Luc Castel / Getty Images
истории

Открывается Венецианская биеннале современного искусства. В этом году на ней будет очень много политики Россия отдала павильон Боливии. Израильский проект закрыт в знак протеста. На украинской выставке изображают «правильных» беженцев

Источник: Meduza

20 апреля открывается 60-я Венецианская биеннале. Ее президентом стал Пьетранджело Буттафуоко, итальянский правый публицист с неофашистским прошлым, а куратором — бразилец Адриано Педроса, который поддерживает мигрантов и деколониальное движение. Тема форума — «Иностранцы повсюду». Критик Антон Хитров рассказывает, как политика определяет облик 60-й биеннале — и каким национальным павильонам эксперты прочат «Золотого льва».


Во главе биеннале теперь правый публицист. Но за основной проект впервые отвечает куратор из Южного полушария — и он, наоборот, левый

Президентом Венецианской биеннале в этом году стал Пьетранджело Буттафуоко. В юности он состоял в неофашистском Итальянском социальном движении, еще недавно пугал Европу мигрантами, а сегодня восхищается Сильвио Берлускони. В то же время Буттафуоко — очень нетипичный правый европеец: например, он исповедует ислам, объясняя свой выбор тем, что это одна из традиционных религий его родного острова Сицилия.

Пьетранджело Буттафуоко

Leonardo Cendamo / Getty Images

С тех пор как полтора года назад на выборах в Италии победила правая коалиция, правительство стало поручать культурные институции людям созвучных убеждений. Среди них, например, журналист Алессандро Джули, новый директор Фонда MAXXI, который управляет Национальным музеем искусств XXI века в Риме.

Тем не менее Буттафуоко не имеет отношения к теме форума: область ответственности президента — организация биеннале. Концепцию формулирует приглашенный куратор — на 60-й биеннале эту должность занимает Адриано Педроса, утвержденный еще два года назад, когда форумом руководил кинопродюсер Роберто Чикутто. Педроса живет в Бразилии и вот уже десять лет курирует Художественный музей Сан-Паулу. Он — первый куратор биеннале из Южного полушария, первый куратор-латиноамериканец и первый открытый квир-человек на этой должности. Педроса дал основному проекту название «Stranieri Ovunque» (варианты перевода: «иностранцы повсюду», «незнакомцы повсюду», «чужаки повсюду»).

Основной проект? Есть и другие?

Под Венецианской биеннале обычно подразумевают Biennale dʼArte. Фонд La Biennale di Venezia организует и другие форумы — например, Венецианский кинофестиваль и Архитектурную биеннале, которая тоже проходит раз в два года, по очереди с художественной. Художественная биеннале — старейшая в мире: она дала имя остальным выставкам и фестивалям, которые проходят дважды в год. 

Форум основал в 1895 году мэр города, драматург и поэт Риккардо Сельватико. Международной выставка была с самого начала. Для биеннале построили здание в садах Джардини в историческом районе Кастелло, в самой восточной части города. Изначально искусство показывали только там, но вскоре биеннале стала развиваться по образцу Всемирной выставки (Экспо) — с 1907 года страны-участницы начали строить в Джардини собственные павильоны. Сейчас их 30, и многие спроектированы знаменитыми архитекторами — как деревянный павильон Финляндии под авторством Алвара Аалто.

Главные площадки форума — построенный к самой первой выставке центральный павильон и средневековый Арсенал. Там проходит основной, международный проект. С 1972 года кураторы присваивают ему общую тему (обычно с расплывчатой формулировкой — скажем, в 2022 году выставка называлась «Молоко снов»).

Кроме того, страны-участницы готовят национальные выставки — обычно тоже связанные с общей темой биеннале. Если у страны нет своего павильона в Джардини, она показывает проект или в Арсенале, или на арендованной площадке. Как правило, у национальных выставок есть комиссары и кураторы, первые отвечают за организацию, вторые — за концепцию. До 1968 года искусство на биеннале можно было покупать.

В день открытия на биеннале раздают награды — золотых и серебряных львов (да, таких же, как на Венецианском кинофестивале). Золотую статуэтку присуждают за лучший национальный павильон, лучшее выступление в основном проекте и за заслуги перед искусством. Серебряную получает самый перспективный участник основного проекта младше 40. Кроме главных наград, жюри вручает специальные призы.

