истории

Продажа активных Илья Жегулев — о том, как меняется медиарынок из-за «закона об иностранцах в СМИ»

Meduza
15:17, 25 декабря 2015

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС / Scanpix

В 2016 году Роскомнадзор начнет проверять СМИ на соответствие новому закону, который ограничивает долю иностранного капитала в медиа 20 процентами. На стадии принятия этот документ называли «законом имени газеты «Ведомости» и журнала Forbes»: из «иностранцев» только они активно писали на серьезные экономические и общественно-политические темы. Однако в реальности документ затронул сотни крупных и небольших изданий, которые сейчас пытаются придумать, как соответствовать новым нормам. О ситуации на рынке за несколько недель до вступления закона в силу рассказывает специальный корреспондент «Медузы» Илья Жегулев.

Когда в сентябре 2014 года принимали закон «об иностранцах в СМИ», депутаты объясняли его необходимость «холодной информационной войной» против России и возможными «вбросами» антироссийской информации через медиа, принадлежащие западным инвесторам. Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы от ЛДПР Вадим Деньгин так и говорил: «Холодная информационная война, которая сейчас развернулась против РФ, диктует нам определенные законы и вынуждает на определенные действия». Названия «вражеских СМИ» при этом не упоминались. Участники рынка предполагали, что речь идет о Forbes (немецкая «Аксель Шпрингер Раша») и газете «Ведомости» (финская Sanoma Independent Media, американские Dow Jones и Financial Times), известных своей независимой редакционной политикой. 

Впрочем, уже тогда было понятно, что ограничительные меры коснутся и глянцевых журналов. Депутат Деньгин считает, что глянец тоже «растлевает» россиян: журналы принадлежат иностранцам, они публикуют тексты об автомобилях и модных часах; через эти издания то и дело «аккуратно пропихиваются статьи, которые работают на Запад и на «пятую колонну»». «Иностранные СМИ мочат парламент и мочат депутатов», — обижался Деньгин.

Законопроект был стремительно принят парламентом и подписан президентом. До февраля 2016 года всем иностранным акционерам российских СМИ предписано расстаться с контрольными пакетами. Любым способом: главное, чтобы в итоге у них было не больше 20%.

Уменьшили долю акций

В России есть одна «таинственная» иностранная компания, которая начала активно скупать провинциальные издания, после чего принялась «диктовать свои условия», выводил на чистую воду иностранцев Деньгин. Называть корпорацию депутат не стал.

ИД Hearst Shkulev Media (HSM) — компания вовсе не таинственная; половина ее акций принадлежит американскому холдингу Hearst, другая половина — бывшему гендиректору «Комсомольской правды» Виктору Шкулеву. HSM с 2012 года развивает сеть городских сайтов и покупает для этого доли в региональных медийных компаниях. Стартовал проект «Regional Network» в том же 2012-м. С тех пор издательский дом приобрел интернет-издание Е1.ru в Екатеринбурге, нижегородский портал Nn.ru, городской сайт «Самара24», пермский Prm.ru, новосибирский Ngs.ru, а также сайты в Сочи и Новокузнецке, плюс ресурс для поиска работы Zarplata.ru. 

Совладелец ИД Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев
Фото: Илья Питалев / ТАСС

Однако куда больше HSM известен тем, что издает журналы Maxim, Elle, Maria Claire, Psychologies и другой глянец, которым он владеет в России с 2011 года. Совокупная аудитория всех изданий издательского дома — 18,2 миллиона человек.

Эти издания далеки от политики, но иногда — скорее, случайно — с ней соприкасаются. Скажем, журнал Maxim ежегодно проводит голосование «100 самых сексуальных женщин страны», и в 2011-м одной из них была признана звезда сериала «Универ» Мария Кожевникова. В том же году она прошла в Госдуму по списку «Единой России». А в июне 2015-го Роскомнадзор выписал журналу предупреждение — за публикацию интервью основателя группы «Ляпис Трубецкой» Сергея Михалка. В тексте, вышедшем под заголовком «Не, я в Россию не поеду», были опубликованы нецензурные слова (со звездочками). 

HSM одним из первых озаботился реструктуризацией собственности в связи с «законом об иностранцах в СМИ». В конце лета 2015-го были зарегистрированы две компании — Hearst Shkulev Publishing и Hearst Shkulev Digital Media. Первая отвечает за издание журналов и развитие их интернет-версий, вторая — за региональные ресурсы холдинга. До конца года обе станут учредителями всех СМИ, входящих в ИД. В этих компаниях доля американцев из Hearst составляет уже только 20%, остальное — у Шкулева.

Реальное это изменение или формальное — неизвестно. «Мы нашли способ соблюсти денежные интересы партнеров», — говорил Шкулев. При этом информации о том, что он выкупил долю у американцев, а не просто получил ее, нет. Как бы то ни было, из лицензионных договоров на совместное издание журналов исчезли все упоминания о каком-либо контроле со стороны американского партнера — у него больше нет права согласовывать кандидатуры главных редакторов, влиять на редакционную политику и на что-либо еще, кроме получения прибыли.

