19 фильмов «Артдокфеста»: об идеальной колонии, новой Белоруссии и вечной красоте Ультракороткие рецензии Виталия Манского
«Артдокфест» представляет основную конкурсную программу 2022 года. В нее вошло 19 фильмов из 13 стран, от России до Швейцарии. Целиком программу покажут с 3 по 8 марта на фестивале в Риге. После давления властей на «Артдокфест» в 2021 году организаторы до сих пор не могут получить согласие на проведение фестивальных показов в Санкт-Петербурге. В Москве фестиваль пройдет в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» на Новом Арбате с 31 марта по 7 апреля, но в программу войдут не все фильмы. Специально для «Медузы» президент фестиваля Виталий Манский написал короткие рецензии на все конкурсные фильмы «Артдокфеста» 2022 года.
Кино с балкона
Режиссер — Павел Лозинский. Польша
Режиссер Павел Лозинский окликает со своего балкона в тихом районе Варшавы случайных прохожих и задает им самые несложные вопросы — о жизни, любви, будущем. Как известно, чем проще вопрос, тем труднее ответ. Так фильм превращается в масштабную сагу о жизни человека, говорящего практически со Всевышним.
Начальник отряда
Режиссер — Никита Ефимов. Россия
Фильм дебютанта Никиты Ефимова об идеальной жизни в идеальной колонии с идеальными надзирателями и идеальными заключенными. Все в этой жизни настолько благополучно, что в это не верят не только зрители, но даже и герои картины.
Cotton100%
Режиссер — Михаил Бородин. Узбекистан, Германия
Фильм узбекского режиссера Михаила Бородина рассказывает и показывает, что стоит за знакомой каждому надписью на бирке одежды и белья — «стопроцентный хлопок». Во всяком случае, если это хлопок из современного Узбекистана.
После потопа
Режиссер — Владимир Эйснер. Россия
Эссе корифея российского документального кино Владимира Эйснера о жизни человека и скотины. Действие разворачивается в отдельно взятом уголке России после потопа. Благодаря мастерству режиссера эта драма заставляет вспомнить историю о спасительном ковчеге в Священном Писании.
Остров
Режиссеры — Светлана Родина, Лоран Ступ. Швейцария
В этом фильме из Швейцарии, снятом Светланой Родиной и ее мужем Лораном Ступом, речь идет о реальном острове в Каспийском море, где живут отрезанные от большой земли русские рыбаки. На большую землю они отправляют то сыновей в армию, то мольбы о лучшей жизни царю-батюшке. «Остров» получил немало престижных призов по всему миру, среди которых «Лавровая ветвь» за лучший кинофильм 2021 года.
Жизнь Иванны Яптуне
Режиссер — Ренато Боррайо Серрано. Россия, Норвегия, Финляндия, Эстония
Молодой режиссер из Гватемалы Ренато Боррайо Серрано живет и снимает кино в России. Его новый фильм знакомит нас с ненецкой женщиной и ее пятью детьми. Вынесенная в название жизнь Иванны для большинства зрителей выходит за пределы разумного: ее домик без фундамента в упряжке с оленями кочует по необъятной заснеженной тундре, из которой Иванна всеми силами, но безуспешно пытается вырваться.
Этот дождь никогда не закончится
Режиссер — Алина Горлова. Украина, Латвия, Германия
Украинский режиссер Алина Горлова рассказывает историю сирийца, сбежавшего от войны в спокойную, но чужую Украину. Вскоре война находит его и там. И хотя эта война чужая, она становится его личной борьбой. Однако фильм объемнее этого сюжета — он о парадоксах современного мира, который, кажется, уже невозможен без войн.
Пианист из Рамаллы
Режиссер — Авида Ливны. Израиль
Юный пианист Мухаммед «Миша» Альшейх живет в Палестине с отцом-арабом и русской матерью. Каждый день он отправляется через границу в Израиль сначала учиться музыке и совершенствовать свой талант, а позже — и строить карьеру. Фильм показывает четыре года его жизни.
Когда цветы не молчат
Режиссер — Андрей Кутило. Польша
Фильм белорусского режиссера Андрея Кутило о переломном и трагическом моменте новейшей истории Беларуси. Герои картины — смелые, гордые, свободные и мужественные женщины, сказавшие «нет» диктатуре.