В XX веке Венецианская биеннале играла решающую роль в художественном мире. В 1964 году, например, «Золотого льва» получил художник из США Роберт Раушенберг за картины в стиле поп-арт, полные отсылок к американским медиа, политике и поп-культуре. Эта награда убедила западный мир, что самое передовое искусство теперь — американское и что самое важное направление в нем — поп-арт. Сегодня определяющее значение форума в мире искусства уже не так очевидно (хотя бы потому, что международных выставок стало гораздо больше), но он по-прежнему очень влиятелен.

Во вступительной статье к выставке куратор пишет: он никогда не был беженцем, но жил за границей и знает, каково это — когда в тебе видят иностранца из «страны третьего мира». По словам Педросы, задача проекта в этом году — дать голос «аутсайдерам»: мигрантам, представителям коренных народов, художникам-самоучкам и квир-людям. Название «Чужаки повсюду» отсылает к одноименному проекту итало-британского коллектива, который работает под общим псевдонимом Клэр Фонтен: с 2004 года они делают неоновые вывески с этими словами на разных языках.

Основной проект делится на две части. Выставка «Современное ядро» (Nucleo Contemporaneo) показывает работы ныне живущих художников. «Историческое ядро» (Nucleo Storico) — это произведения, созданные в XX веке народами Глобального Юга: Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. В историческом разделе будет и зал с искусством итальянской диаспоры.

Работа Фриды Торанцы Джагер в основном проекте

Mirco Toniolo / AGF / SIPA / Scanpix / LETA

Джеффри Гибсон представляет США, а Мэтью Аттард — Мальту

Предоткрытие форума

BiennaleChannel

Педроса замечает, что в основном проекте есть акцент на традиционных ремеслах — прежде всего текстиле, технике, которая в профессиональном искусстве всегда считалась не особенно престижной. Еще один сквозной мотив экспозиции — родственные связи между художниками: среди участников — отцы и сыновья, матери и дочери, мужья и жены. Многие из них — представители тех самых коренных народов, и на их примере можно проследить, как передается традиция.

Ксенофильский проект Педросы сделан, очевидно, в пику правым политическим силам, которые в последние годы набирают силу в Европе — и раздувают антимигрантские настроения на континенте. В то же время, напоминает куратор, тема беженцев, изгнанников и вообще мигрантов органичная для Венеции: город основали в V веке римские беженцы после того, как их родные земли опустошили вестготы, гунны и лангобарды.

На 60-й Венецианской биеннале 88 национальных представительств — на восемь больше, чем в прошлый раз. Четыре страны участвуют в форуме впервые — это Бенин, Восточный Тимор, Танзания и Эфиопия. Так что присутствие Глобального Юга на биеннале растет не только за счет основного проекта, но и за счет национальных выставок.

Россия второй раз подряд пропустила биеннале — и предоставила свой павильон Боливии

Судьба российского павильона, реконструированного в 2020–2021 годах, напоминает судьбу московского дома культуры «ГЭС-2». Обе площадки должны были служить прогрессивному имиджу страны. Обе потребовали реконструкции, финала которой публика ждала с нетерпением. А с началом полномасштабного российского вторжения в Украину обе оказались бессмысленны. 

Символично, что павильон обновляли на средства того же фонда V-A-C, который управляет «ГЭС-2», — а его комиссаром на Архитектурной биеннале 2021 года была Тереза Мавика, отвечавшая за культурную политику этого фонда в целом и концепцию «ГЭС-2» в частности.

Россия успела использовать обновленный павильон один раз — на Архитектурной биеннале 2021 года. Спустя год — уже на художественной выставке — страну должны были представлять художники Кирилл Савченков и Александра Сухарева, а куратором павильона выступал Раймундас Малашаускас. Но на четвертый день полномасштабной войны все трое отказались участвовать в проекте. Команде павильона пришлось выйти из биеннале. Здание пустовало и на следующий год, когда в Венеции шла архитектурная выставка.

Вообще, история павильона отражает историю страны последних 110 лет: он открывался с каждой волной демократизации — и закрывался, когда эта волна сходила на нет.

