18 октября вышел «Lovesongs» — четвертый студийный альбом Доры (настоящее имя — Дарья Шиханова). Певица окончательно ушла от кьют-рока — так она называла свои ранние треки о первых влюбленностях и разочарованиях: теперь это настоящая поп-дива, а ее главная тема — принятие себя. Рассказываем, как трансформация артистки рифмуется с переменами в российской музыкальной индустрии.
С начала полномасштабной войны Дора дважды попадала в «черный список» артистов. В первые дни вторжения она перенесла релиз альбома «Miss», запланированный на 25 февраля, а в соцсетях написала «Ненавистью вы ничего не решите» и «Давайте жить в мире» (сейчас посты удалены). В июле Доре сорвали презентацию альбома: онлайн-площадки перестали продавать билеты на концерт, и артистка написала в сторис, что выступление переносится по не зависящим от нее и организаторов причинам.
Как рассказывал один из собеседников «Медузы», организаторы концертов якобы «попросили» за певицу, и та снова смогла выступать — но недолго. Уже в феврале 2024 года она сообщила об отмене концертов в Саратове, Воронеже и Екатеринбурге, не уточнив причину. На просьбу «Медузы» о комментарии певица тогда не ответила.
При этом еще до полномасштабной войны о Доре и другой артистке Мэйби Бэйби стали активно писать в правых пабликах, обратил внимание «Холод». Сначала из фотографий и песен артисток пытались делать мемы. Затем на концертах Доры появились флаги и зазвучали пророссийские лозунги. Певица старалась дистанцироваться от новой публики: лозунги, подчеркивала она, — для митингов (в России уже фактически запрещенных), а ее концерты — исключительно для песен.
Кьют-рок Доры — так она обозначила свой стиль с незамысловатыми гитарами, барабанами и мелодичным вокалом — как и вся российская музыкальная индустрия, оказался перед вызовом в виде военной цензуры. Подобно многим другим артистам, Дора решила, что ничего в ее лирике не поменяется. Поклонники Доры в комментариях поддерживали этот выбор.
При этом альбом «Lovesongs» рассчитан не только на прежнюю фанбазу Доры, — преимущественно зумеров, — но и на более широкую аудиторию. Певица выходит на массового русскоязычного слушателя, который предпочитает легкую музыку про отношения.
Один из треков пластинки называется «Asti», и он о том, как Дора стала узнавать себя в песнях Анны Асти. Нынешнее творчество Доры содержательно действительно схоже с тем, что делает Асти: тот же привычный рассказ о любовной драме. Но подано это содержание несколько иначе — с фирменной нежной интонацией Доры (правда, изрядно разбавленной автотюном). А команда петербургских продюсеров, работавших над альбомом, предлагают слушателю изобретательный RʼnʼB, реггетоны и брейки — у Асти там была бы прямая бочка.
Дора «Зависима»
дора
Дора взрослеет вместе со своими первыми фанатами — соответственно, взрослеют и песни. «Себя соберу к утру / Сообщения сотру / Снова разожгу искру / Я смогу полюбить тоску… От этой боли нет средства / Вход в мое сердце, сломана дверца», — не мудрствуя, поет артистка в открывающем альбом треке «Кошки на сердце», и аналогии с творчеством Асти сами напрашиваются. Дальше пересечения в лирике двух столь разных певиц становятся еще очевиднее.
В то же время тексты Доры по-хорошему проще, без инстаграмной философии — и ближе к живому человеческому языку («Я устала быть комфортной и простой»). Асти верна своему привычному пафосу: в 2023-м она провозгласила себя царицей и в который раз выставила своего лирического антигероя жертвой («Мальчик поплыл, мальчик попал»). Дора же остается ироничной. В «Hot Girls Club» меломанов зацепила строчка «У меня малышек больше, чем у этих рэперов / И они не клюнут никогда на этих рэперов». Такие точные, но не грязные панчи от артистки в адрес преимущественно мужской российской рэп-тусовки — большая редкость.
Дора «Лучше тебя»
дора
Еще одно важное различие между артистками — одна меняется, а другая нет. Асти что в дуэте Artik&Asti, что во время сольной карьеры эксплуатирует одно и то же амплуа: роковой женщины, которая стала роковой не от хорошей жизни — обманули, простила, снова предали. Если послушать подряд альбомы Доры последних пяти лет, не заметить трансформации невозможно.
Дебютная пластинка «Младшая сестра» (2019) — тот самый кьют-рок: о мальчике, который нравится, но видит в ней исключительно друга, и первых разочарованиях. Второй альбом «Боже, храни кьют-рок» (2020), хоть и продолжал первый в музыкальном плане, все же определил Дору как потенциально большого поп-автора, готового выйти за пределы подростковой ниши. «Осень пьяная, зима — я трезвая, весна моя несовершеннолетняя», — почти романс, это можно петь под гитару у костра или на кухне.
Следующая пластинка «Miss» (2022) с инструменталом из битов и трещоток утвердил Дору как арэнби-артистку, которая поет уже не только о разбитом сердечке, но и о собственной популярности, расставании, страхе одиночества, а еще может рофлить на тему денег — мол, готова купить своему избраннику все, что он пожелает. Ну и чем, скажите, не классический набор рэп-артиста?
Дора — ASTI
дора
Прямой конкуренции между Анной Асти и Дорой пока точно не ожидается — тем более на новом альбоме Дора посвятила ей песню. Она отсылает к треку Асти «Девочка танцуй»: в его героине певица теперь узнает себя («Я смотрю на нее, словно в зеркало, и она тоже / На меня тоже»). В своем телеграм-канале Дора призналась, что записала этот трек с первого раза: «Это было уникально честным и искренним прочтением».
Еще недавно, встретив такую неожиданную отсылку, можно было максимум задуматься, как быстро бежит время, и вспомнить группу «Винтаж», которая посвящала трек Еве Польне. Сегодня, увидев рядом имена Доры и Асти, трудно не думать о том, что их объединяет не только и не столько музыка.
Прежде всего, на обеих артисток писали доносы, и у обеих отменяли концерты. У Асти, правда, не из-за антивоенных постов, а из-за «голой вечеринки», в которой российские власти увидели повод для репрессий. На сцену Асти, уроженка украинского города Черкассы, вернулась спустя четыре месяца — выступив на провластном концерте.
Другая параллель между певицами — обе предпочитают не замечать российскую реальность, во всяком случае, не обсуждать ее публично. В закрывающем альбом «Lovesongs» треке «Простить себя» Дора поет: «Моя жизнь больше не скажет мне „нет“». Противоречивое заявление, учитывая, что весной и летом 2024-го концерты Доры в ее родном Саратове снова запретили по доносу провоенных активистов.
Примечательна разница между «Lovesongs» и сегодняшним творчеством украинки Жанульки — тоже кьют-певицы и звезды русскоязычного тик-тока: бэкграунд у артисток похожий, чего не скажешь об их реакциях на исторические потрясения. Жанулька поет о потере дома и пытается отрефлексировать жизнь во время войны. Повзрослевшая Дора и ее теперь уже разновозрастная аудитория пытаются спрятаться в сказках — в то время как в реальной России даже шестилеткам полагаются «Разговоры о важном».