Продали акции

Hearst в России давно сотрудничал с компанией из Нидерландов Independent Media, которая издавала «Ведомости», Esquire, Cosmopolitan и несколько других СМИ.

Собственно, с российского Cosmopolitan и началась история крупнейшего российского издательского дома с западным капиталом (выручка Independent Media в 2014 году составила 3,04 миллиарда рублей). Первый главный редактор Cosmopolitan Елена Мясникова рассказывала, что в 1994 году они вместе с основателем Independent Media Дерком Сауэром буквально преследовали американскую корпорацию Hearst, пытаясь получить лицензию на издание Cosmopolitan, которой владели американцы. В Hearst ответили согласием и вместе с Independent Media стали соучредителями компании «Фешн пресс». Она начала издавать Cosmopolitan и еще несколько глянцевых журналов в России. Через десять лет голландские инвесторы продали свою половину в «Фешн пресс» финскому издательству Sanoma Magazines; новое издательство получило название Sanoma Indepenendent Media.

Еще до закона об ограничении иностранных инвестиций Sanoma решила избавиться от всех российских активов и принялась искать на них покупателей. Издательский дом делился на три части. Помимо половины «Фешн пресс» Sanoma полностью владела компанией «Юнайтед Пресс» (подразделение выпускало журналы Menʼs Health, Harvard Business Review и другие); также ей принадлежала треть акций ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа», выпускавшей газеты «Ведомости» и The Moscow Times.

Одним из первых претендентов на активы Sanoma оказался Мартин Помпадур, председатель совета директоров европейского подразделения NewsCorp австралийского магната Руперта Мэрдока. Помпадур давно связан с Россией (например, он был учредителем медиахолдинга News Media Radio Group — «Наше радио», Best FM) и хотел обзавестись новыми активами.

Помпадур помог бывшему гендиректору ИД «Коммерсантъ» Демьяну Кудрявцеву приобрести у Sanoma треть акций «Ведомостей». На принадлежащий финнам глянец у него были свои планы. Он собирался купить «Фешн пресс», однако сделка не состоялась. 

На долю уходящих из России финских инвесторов активно претендовали и американцы из Hearst. Они надеялись, что к «закону об иностранцах в СМИ» примут поправки, которые сделают исключение для глянца. Впрочем, из этого ничего не вышло: после долгих переговоров правительственная комиссия по иностранным инвестициям отказала Hearst в праве на приобретение доли в «Фешн пресс» — без объяснения причин.

Владелец «Ведомостей» Демьян Кудрявцев в редакции газеты
Фото: Александра Астахова / Ведомости / fotoimedia

Американцы не сдались и попытались зайти с другой стороны: заявку на приобретение «Фешн пресс» подала уже формально российская компания Hearst Shkulev Publishing. Но и ей отказали, теперь уже сами финны.

Осенью 2015 года срок договора Sanoma с Hearst на покупку доли в «Фешн Пресс» истек. Финны нашли новых покупателей на Cosmopolitan и другой глянец только к декабрю. Это пул инвесторов совершенно из разных областей. Среди них: сооснователь венчурного фонда InVenture Partners Сергей Азатян, владелица модного дома Rusmoda Оксана Лаврентьева, глава Disney в России Марина Жигалова-Озкан и управляющая компания «Апрель Капитал». С медийным бизнесом из них, пожалуй, связана только Жиганова-Озкан, отстроившая с нуля бизнес Disney в России; а Сергей Азатян известен тем, что управлял активами владельца православного канала «Царьград ТВ» Константина Малофеева.

Пытались сохранить акции

Оригинально постарался выйти из этой ситуации немецкий издательский дом Burda, старейший на территории России иностранный медиаинвестор. ИД начал свою экспансию на восток именно с Советского Союза — еще в марте 1987 года; причем он пользовался покровительством Раисы Горбачевой. Рассказывали, что Горбачева встречалась с владельцем издательского дома Энне Бурда и жаловалась, что кулинарные рецепты в русскоязычной версии слишком изысканны — продовольственный дефицит не позволял советским домохозяйкам готовить описанные блюда. Немцы поработали над ошибками, и рецепты стали проще.

После принятия закона в Burda решили переписать иностранные акции на компанию «Эверест культура». Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», 90% «Эверест культуры» принадлежит главному бухгалтеру ИД Александру Ефимову, оставшиеся 10% через дочернюю компанию «Эверест дистрибьюшн» контролирует немецкая Burda Verlag Osteuropa. В ноябре 2015 года Федеральная антимонопольная служба одобрила ходатайство «Эверест культуры» о приобретении 100% голосующих акций российского ИД Burda. Но тут вмешался Роскомнадзор: в конце ноября он предостерег издательский дом от «неправильной сделки». 

