15 претендентов на «Оскар». Расовые конфликты, «Ла-Ла Лэнд», Том Форд и пришельцы Какие фильмы мы будем смотреть осенью и зимой
В Торонто 18 сентября завершился международный кинофестиваль (TIFF), который вместе с Венецианским считается одним из важнейших смотров в преддверии оскаровской гонки. Победители TIFF часто оказываются в списке лауреатов награды Американской киноакадемии. И фильм «Ла-Ла Лэнд», одержавшей победу в Торонто в 2016-м, не станет исключением — его уже называют одним из главных претендентов на «Оскар-2017». Кинокритик Егор Москвитин, побывавший в Торонто, подвел итоги фестиваля и составил список фильмов, которые мы непременно увидим на «Оскаре» и зимой в кинотеатрах. На прошлогодний скандал с хэштегом #OscarSoWhite Голливуд среагировал моментально и выпустил огромное количество фильмов о расовых проблемах; минимум пять из них — «Рождение нации», «Лавинг», «Соединенное королевство», «Лунный свет» и «Королева Катва» — вполне могут претендовать на статуэтки за лучший фильм и режиссуру.
Примечание: автор посмотрел 10 фильмов из 15, попавших в этот список. «Прибытие», «Лавинг», «Под покровом ночи», «Лунный свет» и «Соединенное королевство» были включены на основе прогнозов ведущих СМИ и ожиданий от режиссеров/актеров.
«Рождение нации» (The Birth of a Nation, с 7 октября в США, с 19 января в России)
Самую агрессивную рекламную кампанию из всех фильмов ведет «Рождение нации». Это по сути кровавый и радикальный римейк «Храброго сердца», только вместо шотландца Уильяма Уолласа за свою свободу сражаются чернокожие рабы. Речь в картине идет о реальном восстании, случившемся в США в 1831 году. Фильм делится на две части. В первой белые плантаторы (самого совестливого из них играет Арми Хаммер из «Агентов АНКЛ» и «Социальной сети») целый час пытают, насилуют и убивают рабов. Чтобы те не бунтовали, по штату разъезжает чернокожий пастор, призывающих в проповедях к терпению, — его играет режиссер фильма Нэйт Паркер. Во второй части герой вспоминает о солидарности и поднимает восстание. В реальной истории в ходе ночной резни погибли около 60 плантаторов — в фильме больше; причем бунтарям попадаются сплошь одинокие и мерзкие белые холостяки. Заканчивается картина кадром, в котором чернокожий полк в годы Гражданской войны бежит прямо на зрителя, намекая, что битва за свободу не завершена. К слову, название фильма отсылает к «Рождению нации» 1915 года — эпосу о появлении «Ку-клукс-клана». Вековая дистанция между датами выхода лент — отличный повод для исторического покаяния.
Публика в Торонто картине Паркера виновато аплодировала, но на пресс-конференции произошел конфуз. Режиссеру напомнили, что в 1999 году он вместе с однокурсником (как назло — соавтором сценария «Рождения нации») был обвинен в изнасиловании на вечеринке. Товарищ признал вину и получил реальный срок. Будущий режиссер осужден не был, а жертва — белая девушка — подверглась преследованиям (ее обвиняли во вранье и расизме) и в 2012 году совершила самоубийство. На пресс-конференции эта история всплыла в контексте его фильма (полного сцен межрасового насилия) — и режиссер довольно грубо отмахнулся от журналистов. Именно этот эпизод может стоить фильму главного «Оскара».
«Королева Катве» / Queen of Katwe (с 23 сентября в США)
Диснеевская «Королева Квата» — сказочная на вид, но при этом реальная история нищей девочки из Уганды, влюбившейся в шахматы. Эта любовь — и рожденная ею вера в себя — привели героиню сперва на школьные турниры, а затем и на чемпионат мира в Ханты-Мансийск (и где бы его ни сняли, выглядит российский сегмент фильма трогательно и смешно). Шахматы — изящная метафора не только противостояния белых и черных (его в фильме как раз нет), но и превращения пешки в королеву, и стратегического отношения к жизни, в которой никогда не побеждают без жертв. Перед титрами в кадре рядом с актерами появляются живые прототипы этой истории. «Оскаровские» шансы фильма подкрепляются участием звездных актеров — уже награжденной Академией Лупиты Нионго и претендовавшего на «Золотой глобус» Дэвида Ойелоуо.
«Лавинг» / Loving (с 4 ноября в США)
Драма «Лавинг» — о сопротивлении злу любовью. Главные герои — пара, осужденная в 1958 году за межрасовый брак. Судебная тяжба «Чета Лавинг против штата Вирджиния» длилась девять лет и закончилась событием, раскрыть которое — преступление против фильма. Но именно оно гарантирует картине внимание Академии. К тому же, как и «Мад» — предыдущий фильм режиссера Джеффа Николса, «Лавинг» претендовал на Золотую пальмовую ветвь в Каннах, а для американских академиков это важный индикатор.
