Елена Ямпольская стала председателем комитета Госдумы по культуре. 15 лет назад она написала «Гимн стерве», а теперь оправдывает Сталина
Депутат от «Единой России» и председатель редакционной коллегии газеты «Культура» Елена Ямпольская возглавила думский комитет по культуре. 15 лет назад она была театральным критиком, хвалившим Кирилла Серебренникова, а в последние годы известна своими радикальными патриотическими высказываниями. «Медуза» вспоминает, что Елена Ямпольская делала эти полтора десятилетия.
Увлекалась «Сексом в большом городе» и написала «Гимн стерве»
В 2004 году вышла книга Елены Ямпольской, тогда довольно известной в качестве театрального критика, под названием «Гимн настоящей стерве, или Я у себя одна». «Мужчине, чтобы снять стресс, надо заняться сексом. Женщине, чтобы заняться сексом, надо сгладить заусеницы в отношениях», — писала она и обещала в предисловии «проговорить некоторые вещи вслух».
Например: «Проложить путь к сердцу через пенис не составляет труда… В большинстве своем „собаки Павлова“ гораздо легче ведутся на сексуальный рефлекс, нежели на гастрономический. Но и тут наступает момент истины, когда ты осознаешь, что, вероятнее всего, он любит не тебя, а твой клитор».
«Тиражируются лишь несколько выдернутых с пристрастием цитат, — говорила Ямпольская в недавнем интервью „Комсомольской правде“. — Это уже стало для меня определенным маркером: вытащили „Стерву“ — жди интересного поворота в судьбе».
Появление книги депутат объясняла возникшей среди «женщин-журналистов» в начале 2000-х модой на сериал «Секс в большом городе»: «Мы анализировали чувства и отношения, пытаясь при этом уловить некие закономерности. В „Гимне“ хватает и трогательного, и смешного, а откровенного — как раз минимум».
В 2004 году она писала: «По натуре своей я — настоящая ночная кукушка… Я не могу быть для мужчины никем, кроме как женщиной… Мы, ночные кукушки, легко прокладываем путь к сердцу, но практически никогда не добираемся до головы. Голова мужчины принадлежит дневным птицам. Поэтому с дневными он вьет гнездо. А с нами летает по ночам. Такая вот орнитология».
Летом 2016 года Ямпольская рассказала, что полтора года назад вышла замуж, а «Гимн стерве» назвала «нестыдным воспоминанием о человеке, которого сейчас уже нет на свете».
Возглавила газету «Культура», разогнала коллектив и преобразовала издание в «духовное пространство русской Евразии»
В 90-е годы Елена Ямпольская работала в отделе культуры газеты «Известия». Ушла оттуда вслед за главным редактором Игорем Голембиовским после конфликта с новыми владельцами издания — это был один из первых скандалов, связанных с вмешательством в редакционную политику СМИ после смены собственника.
Она работала в новых проектах Голембиовского, а в 2005 году вернулась в «Известия». Ямпольская осталась в газете и после того, как в 2011 году владельцем газеты стал Арам Габрелянов. Более того, она осталась в должности заместителя главного редактора.
В декабре 2011-го Ямпольская была назначена главным редактором газеты «Культура». Изменился и ее подзаголовок: вместо «Еженедельной газеты интеллигенции» — «Духовное пространство русской Евразии» (выдача Google также именует портал «пророссийским общественно-политическим изданием»).
В первых интервью Ямпольская хвалила новых коллег: «Здесь работают очень профессиональные журналисты, и главное — люди, на мой взгляд, правильно мыслящие. Разумеется, я не собираюсь указывать, кому какого образа мыслей придерживаться, но здесь у меня единомышленников оказалось больше, чем было в „Известиях“».
Но уже через несколько месяцев у Ямпольской возник конфликт со старой командой.
«Даже в страшном сне мы не могли себе представить, что работа в этой газете в какой-то момент окажется несовместимой с сохранением профессиональной репутации и элементарного самоуважения», — заявил тогда музыкальный обозреватель Дмитрий Морозов. Вместе с ним издание покинули еще несколько журналистов.
