В США умер создатель фузза Гленн Снодди Рассказываем о легендарном гитарном эффекте с помощью плейлиста
В США в возрасте 96 лет умер Гленн Снодди, радиоинженер из Нэшвилла, которого считают первооткрывателем фузза — эффекта перегруженного звука, который впервые появился на записи в 1961 году и стал одним из ключевых выразительных инструментов рок- и поп-музыки, определив ее звучание на десятилетия вперед. «Медуза» вспоминает Гленна Снодди в плейлисте, рассказывающим краткую историю фузза в мировой поп-музыке.
Marty Robbins — «Donʼt Worry»
Считается, что Гленн Снодди открыл фузз благодаря случайности. В 1950-х и 1960-х он записывал в Нэшвилле крупнейших кантри-артистов, и в 1960-м на одной из сессий Марти Робинса случилась поломка в оборудовании: то ли басового усилителя, то ли пульта. В итоге в песне звучит совершенно революционная перегруженная бас-гитара (вступает на отметке 1:20)!
The Kinks — «You Really Got Me»
После успеха песни «Donʼt Worry» в 1961 году многие стали пытаться воссоздать звук, полученный за записи. Долгое время основным способом был вандализм: музыканты и режиссеры записи калечили инструменты и оборудование, чтобы добиться перегруженного звучания. К примеру, перегруженная гитара в «You Really Got Me» The Kinks появилась, когда гитарист Дэйв Дэвис разрезал бритвой динамик своего усилителя.
The Rolling Stones — «(I Canʼt Get No) Satisfaction»
Как пишет The New York Times, в начале 1960-х Гленн Снодди пытался придумать устройство, которое позволило бы получить нужный звук без ущерба для оборудования. Свои наработки он продал корпорации Gibson, которая в начале 1960-х году начала производить на их основе педаль эффектов Maestro — одно из первых устройств, позволявших гитаристам менять звук нажатием ногой на педаль. В 1965 году Кит Ричардс записал с помощью Maestro гитарный рифф для песни «(I Canʼt Get No) Satisfaction» — изначально его должны были играть духовые. Считается, что именно эта песня сделал фузз одним из самых востребованных эффектов в поп-музыке.
Jimi Hendrix — «Purple Haze»
С тех пор фузз стал неотъемлемым элементом популярной музыки 1960-х — его использовали исполнители от The Beatles («Paperback Writer» или «Revolution») до известных героев гаражной («I Wanna Be Your Dog» The Stooges) и психоделической («In-A-Godda-Da-Vida» Iron Butterfly) сцены. Постепенно появлялись новые приспособления, позволявшие получать другие оттенки фузза. Так, Джими Хендрикс построил свое звучание на нескольких педалях, которые добавляли к перегруженному сигналу различные модуляции (самая фирменная — педаль Octavia Fuzz, которая слышна в песнях «Purple Haze» и «Fire»).
Black Sabbath — «Iron Man»
На рубеже 1960-х и 1970-х звучание поп-музыки в очередной раз поменялось, а ревущие перегруженные гитары ушли в самый модный жанр — хард-рок. Новое оборудование изменило характер перегруза, а гитаристы научились добиваться мощного звука с помощью специальных усилителей. Со временем фузз стал ассоциироваться с протопанком и панк-роком, но пионеры хард-рока тоже любили этот непричесанный и сырой звук.
Mudhoney — In 'n' Out of Grace
В 80-х фузз стал фирменным звуком нойз-рока и ноу-уэйва — с фуззовыми примочками экспериментировали, например, Sonic Youth. В экспериментах помогали производители гитарных эффектов: в 1970-х и 1980-х вышло несколько ставших легендарными педалей, которые можно услышать на десятках великих записей тех лет. В конце 80-х две такие педали, Big Muff и Superfuzz, воспели кумиры Курта Кобейна и прародители гранжа — группа Mudhoney, назвавшая в их честь свой дебютный мини-альбом.
Beastie Boys — «Sabotage»
Прекрасный пример жанровой универсальности фузза — классический трек нью-йоркской группы Beastie Boys. Здесь через фузз пропущена бас-гитара. Разумеется, идея родилась не в 1994 году — ведь сам эффект появился из сломанного басового усилителя. Считается, что первыми бас-гитару пропустили через фузз The Beatles в песне «Think For Yourself».
Muse — «New Born»
В 2000-х годах одними из самых известных любителей фузза была группа Muse — гитарист Мэтью Беллами даже встраивал в свои гитары новую фуззовую примочку, педаль Fuzz Factory. Услышать ее можно, например, в этой песне (но не сразу, а в районе отметки 1:00).
P. S. «Аквариум» — «Пепел»
Разумеется, популярность фузза не могла обойти стороной отечественную рок-музыку. В СССР достать импортные педали было нелегко, но музыканты точно знали, что будет, если нажать ногой на мощный фузз! В 90-х в честь этого эффекта даже назвали влиятельный российский музыкальный журнал. А услышать хороший советский фузз можно, например, на этой записи «Аквариума».