«Соединенное королевство» / A United Kingdom (с 5 октября в США)
Третья биографическая картина с межрасовым акцентом — «Соединенное королевство». В ней ситуация прямо противоположная: чернокожий принц Ботсваны женится на белой девушке из Лондона. Действие происходит в обожаемой академиками середине XX века (обожаемой — потому что в ту пору рухнули все западные империи, кроме США), а играют возлюбленных прошлогодняя номинантка на «Оскар» Розамунда Пайк и уже упомянутый Дэвид Ойелоуо. Истории о том, как страсть преодолевает предрассудки, всегда имеют фору в «оскаровской гонке».
«Лунный свет» / Moonlight (с 21 октября в США)
Возможно, на это же делает ставку и фильм «Лунный свет» — история чернокожего гея, пытающегося примириться сначала с самим собой, а затем и с целым миром. И зрители, и критики этот фильм очень хвалят. Во многом за то, что эта картина — как и прошлогоднее «Отрочество» — эпическая сага о хрупкости жизни.
«Джеки» / Jackie (с 9 декабря в США)
Киноакадемия очень любит биографическое кино, так что в 2016-м за статуэтку поборется еще и «Джеки» — хроника жизни Жаклин Кеннеди в первые дни после убийства ее мужа. Героиню играет Натали Портман, и это, кажется, ее самая мощная роль за последние годы. Если с другого фильма, который она привезла в Торонто, — «Планетария» — зрители убегали, то на «Джеки» публика млела. Пронзительность картины в том, что описанный в ней жизненный опыт легко проецируется с президентской семьи на любую другую. Это история не о выстрелах в Далласе, а о том, что мы успеваем или не успеваем сделать за отпущенный срок.
«Под покровом ночи» / Nocturnal Animals (с 18 ноября в США, с 8 декабря в России)
Кроме того, в Торонто показали «Под покровом ночи» — новый фильм дизайнера Тома Форда. Описывать его сюжет бесполезно, это такое абстрактное, но живописное американское полотно, которое критики в шутку подписывают словами «Дэвид Линчер» — потому что метафизический шаманизм фильмов Дэвида Линча здесь встречается с угрожающей сексуальностью фильмов Дэвида Финчера. В ролях — Эми Адамс, Джейк Джилленхол и другие звезды.
«Прибытие» / Arrival (с 11 ноября в США, с 8 декабря в России)
Эми Адамс приехала в Канаду с двумя фильмами — и на «Оскаре» тоже, скорее всего, выстрелит дуплетом. Вторая лента — фантастическая драма «Прибытие», по глубине и выразительности застрявшая между «Космической одиссеей» и «Интерстелларом». В этот раз действие фильма разворачивается на нашей планете: пришельцы приземляются по всему миру, а героиня-лингвист пытается разгадать их планы. Режиссер Дэни Вильнев («Пленницы», «Враг») известен неожиданными сюжетными развязками, и «Прибытие» — вряд ли исключение.
«Ла-Ла Лэнд» / La La Land (с 2 декабря в США, с 2 февраля в России)
Фильм, который уже покорил критиков, а вскоре покорит и массовый прокат, и академиков. «Ла-Ла Лэнд» — это красочное, страстное и полное жизни посвящение Голливуду 1950-х. Главные герои — официантка, мечтающая стать кинозвездой, и нищий музыкант, не теряющий надежду создать свой джаз-клуб. Поскольку играет персонажей самая яркая экранная пара последних лет — американка Эмма Стоун и канадец Райан Гослинг — без носовых платков сюда лучше не соваться. Такие фильмы принято называть термином crowdpleaser — то есть «услада для толпы». Составляющие успеха (по крайней мере, в Торонто) — душераздирающие песни, сложнейшие танцевальные номера, чуткая реставрация шарма «золотого Голливуда» и понятная любому история выбора между чувствами и амбициями. И, конечно же, актерские работы, одну из которых — Эммы Стоун — уже отметило венецианское жюри.
«Американская милашка» / American Honey (с 30 сентября в США)
Это история летнего путешествия шайки подростков по стране, в ходе которого они 1) учатся делать первые деньги; 2) каждый исследуют свое тело — а затем и тела ближних; 3) много врут, но к финалу достигают кристальной искренности в своем отношении к жизни. Для «Оскара» картина чересчур радикальная и плотская, но это может сослужить ей и добрую службу. Раз в год пожилые академики берут в конкурс что-нибудь смелое и молодое. В любом случае, тем, кому от 17 до 22, эту ленту игнорировать просто нельзя.
