Вокруг шум: «Выживший». Что говорят о фильме про ползущего Ди Каприо
Последний фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» — одно из самых заметных событий в кинематографе последнего года, даже если просто судить по количеству публикаций в СМИ. Англоязычная пресса рассматривает работу мексиканца под лупой и раскрывает секреты изнурительных съемок, которые проходили в экстремальных условиях.
Киноакадемики оценили эти усилия: картина — один из фаворитов оскаровской гонки. Она получила 12 номинаций на «Оскар», в том числе как лучший фильм и лучшая работа режиссера. Леонардо Ди Каприо, сыгравший главную роль — траппера Хью Гласса, также выдвинут на премию, и это уже пятая попытка актера выиграть «Оскар». Кажется, уже весь Голливуд искренне желает Лео удачи. Партнер Ди Каприо Том Харди — главный антагонист в фильме — тоже претендует на награду.
«Медуза» изучила, что пишут о картине, что больше всего обсуждают и над чем смеются. Осторожно: в тексте возможны незначительные спойлеры. Если вы не хотите знать о «Выжившем» ничего, посмотрите, как зиме радуются американцы.
Реакция на «Выжившего»
Картина Иньярриту в основном получила положительные отзывы, отдельные были даже восторженными. Больше всего хвалили Ди Каприо, который натерпелся во время съемок, и оператора Эммануэля Любецки.
Фильм, снимавшийся в Канаде и Аргентине, действительно получился невероятно красивым: возможно, главный герой этой истории — это величественная и опасная природа. Иньярриту хотел, чтобы в каждом кадре была правда, поэтому съемки велись «вживую», а не в павильонах. И ему это явно удалось: критик The Guardian захлебывается от восторга, во время просмотра ему кажется, что слюни медведя капают прямо на него.
Правда, все достоинства легко оборачиваются и в недостатки: слишком красиво, а сюжет в напряжении не держит; слишком реалистично и оттого даже тошно; слишком претенциозно, а потому неестественно. Суть «Выжившего» в постоянном преодолении себя и демонстрации силы воли — и неважно, речь здесь идет о Хью Глассе (реальном траппере, прошедшем и проползшем более 300 километров по дикой местности после схватки с гризли), самом Леонардо Ди Каприо, Иньярриту, всей съемочной команде или зрителе.
Как проходили съемки
Об актерском подвиге Леонардо Ди Каприо стоит сказать отдельно: он сам сделал многое из того, что пережил его герой. Ди Каприо лежал в очень холодной грязи, плыл в ледяной воде, полз по снегу, ловил голыми руками рыбу и сразу ее ел, жевал сырую печень бизона. Забирался голым в свежевыпотрошенную лошадь (точнее, в ее модель).
А еще актер ежедневно проводил по пять часов с гримерами, рисовавшими ему раны и кровь. В ключевой и очень кровавой сцене схватки с гризли, например, Ди Каприо снимался, обвешанный тюбиками бутафорской крови и устройством для ее вспенивания.
Впрочем, натерпеться пришлось не только исполнителю главной роли, но и всем членам съемочной группы. Проблемы принесла и переменчивая погода, из-за которой, например, пришлось переносить съемки из Канады в Аргентину, и своенравие Иньярриту — режиссер решил снимать все сцены последовательно. Учитывая, что Любецки все съемки проводил при естественном свете, на них оставалось только несколько часов в день. Из-за этого фильм снимался гораздо дольше, чем планировалось; его бюджет тоже заметно увеличился (до 135 миллионов долларов).
Если вам хочется подробнее узнать о процессе съемок «Выжившего», можете посмотреть 40-минутный фильм о фильме:
Либо прочитать пару подробных материалов, посвященных съемкам фильма: например, на «Титре» или на Tvkinoradio.ru.
Медведь-насильник
Еще до выхода «Выжившего» отдельно прославился медведь, который в одной из сцен дерется с героем Ди Каприо. В Сети появились слухи, что в этой сцене медведь не просто избивает героя, но и насилует его.
Это неправда (по сюжету это вообще медведица) — режиссер до такого просто «не додумался». Иньярриту в комментарии The Wrap заявил со смехом: «Должен сказать, моей первой мыслью было: „Боже мой, это же отличная идея, почему я не снял эту сцену так?“ Это была бы одна из самых запоминающихся сцен в истории. Думаю, это было бы блестяще. Почему я не додумался до такого?»