Вот как это было

Художники из Российской империи участвовали в биеннале с самого начала. В 1907 году комиссаром русского отдела стал импресарио Сергей Дягилев. Тогда в первый и в последний раз главную награду выставки получил российский художник — Борис Кустодиев. 

Собственный павильон Россия построила в 1914 году. Его автором стал архитектор Алексей Щусев — тогда он уже работал над Казанским вокзалом в Москве, а в будущем ему предстояло спроектировать Мавзолей Ленина. Павильон открывала великая княгиня Мария Павловна, тетя Николая II, возглавлявшая Российскую академию художеств и лично утверждавшая проект. Праздник в честь открытия прошел пышно — пригласили даже хор певчих из Флоренции. 

Это было 29 апреля, а через два месяца началась Первая мировая война. Форум взял паузу на шесть лет. Когда он вернулся, Российской империи уже не было. В 1920-м Россию представляли художники-эмигранты, на следующей биеннале павильон был закрыт, и только в 1924-м его передали СССР. Поначалу там выставляли авангард, затем — соцреализм. 

Павильон работал двадцать лет. В биеннале 1936 года СССР уже не участвовал — из-за напряженных отношений с режимом Муссолини. Хотя в последующие двадцать лет на разных выставках форума, не связанных с российским павильоном, показывали художников-эмигрантов — таких как Василий Кандинский и Марк Шагал, — их советские коллеги вернулись в Венецию только в 1956-м, в эпоху оттепели. Долгое время в национальном павильоне показывали фигуративное искусство — во второй половине XX века это казалось анахронизмом.

К 60-летию Октябрьской революции президент форума Карло Рипа ди Меана (кстати, социалист) решил провести внеочередную выставку «Биеннале инакомыслия». Ее центром стала экспозиция «Новое советское искусство», где показали работы неофициальных — то есть не допущенных к выставкам у себя на родине — советских художников из западных коллекций. 

Среди участников были Эрик Булатов, Илья Кабаков, Андрей Монастырский — с годами они станут звездами соц-арта и московского концептуализма. Многие художники узнали, что их работы выставили в Венеции, от знакомых или из европейских газет и журналов. Руководству СССР очень не понравилась «Биеннале инакомыслия» — следующие два форума страна бойкотировала.

В постсоветской истории самой яркой российской выставкой остается проект 1993 года. Илья Кабаков обыграл судьбу национального павильона, который десятилетиями ждал реконструкции. Художник обнес здание забором, застелил пол газетами и забросал мусором, чтобы оно стало похоже на коммуналку во время ремонта, а во дворе построил что-то вроде миниатюрной сталинской высотки. Этот проект под названием «Красный павильон» удостоился специального упоминания от жюри.

В этом году Россия нашла необычное решение — предоставила павильон относительно дружественной Боливии, у которой нет собственной площадки в Венеции. Кто принимал это решение, Анастасия Карнеева, которая с 2021 года выступает комиссаром павильона, или российское министерство культуры — неизвестно. Боливийская выставка называется «Вспоминая минувшее будущее, мы движемся вперед». Ее курирует боливийский министр культуры Эсперанса Гевара. Комиссаром проекта стал его заместитель Хуан Карлос Кордеро Нина. 

Предоставленный Боливии российский павильон

Stefano Mazzola / Getty Images

В павильоне выставляют работы художников не только из Боливии, но и из других стран Латинской Америки. Выставка перекликается с основным проектом биеннале, поскольку важная тема в ней — традиционные культуры региона. Среди участников, например, художница по текстилю, поэтесса и исследовательница Эльвира Эспехо Айка, представительница народа аймара, которая возглавляет Национальный музей этнографии и фольклора в боливийском Ла-Пасе.

Кирилл Савченков, который отказался участвовать в предыдущей биеннале, считает, что сам этот ход — на время передать павильон Боливии — отражает современную Россию не хуже любой выставки. Если бы бывшая метрополия делегировала национальный павильон стране, которую когда-то контролировала, в этом был бы глубокий смысл, рассуждает художник в разговоре с «Медузой». Но Боливия никогда не управлялась Россией — в XIV—XIX веках ее территория принадлежала Испании. 

