Перейти к материалам

Эксперты института Лихачева осудили спектакли Богомолова и Чернякова по Пушкину

Источник: ТАСС

Эксперты института наследия имени Дмитрия Лихачева раскритиковали четыре современных театральных постановки по произведениям Пушкина — «Борис Годунов» Константина Богомолова, «Евгений Онегин» Римаса Туминаса, «Онегин» Тимофея Кулябина и «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова. Спектакли обсуждали во вторник, 31 марта, на семинаре «Право на классику: о границах интерпретации произведений русской классики в театральных спектаклях».

Эксперты пришли к выводу, что режиссеры искажают тексты и идеи Александра Пушкина. Кроме того, по их мнению, государство проводит «самоубийственную» культурную политику, спонсируя подобные спектакли.

Так, спектакль «Борис Годунов» в «Ленкоме» проанализировала доктор филологических наук Ирина Гречаник. Она пришла к выводу, что Богомолов «разрушает интерпретационный режиссерский театр, который опирается на слово».

«Спектакль начинается с дописанного режиссером текста и придуманной современной ситуацией — новостным блоком», — говорится в ее заключении. «Народ как сила истории — в определенные моменты созидательная, в определенные моменты разрушительная — исключен из концепции спектакля. Написанный текст вызывает аналогии с народом, который ждет, что ему делать дальше, а также народ — это быдло, что принципиально искажает сложную пушкинскую концепцию истории», — отмечает эксперт. По мнению исследователей, богомоловский «Борис Годунов» превратился в «капустник, в котором используется попса», а «Сталин, кортеж президента, Березовский и документальная хроника свалены в одну кучу». Доктор филологических наук заключает, что «общая атмосфера спектакля — своеобразный тотальный цинизм», а из постановки ясно, что режиссер «не любит власть, ближний круг, патриарха и народ». 

Опера Глинки «Руслан и Людмила», поставленная Дмитрием Черняковым в Большом театре, была подвергнута критике со стороны доктора филологических наук, профессора института культуры Елены Коломийцевой. Она сообщила, что зал «вообще не хлопал» во время спектакля, а она сама испытала «стыд и неловкость за происходящее». «От Пушкина там не осталось ничего. На деньги налогоплательщиков ставить вот такое, когда после показа остается ощущение грязи и полного омерзения, это просто преступление. Когда вот так наша культура транслируется миру, получает премии, это катастрофа», — заявила Коломийцева.

По мнению директора института Арсения Миронова, современные интерпретаторы классических произведений используют пришедшую из маркетинга технологию декодирования, «когда берется образ депрессивного региона и он подается как туристически привлекательный».

ТАСС

Римас Туминас, Дмитрий Черняков, Тимофей Кулябин, Константин Богомолов — лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска». Богомолов является обладателем премии Олега Табакова за «оригинальное прочтение отечественной классики».

В Новосибирском театре оперы и балета из репертуара 31 марта убрали постановку оперы Вагнера «Тангейзер» режиссера Тимофея Кулябина, «оскорбившую» чувства верующих. Такое распоряжение отдал новый директор Владимир Кехман, занявший место уволенного Бориса Мездрича. 

Новосибирский молодежный театр «Глобус» 30 марта принял решение сократить спектакль «Песни о Родине», который покажут 1 апреля. По рекомендации министерства культуры Новосибирской области из спектакля была исключена «История православного ежика», поставленная на основе рассказа Майи Кучерской.