, нет добра без худа.
San Junipero
Сюжет: В городке, застрявшем в 1980-х, встречаются два одиночества — тихая девочка в свитере и очках (Маккензи Дэвис из «Остановись и гори») и бисексуальная королева танцпола (Гугу Эмбата-Ро из «Доктора Кто»). В течение часового то ли мюзикла, то ли элегии выясняется, что и город не тот, чем кажется, и девушки — не те. Впрочем, зрители, слышавшие про католического святого Серру Хуниперо, к любым спойлерам должны быть морально готовы.
Объект сатиры (осторожно, спойлеры!): однополые браки; эвтаназия; зацикленность людей на прошлом, которой тщательно потакают все медиа; и религия, куда без нее.
Почему эта серия превосходна? Так лихо и провокационно высказаться сразу по четырем актуальным для западного общества вопросам — правам сексуальных меньшинств, спорам об эвтаназии, пределам эйджизма и отношениям обывателя с богом, — для этого нужно быть автором «Черного зеркала» Чарли Брукером. Но мы сконцентрируемся на самом важном — на исключительной чувственности эпизода. Она видна в каждой детали — в выборе песен и костюмов; отчаянных танцах и нарочито старомодной клиповой манере съемок; в развитии характеров героинь; в той тяжести, которая неизбежно останется со зрителем после титров. Из массовых фильмов 2016 года такое приятное эмоциональное опустошение может вызвать лишь «Ла-Ла Ленд». Из сериалов на такой удар оказалось способно лишь «Черное зеркало». И да, как мы и предсказывали пару дней назад, эта серия невероятно оптимистичная и нежная — причем не только по меркам мрачного и циничного шоу, но и на фоне всего остального телесезона.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!