Получается, российский жест — деколониальный по форме, но не по сути, как и риторика российского режима. «Международная политика России — это угон деколониальной повестки, — говорит Савченков. — Россия старается захватить деколониальный дискурс, но ее цели противоположны целям постколониального движения».

С началом полномасштабной войны павильон оказался «дисфункционален», считает Савченков. Художник уточняет, что национальные представительства на биеннале — это в целом устаревший подход (Савченков не одинок в своей критике: классификация искусства по национальному признаку — главная претензия к форуму).

Идеальная выставка в российском павильоне, как ее представляет художник, — та, что попробует разобраться, почему этот павильон вообще существует и что собой выражает. «Этот вопрос могут поставить только те, кого в российской культуре лишили голоса», — говорит художник. В его представлении таким проектом должны заниматься представители коренных народов России и других дискриминируемых в стране групп.

Войны на биеннале

Российско-украинская война, которая, по данным ООН, сделала беженцами шесть с половиной миллионов человек, не могла не отразиться на форуме, посвященном иностранцам. Прежде всего стоит упомянуть, собственно, украинскую выставку, размещенную в Арсенале. Ее название, «Плетение сетей», отсылает не только к маскировочным сетям, но и к социальным связям, к солидарности, которая растет в украинском обществе на фоне войны. 

Matteo Chinellato IPA / Sipa USA / Scanpix / LETA

Проект курируют Виктория Бавыкина и Макс Горбацкий

Комиссаром проекта стал Тарас Шевченко, заместитель украинского министра культуры и информационной политики, который занимается вопросами европейской интеграции, а кураторами — Виктория Бавыкина и Макс Горбацкий. На выставке есть, например, работа Кати Бучацькой «С наилучшими пожеланиями» о языке военного времени: Бучацька делала ее в соавторстве с нейроотличными художниками.

А еще — фильм «Комфортная работа» Андрия Достлиева и Лии Достлиевой, где актеры-европейцы изображают украинских беженцев такими, какими их хочет видеть западный мир. Чтобы определить этот образ, авторы проекта провели множество интервью с украинскими беженцами. В результате получилось 11 портретов: например, «бедная мать» или «молодая натуральная блондинка с честными глазами».

Другой национальный проект с реакцией на войну в Украине показывает Австрия. Кураторка австрийского павильона Габриэле Шпиндлер пригласила на биеннале художницу Анну Ермолаеву, которая родилась в Ленинграде, была диссиденткой в 1980-х, а затем переехала в Вену. Одно из пространств павильона Ермолаева превратила в танцевальный зал. На демонстрируемом в нем видео балерины исполняют танец из «Лебединого озера» (прозрачный намек на чаемый крах российского режима). Одна из них время от времени появляется в зале и делает разминку. Над хореографией в этом проекте работала украинская балерина Оксана Сергеева.

Работа Анны Ермолаевой в павильоне Австрии

Stefano Mazzola / Getty Images

Анна Ермолаева не единственная участница форума, связанная с Россией. Остальные, правда, вовлечены в параллельные проекты, которые проходят одновременно с биеннале, но не связаны с ней.

Например, фонд Querini Stampalia показывает персональную выставку Ильи и Эмилии Кабаковых «Между небом и землей» — в память об умершем год назад художнике, который не раз участвовал в биеннале (и в том числе представлял Россию). А Зельфира Трегулова, до недавних пор возглавлявшая Третьяковскую галерею, стала научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» о центральноазиатском модернизме (его проводит Центр изучения русского искусства при венецианском Университете КаʼФоскари).

Война на Ближнем Востоке тоже повлияла на биеннале. 16 апреля национальные павильоны открылись для журналистов — все, кроме израильского. Художница Рут Патир, которая представляет страну на форуме, и кураторы Мира Лапидот и Тамар Маргалит отказались открывать выставку до тех пор, пока ХАМАС и Израиль не договорятся о прекращении огня в Газе, а захваченные в октябре заложники не вернутся домой. На следующий день к павильону вышла демонстрация пропалестинских активистов, которые скандировали «Shut it down» («Закройте его»).