«Большинство „ушла“ я, — позже утверждала Ямпольская. — Осталось несколько прежних сотрудников — замечательные люди и профессионалы отличные. Остальные не пригодились». По ее словам, «Культура» последних лет была «чудовищна»: «делали ее без любви, выглядела она антиэстетично, тексты не редактировались: как написал — так и ладно. Простейшие газетные технологии здесь были неизвестны».
Под руководством Ямпольской тираж газеты вырос с 29 тысяч экземпляров до 40 тысяч. Рост аудитории она объяснила, в частности, тем, что «Культура» поддержала закон о запрете гей-пропаганды. «Мы продолжаем гнуть свою линию, и эти материалы — из числа самых читаемых», — заявила она.
Хвалила Кирилла Серебренникова и сравнивала его с Бродским
В начале и в середине 2000-х театральный критик Елена Ямпольская была исключительно благосклонна к творческим экспериментам молодого режиссера Кирилла Серебренникова: «Его стиль я бы назвала великолепной эклектикой — когда актеры скачут по верхам с ловкостью и легкостью белок».
«Этот спектакль имеет странную гипнотическую силу, оборачивая себе на пользу даже собственные несовершенства», — писала Ямпольская о «Господах Головлевых», поставленных Серебренниковым в МХТ имени Чехова в 2005 году.
Лишь изредка проскальзывали критические ноты: «Набор постановочных изысков обычно должен прикрывать неравноценность исполнителей. Один актер играет в полную силу, на другом шапка горит».
Основной эмоцией все равно оставался восторг: «избыточной фантазией» Серебренников напоминал Ямпольской Виктора Пелевина и даже Иосифа Бродского.
А Никиту Михалкова сравнивала со Львом Толстым
В 2007 году Ямпольская еще мягко критиковала Михалкова за то, что он подписал обращение о запрете на вмешательство прессы в частную жизнь звезд: «[Он] этим шагом очень удивил, потому что обычно его слово, оно достаточно весомое».
Через три года в колонке, посвященной 65-летию Михалкова, Ямпольская написала, что вместе со Львом Толстым тот «принадлежит к единому архетипу, известному как „русский барин“»:
«Очень большой (в случае Михалкова — еще и очень красивый) человек с гигантским запасом энергии, которую надо сбрасывать, гоняя дичь по полям, — когда иные способы разрядки, практиковавшиеся в молодости, начинают морально тяготить».
Режиссера она называла «блестящим подтверждением евгенических теорий», но предрекала ему неудачу в политической карьере: «Вождем нации Михалкову не стать. Вождь нации должен типологически совпадать с большинством этой самой нации. А Михалков не просто в меньшинстве — это раритет».
Приход Ямпольской в газету «Культура» связывали с покупкой издания структурами, близкими к Михалкову. Сама она изначально это отрицала, но позже признала, что он имеет отношение к финансированию газеты. Сейчас Михалков является издателем журнала «Свой», выходящим как приложение к «Культуре».
Теперь Ямпольская ругает Серебренникова и тех, кто сравнивает его с Бродским
Газета «Культура» относилась к творчеству Серебренникова уже совсем по-другому. После начала дела «Седьмой студии» депутат Государственной думы Елена Ямпольская снова упомянула его в одной из колонок.
«Через творчество Серебренникова в последние годы красными линиями проходят две мысли. Первая: в России все хр… отвратительно. Вторая: гомосексуалисты тоже люди. Причем действует обманка: принимая второе, ты автоматически должен согласиться и с первым».
Гей-тематика ее волнует особенно сильно: «[Фильм] „Ученик“ — беспросветно мрачное, монотонное, унылое полотно, снятое ради уже знакомой нам фразы: „Гомосексуалисты такие же люди, как все остальные“». В спектакле «Мертвые души» ее особенно возмутило, что «Коробочка (исполняемая актером-мужчиной) орально ублажала Чичикова».
Она уверена, что Серебренников ставит «идеологию впереди искусства, насаживая живых героев на готовый концепт», и не одобряет тех, кто сравнивает режиссера с Бродским, «а то и с Христом».