«Если действительно создаваемая [Burda] структура оформлена на главного бухгалтера, и ее учредителем является бывший сотрудник российского представительства Burda, то это попадает под действие закона в плане косвенной аффилированности. Когда закон вступит в силу, мы будем это проверять», — заявил руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. Он призвал Burda «обсудить, соответствуют ли закону те изменения, которые они внесли». Юристы Burda ушли от ответа, отметив, что это лишь одна из предполагаемых схем. Однако другие ими так и не были пока озвучены.

Схожим образом обойти ограничения попробовала шведская компания MTG, которой принадлежали кабельные каналы Viasat (History, TV1000, «Русское кино» и др). Свое российское подразделение шведы продали семейству иностранных фондов Baring Vostok (20%) и партнеру этих фондов Анатолию Карякину (80%), который занимается рекламным бизнесом. К этой сделке тоже могут быть вопросы: в законе есть понятие «косвенного контроля» иностранцами российским СМИ, но оно никак подробно не объясняется. 

Издательский дом Conde Nast, выпускающий в России журналы Vogue, GQ, Glamour, Tatler, Allure, AD, похоже, тоже не собирается ничего продавать. Компания начала реструктуризацию бизнеса — акции переписывают на другие юридические лица. Так, в начале октября 2015 года было зарегистрировано новое юрлицо ОАО «Лайфстайл Медиа», учредителем которого стали ЗАО «Конде Наст» (98%) и американская Conde Nast Russia LLC (2%). При этом Conde Nast Russia LLC — единственный собственник ЗАО «Конде Наст». Гендиректор «Лайфстайл Медиа» и «Конде Наст» —один и тот же человек, Анита Гиговская. Формально получается, что издательский дом по-прежнему косвенно контролируют американские инвесторы.

Гендиректор ЗАО «Конде Наст» Анита Гиговская
Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

PR-директор издательского дома Евгения Бельдюгина отказалась от комментариев. Главный редактор русского GQ Ким Белов заявил «Медузе», что не в курсе того, как его издательский дом решает проблему, и даже этим не интересуется, полностью доверяя руководству компании.

Продали акции Усманову и Ковальчуку

Крупнейшие сделки, связанные с ограничительным законом, заключаются как раз в эти дни. Входящий в тройку самых богатых людей России владелец холдинга «Коммерсантъ» Алишер Усманов вместе со своим партнером, гендиректором компании «Мегафон» Иваном Тавриным владеет на телевизионном рынке компанией ЮТВ. Она управляет каналами «Ю», «Муз ТВ» и Disney. Однако летом предприниматели решили серьезно расширить бизнес за счет покупки одного из крупнейших игроков на развлекательном телевидении — «СТС Медиа». Еще в июле 2015 года Усманов и Таврин предлагали выкупить компанию за 200 миллионов долларов. Сейчас организацию, владеющую каналами СТС и «Перец», контролируют иностранцы: шведской MTG принадлежит 37,9% акций, 36% обращаются на NASDAQ и принадлежат пулу миноритариев. Остальной пакет — у кипрской Telcrest близкого к Владимиру Путину бизнесмена Юрия Ковальчука.

Сделка между «СТС Медиа» и ЮТВ получила одобрение правительства 11 декабря. И была закрыта 24 декабря — покупатели заплатили первые 150 миллионов долларов, остальная сумма будет определена по результатам финансового года. Сейчас покупатель сбивает цену, поскольку компания не выполнила план по выручке — Усманов и Таврин предлагают уже не 200, а 185 миллионов долларов. Полную сумму шведы должны получить до февраля 2016 года. Однако контроль за активом-де факто уже перешел в руки россиян. 

В аппаратной «СТС Медиа». Москва, 30 ноября 2015-го
Фото: Артем Геодакян / ТАСС / Scanpix

Осенью 2015-го была создана компания «Медиа альянс». Ее 20% принадлежат американской компании Discovery, 80% — «Национальной Медиа Группе», основанной вышеупомянутым Ковальчуком. В марте 2014 года Ковальчук одним из первых был включен в список россиян, в отношении которых США ввели санкции после присоединения Крыма к России (с формулировкой «контролирует телеканалы, которые активно проводят политику российского правительства по дестабилизации Украины). Тем не менее, «Медиа Альянс» Ковальчука спокойно управляет 11 телеканалами производства Discovery, которые транслируются в России. Среди них Discovery Channel, Animal Planet, TLC и Eurosport. Эти каналы долгое время распространялись в России самими американцами, но в 2015-м из-за «закона об иностранцах в СМИ» Discovery была вынуждена найти партнера. 

Более того, стало известно, что «Медиа альянс» приобрел российские активы американского медиагиганта Turner. В их числе — русская версия новостного канала CNN и популярный детский телеканал Cartoon Network. Сделка была завершена 23 декабря. Ее сумма не разглашалась.

Проверять, как исполняется закон, Роскомнадзор начнет в феврале.

Илья Жегулев

Москва