Поддерживающий Палестину альянс «Искусство вместо геноцида» еще в феврале требовал, чтобы руководство форума отменило национальный проект Израиля. Организаторы биеннале в ответ настаивали, что проект может представить любая признанная Италией страна. Палестинской выставки в этом году на биеннале нет — хотя в прошлый раз такая была, хоть и не в статусе национального проекта (Палестину Италия как раз не признает).

Кто получит награды

Жюри во главе с профессором Колумбийского университета Джулией Брайан-Уилсон — давней соратницей куратора Адриано Педросы — присудило «Золотых львов» за заслуги перед искусством еще в ноябре прошлого года. Лауреатами стали Анна Мария Майолино из Бразилии и живущая в Париже турецкая художница Нил Ялтер. Обе участвуют в основном проекте биеннале.

«Золотого льва» за национальный проект может в пятый раз получить Германия: немецкий павильон хвалят многие критики, в том числе Алекс Гринбергер, старший редактор Art News, самого многотиражного журнала об искусстве в мире. Немецкую выставку «Пороги» курирует Чагла Илк, а одна из самых заметных работ на ней — инсталляция Эрсана Мондтага, которая начинается перед павильоном (в виде горы песка) и продолжается внутри (в виде песчаного строения с интерьером обычной жилой квартиры, но припорошенной пылью). Другой претендент — Австрия с уже упомянутой персональной выставкой Анны Ермолаевой: ее прочит в победители Эмили Уотлингтон, старший редактор влиятельного журнала Art in America.

Павильон Германии курирует Чагла Илк

Инсталляция Эрсана Мондтага в павильоне Германии

Mirco Toniolo / AGF / SIPA / Scanpix / LETA

Если награда за лучший национальный павильон останется в Европе, это будет не самый закономерный исход для форума, посвященного Глобальному Югу, мигрантам и нацменьшинствам. Но среди фаворитов не только западные проекты. Критик Максимилиано Дюрон — еще один старший редактор Art News — отмечает павильон Австралии, где художник Арчи Мур нарисовал мелом на стенах свое генеалогическое древо, восходящее к аборигенам. А главред российской версии The Art Newspaper Милена Орлова называет сенсацией биеннале египетский проект — с видеомюзиклом Ваэля Шауки «Драма-1882» в стиле традиционного театра марионеток. 

Некоторые достойные внимания павильоны точно не получат «Золотого льва», поскольку участвуют в биеннале без статуса национального проекта. Среди таких проектов международная The Art Newspaper отмечает персональную выставку видеохудожника Юань Гоанг-Мина, который представляет Тайвань, и проект Ватикана в бывшей женской тюрьме Джудекка. Ватиканскую выставку должен посетить папа Франциск — главы католической церкви еще ни разу не приезжали на биеннале. Иронично, что в проекте участвует Маурицио Каттелан, который в 1999 году создал скульптуру римского папы, убитого метеоритом.

Претендентами на «Серебряного льва» (им награждают лучшего участника основного проекта до 40 лет) критики называют мексиканку Фриду Торанцу Джагер, южноафриканку Габриэль Голиаф и Дану Авартани из Саудовской Аравии.

Что касается главной персональной награды, ее может получить кубинка Зилия Санчес, представительница феминистского искусства, которая трансформирует поверхность картин и тем самым создает работы на грани скульптуры и абстрактной живописи, или Фанни Санин, американка колумбийского происхождения и тоже абстракционистка: эти имена называет Максимилиано Дюрон. Алекс Гринбергер считает, что «Золотого льва», вопреки традиции, могут присудить посмертно: его личный фаворит — умерший в 2021 году нигерийский художник по текстилю Шангодаре Гбадегусин Аджала. Эмили Уотлингтон называет колумбийку Ольгу де Амарал, которая тоже работает с текстилем.

Стоит сказать, что художники из стран Глобального Юга не получали «Золотого льва» уже 17 лет — с тех пор, как награда досталась аргентинцу Леону Феррари. На семи последних биеннале главный персональный приз доставался европейцам или американцам. Но, судя по прогнозам критиков, эта тенденция вполне способна измениться — и тогда миссию первого куратора-латиноамериканца можно будет считать выполненной.

Антон Хитров

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.