Всякую политическую подоплеку дела против Серебренникова Ямпольская отрицает, поскольку он «не представляет угрозы для конституционного строя Российской Федерации и действующей власти».
А еще призывает вернуть цензуру, защищает «Матильду» и (опять) переживает по поводу сравнений с Бродским
В 2007 году Ямпольская говорила, что «корпоративная солидарность — предпоследнее прибежище негодяя перед патриотизмом». Семь лет спустя она призывала «любить патриотизм в себе, а не себя в патриотизме».
После того как некоторые деятели культуры поддержали Pussy Riot, Ямпольская высказалась за «смену культурной элиты страны». По большинству резонансных событий в российской культуре последних лет она также занимала радикальную позицию.
«Оскорбление патриарха на „Серебряном дожде“ и убийство пятилетнего мальчика во Владимирской области — события из одной цепочки», — заявила она по поводу вручения патриарху Кириллу сатирической премии «Серебряная калоша» за «непорочное исчезновение часов» ценой около 30 тысяч долларов с фотографии.
«Новосибирский „Тангейзер“ — один из многочисленных симптомов всеохватной болезни, — писала Ямпольская после снятия постановки. — Ведущие церемонии „Ника“ издеваются над президентом страны — целый зал кинематографистов радостно подхихикивает; и так — куда ни ткни, везде намалеванный очаг на гнилой стене. А мы все притворяемся».
В связи с этим она призывала вернуть советскую практику худсоветов, занимавшихся предварительной цензурой. И снова критиковала тех, кто якобы сравнил режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина с Бродским.
Неожиданно мягкой оказалась только позиция Ямпольской во время скандала, связанного с фильмом «Матильда»: «Алексей Учитель ни в чем не виноват… [его фильм] не лучше и не хуже большинства отечественных картин новейшей эпохи, и нет оснований отлучать ее от экрана».
Давно думает, что Россию могут удержать только Бог и Сталин
В 2007 году Ямпольская писала: «Россию способны удержать над бездной две силы. Первая называется — Бог. Вторая — Сталин» — и увещевала: «Пока не поздно, давайте прибегнем к первой». В 2016 году она заявила, что Сталин был послан в качестве «кнута» за грехи страны: «наубивали, храмы посносили, священников порасстреливали».
«Господь Бог не объясняет, почему он такие инструменты использует, — сказала Ямпольская. — Но нельзя к этому относиться так, что пришел монстр и всех прекрасных, белых и пушистых взял. В 1937 году погибло огромное количество людей, которые уничтожали страну во время революции и Гражданской войны: кого-то настигло возмездие».
«Высиживайте свою ненависть на кухне», — советовала она в рецензии на сериал «Орлова и Александров», вышедшем в 2015 году на Первом канале. По ее мнению, сериал полмесяца «вынуждал зрителей ненавидеть государство».
Ямпольскую называли одним из претендентов на пост министра культуры
Политическая программа Ямпольской, которая с 2012 года входит в президентский совет по культуре, в основном сводится к созданию некоего органа, или «мозгового центра», по управлению культурой:
«Гуманитарная сфера в нашей стране координируется столь отрывочно и бессистемно, как будто мы вообще отказываем нашим согражданам в наличии души — и в религиозном, и в житейском смысле слова… Отсутствие системной работы в гуманитарной сфере приводит к тому, что крупные победы, масштабные события не находят достойного отражения в искусстве и достаточно быстро перестают служить стимулами общенационального воодушевления».
Вскоре после присоединения Крыма Ямпольскую называли возможной кандидатурой на пост министра культуры. Ее упоминали и среди претендентов на должность в новом правительстве, сформированном после переизбрания Владимира Путина в 2018 году.
«В страшном сне не придумаешь», — говорила она о возможном назначении. Кресло министра в итоге сохранил Владимир Мединский.
В индексе полезности работы депутатов Госдумы (опубликован в июле 2018 года), учитывающем активность выступлений на заседаниях парламента, Ямпольская заняла 310-е место.