«Она» / Elle (с 22 сентября в России, с 11 ноября в США)
Показать фильм в Торонто приехали режиссер Пол Верховен и актриса Изабель Юппер (которая привезла сюда еще и совсем скромную, но очаровательную мелодраму «Cувенир») — и сорвал овации. Как и Оливер Стоун, Верховен, к удивлению многих, все еще в отличной форме. Его фильм умудряется оставаться наэлектризованным, остроумным и полным жизни — даже несмотря на то, что свою главную интригу он выдает на полпути. А это, между прочим, черная комедия и сексуальный триллер. На главную героиню — продюсера видеоигр — то и дело нападает насильник в маске. В американском фильме жертва бы тут же взялась за нож, но француженка живет как ни в чем не бывало. Фильм знакомит нас с ее семьей, любовником, соседями и работой, но время от времени в декорациях европейской трагикомедии вспыхивают страсти американского ужастика. Верховен — мастер создания сильных и обольстительных женских образов, и Изабель Юппер под его руководством, пожалуй, обыгрывает и Шэрон Стоун из «Основного инстинкта», и Элизабет Беркли из «Шоугерлз». «Она» — один из самых остроумных фильм фестиваля и главный претендент на «Оскар» за лучший иностранный фильм.
«Клятва» / The Oath (даты выхода неизвестны)
Исландец Бальтасар Кормакур срежиссировал в Америке энергичные «Два ствола» и размашистый «Эверест», но его домашний фильм оказался предсказуемо компактным и тихим. Зато он сыграл в нем главную роль, чего не делал уже полторы дюжины лет. «Клятва» — триллер о враче, пытающемся защитить свою дочь от бойфренда-бандита. Каждое действие тихого интеллигента приводит к чрезмерной реакции жестокого подонка, ставки в конфликте растут и растут, от полиции нет никакого толка — так что к середине фильма зритель начинает переживать за семью героя как за свою. К тому же снега Исландии рождают то же чувство безысходности и страха, что и ледяные просторы нашего «Левиафана». Небольшие шансы на то, что Академия этот фильм заметит (он может быть выдвинут на «Оскар» за лучший иностранный фильм), но киноманам стоит положить его на одну полку с «Соломенными псами».
«Преисподняя» / Brimstone (даты выхода неизвестны)
С этого вестерна — в котором женщины в намордниках вешаются в церквях, мужчин душат их же кишками, нерожденных телят вырезают из чрева, а в детей стреляют из винтовок — многие зрители уходили прямо во время показа. Но режиссер Мартин Кулховен пошел на хитрость и после премьеры поднялся на сцену вместе с актрисой Дакотой Фаннинг, которой было невозможно не аплодировать. Одна из самых ярких молодых актрис Голливуда играет в «Преисподней» девушку, на протяжении четырех актов (каждый из который назван по-библейски — «Бытие», «Исход» и так далее) противостоящую демоническому пастору в исполнении Гая Пирса. Классический сюжет триллера о погоне здесь очень красиво сочетается с атмосферой вестерна, а любовь режиссера к Андрею Тарковскому (и нелюбовь к религии) делают картину привлекательной для эстетов. Правда, несколько особо жестоких сцен можно было и сократить. На «Оскар» самому фильму рассчитывать не стоит — а вот у его актеров есть все шансы.
«Сожги свои карты» / Burn Your Maps (даты выхода неизвестны)
Главное культурное достояние Канады отныне не певец Джастин Бибер и не премьер Джастин Трюдо, а феноменальный ребенок Джейкоб Тремблэ. Роль в прошлогодней «Комнате» не принесла ему «Оскар», но в этом году у вундеркинда будет еще один шанс. В «Сожги свои карты» Тремблэ играет ребенка, пытающегося объединить семью после гибели его сестры. Когда традиционная психотерапия умывает руки, мальчишка втягивает родителей в авантюрное путешествие в Монголию. Степная страна была отснята, разумеется, в канадском Калгари — но придраться тут не к чему. Как и «Ла-Ла Ленд», «Сожги свои карты» — позитивный и нежный фильм. Что важнее, это универсальное семейное кино, идти на которое можно без страха, что в кадре кого-нибудь повесят в деревянном сортире (см. «Преисподнюю»).
«Великолепная семерка» / Magnificent Seven (с 22 сентября в России, с 23 сентября в США)
Каждый из вестернов, показанных в Торонто, смело экспериментировал с жанром. «Рождение нации» решило свести счеты с расизмом (и прибегло ради этого к обратной дискриминации), «Преисподняя» превратила западный фронтир в пространство для готической баллады. «Великолепная семерка» же попросту раскручивает сюжет одноименного фильма 1960 года до тех пор, пока он не превращается в военный боевик масштаба «Спасения рядового Райана». В оригинальном вестерне в битве законников и бандитов за мексиканскую деревню сражались лишь семеро защитников и сорок разбойников. В новой ленте Антуана Фукуа (режиссера отличного «Тренировочного дня» и неидеального «Стрелка») баталия длится целый час, а гибнут в ней, кажется, сотни людей. Это самый зрелищный фильм в списке — но его шансы на главные призы от Академии ничтожно малы (здесь, вероятно, будет много технических номинаций), хоть в нем и участвуют Дэнзел Вашингтон, Итан Хоук, Крис Пратт, Винсент ДʼОнофрио, Питер Сарсгаард и фантастическая Хейли Беннетт.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!