Гленн Эннис, канадский каскадер, который играл в «Выжившем» медведицу, тоже посмеялся над этими слухами. «Полагаю, их запустили люди, у которых нет своей жизни. Я много времени прокувыркался с Лео, но все было по взаимному согласию», — рассказал он Global News. Эннис снимался в огромном синем костюме — вместо него потом нарисовали медведя.
В этом же интервью каскадер рассказал, как он исполнил мечту многих фанатов Ди Каприо, оказавшись в непосредственной близости от ягодиц актера. По сценарию медведь должен был схватить главного героя за самый низ спины. «Мое лицо было в заднице Лео довольно продолжительное время. Я понимаю, что это может быть чьей-то фантазией, но моей не было!»
«Выживший» основан на реальных событиях
Правда, при просмотре фильма в это верится с трудом. И тем не менее, существовал реальный траппер Хью Гласс (1783-1833), который после схватки с гризли прошел и прополз более 300 километров по фронтиру. Ориентироваться на дикой местности его обучили индейцы пауни, у которых он жил до этого несколько лет и даже успел там жениться на индианке. В 1822 году Гласс вместе с другими трапперами примкнул к отряду, собиравшемуся исследовать Миссури, и во время этого похода на него как раз напал медведь-гризли. Раненого Гласса товарищи оставили умирать, решив, что он не выживет (они пошли дальше, опасаясь нападения индейцев арикара), но ошиблись. Гласс — без оружия и еды — дополз до ближайшего форта.
Можно ли выжить после того, как ты упал со скалы на ель и почти без сознания барахтался в ледяной реке с сильным течением? В фильме — да, в действительности — такого, видимо, не было. Но это не единственные отличия: авторы фильма ввели нового персонажа, сына Гласса, важного для драматургии; именно он заставляет героя двигаться дальше весь фильм.
Сюжет в целом стал более драматическим, давящим. Для этого же изменили время действия: в реальности Гласс «выживал» летом, на экране — морозной зимой.
The Independent, посмотрев на все выкрутасы Ди Каприо, поговорила с британским путешественником, телеведущим и специалистом по выживанию в дикой природе Рэем Миром. По его словам, люди действительно спали (и грелись) внутри мертвой лошади, но после ночи на морозе человек все равно должен был бы замерзнуть. Сырую печень тоже ели и делали правильно — так можно согреться и подавить чувство голода.
Еще одна претензия к реализму
The Telegraph выступил со статьей, содержащей только одну претензию к «Выжившему»: в фильме главный герой ни разу не ходит в туалет. Автор статьи Ребекка Хокс объясняет, что дело не в нездоровом интересе к тому, как испражняется Ди Каприо — просто в условиях холода этот процесс особенно труден.
Журналистка отмечает, что для дефекации главному герою пришлось бы снять с себя медвежью шкуру, в которой он ходит основную часть фильма, — а значит, оказаться голым в зимний мороз. Не говоря уже о том, что в холод желательно найти защищенное от ветра место и случайно не испачкать свою одежду и обувь. Да и туалетной бумаги тогда не было, героям фильма пришлось бы использовать листья.
«Иными словами, если бы „Выживший“ действительно хотел быть как можно более реалистичным и захватывающим, он мог добиться этого чуть меньшим количеством трюков — и гораздо большим числом туалетных сцен», — подводит итог Хокс.
Ди Каприо ползет к «Оскару»
На «Оскаре» очень ценят, когда актер страдает физически, идет на кардинальные изменения внешности, раскрывает в себе новые (неожиданные) таланты. Поэтому сейчас все шутят, что Ди Каприо в «Выжившем» настрадался на «Оскар» — которого у него почему-то при обилии прекрасных ролей так и не было.
В одном из шуточных роликов актер наконец получает своего «Оскара», но, к сожалению, выясняет, что это был лишь сон.
В другом он мчит к заветной награде на коне, отбиваясь от соперников.
Российские хоккеисты решили по-своему поддержать Ди Каприо: Даниил Апальков с табличкой «L. Di Caprio» атаковал ворота финского голкипера Юхи Метсолы, после чего последний вручил ему статуэтку «Оскара». Правда, поддержка получилась своеобразной: табличка с именем актера отлетела еще на пути к воротам, а Апальков не смог забить. Да и «Оскар» у хоккеиста после игры отобрали.
Возможно, все проще
И все страдания Ди Каприо в фильмах — это путь не к «Оскару», а к пятнице.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!