Ипподром
Режиссер — Владимир Логинов. Эстония
Очень яркий, но при этом черно-белый фильм эстонского режиссера Владимира Логинова о жизни и медленном умирании таллиннского ипподрома, где под натиском новой жизни смешались судьбы людей и лошадей.
Бабий край
Режиссер — Елена Жигаева. Россия
Фильм снят в старинном русском городе Солигаличе, на фабрике по производству валенок, расположенной в здании бывшей тюрьмы ГУЛАГа. Помимо своей основной работы валяльщицы показывают туристам, как делают валенки. Но они — не музейные экспонаты из воска. Когда туристы уходят, женский коллектив дает волю чувствам!
Куда мы едем?
Режиссер — Руслан Федотов. Россия
Руслан Федотов — автор из Беларуси, неоднократный участник конкурса «Артдокфест». Фильм «Куда мы едем?» от первого до последнего кадра снят под землей мегаполиса, а все герои — пассажиры Московского метрополитена. Картина получила сразу два приза на фестивале документального кино IDFA в Амстердаме.
Антон Долин — о фильме «Куда мы едем»
Тоска по острову
Режиссер — Летиция Фаркас. Франция
Дебютный фильм француженки Летиции Фаркас — о потомках русских эмигрантов, отдыхающих летом на берегу океана. Бесконечные морские волны вымывают волны русской эмиграции. Несколько поколений русских, уже почти окончательно растворившихся в заморской реальности, все еще собираются там, откуда мечтали уплыть в Россию своей мечты. Теперь они уплывают в лучший из миров, оставляя после себя лишь следы на песке.
Раньше мы пели
Режиссер — Лидия Морозова. Израиль
«Раньше мы пели», — так говорят женщины старших поколений в семье израильского режиссера Лидии Морозовой. Все они уехали из России и стремятся пустить корни на новой почве. Но жизнь на земле Израиля требует много сил, и тут женщинам уже не до песен.
164880
Режиссеры — Мария Фалилеева, Александра Матвеева. Россия
164880 — это индекс населенного пункта, в котором живут герои фильма. Ни эти цифры, ни даже реальное название деревни — Пурнема, — расположившейся на берегу Белого моря, никому ничего не скажут. Но люди — в своей безысходной красоте и со слабостями, которые делают их непробиваемыми каменными глыбами, — придают маленькому фильму очертания большого эпоса русского бытия.
Лето 2331
Режиссер — Константин Селин. Россия
Протестный Петербург, зима 2021 года. Тысячи недовольных горожан, среди которых сорокалетний таксист Георгий, впервые примкнувший к акциям несогласных. Фильм рисует портрет современной России.
Мара
Режиссер — Саша Кулак. Франция, Грузия
Мара — героиня нового фильма режиссера из Беларуси Саши Кулак. Она — молодая художница, пытающаяся найти свое место во вспыхнувшем белорусском народном восстании. Мара выходит в мир, окутывая себя собственными художественными образами, но бунтующая улица тянет ее в открытое море, в котором девушке не суждено удержаться на плаву.
Jumping-off place
Режиссер — Светлана Стасенко. Россия
Автор фильма настаивает на английском названии для своего запредельно русского фильма. Его сюжет таков: Министерство обороны возит по России икону «Спас нерукотворный» и проводит всеармейские молебны. «Jumping-off place», или «место для прыжка», — это образ, а фильм — про обретение веры, которое порой хуже любого воинствующего атеизма.
Beyond the White
Режиссер — Евгений Калачихин. Германия
Этот немецкий фильм об умирающих деревнях на Крайнем Севере снял выходец из России Евгений Калачихин. Авторская аннотация заканчивается такими словами: «Каждая сцена фильма ставит под сомнение смысл жизни и показывает человеческое бытие в месте, где правят законы природы». Добавлю от себя, что выглядит все это завораживающе красиво.
«Артдокфест» в предыдущие годы
- Как найти любовь на Волге? Как зауважать свинью? Как достучаться до Путина? Об этом — новый «Артдокфест» Ультракороткие рецензии от Виталия Манского на 21 фильм главного конкурса
- 21 фильм главного конкурса «Артдокфеста»: о патриотическом воспитании, маленьких городах и курсах соблазнения Ультракороткие рецензии от Виталия Манского
- 21 лучший фильм «Артдокфеста»: про Гватемалу, Крым, могильщиков и картошку Ультракороткие рецензии от Виталия Манского