Любите истории о преступлениях в глубинке, где царят насилие и безысходность? Тогда сериал «Трасса» вам понравится Но это не точно
Одна из российских сериальных новинок этой осени — детективный триллер «Трасса» режиссера Душана Глигорова и сценариста Олега Маловичко, уже работавших вместе над другим сериалом в том же жанре «Хрустальный». Новый проект рассказывает о судье из Петербурга, которая отправляется на Кавказ, чтобы найти пропавшую там приемную дочь. «Трасса» — еще одна история о маньяках и кровавых преступлениях в мрачной глубинке, дополненная гнетущей атмосферой «Нелюбви» Звягинцева и попытками убедить публику не замалчивать разрушительные социальные проблемы. «Медуза» рассказывает, что из этого получилось.
Состоятельная судья из Петербурга Светлана Незнамова (Карина Разумовская) отправляется на поиски приемной дочери Киры (Елизавета Ищенко), которая тайком уехала в Минеральные Воды, чтобы узнать правду о своих настоящих родителях, — и исчезла. К поискам подключается местная полиция и волонтерская поисковая организация «Ангел», но никаких следов обнаружить не удается. От местного сторожа Виктора Чужих (Александр Ильин) Светлана узнает, что ее дочь не первая девушка, исчезнувшая на трассе. Он и сам уже девять лет не может отыскать пропавшую возлюбленную и уверен, что в окрестностях Пятигорска людей убивает маньяк.
Одновременно с пропажей Киры в округе происходит страшное преступление: 13-летняя девочка Вита (Василиса Немцова) ранним утром убивает из ружья своих родителей и бабушку. Следователь Эльвира Бараева (Анна Михалкова) приходит к выводу, что обе истории как-то связаны. Хуже того, в этом могут быть замешаны ее начальник Владислав Виниченко (Алексей Фатеев) и его сын, старшеклассник Артем (Валентин Анциферов).
Истории о маньяках и серийных убийцах неизменно возглавляют рейтинги российских стримингов. Всего за несколько лет вышли «Фишер», «Тень Чикатило», «Внутри убийцы», «Мерзлая земля», «Замершие» — и это только наиболее заметные проекты. Главные герои большинства из них оказываются в сумрачных маленьких городах и исследуют тайны прошлого, в которых — причина кровавого настоящего. Неизменные персонажи этих историй — коррумпированные чиновники и оборотни в погонах, создающие у зрителя ощущение нестабильности и беззакония: ждать помощи неоткуда, кругом враги. Другими словами, сериальные маньяки эксплуатируют общественные тревоги — и новый проект стриминга Okko «Трасса» не исключение.
Как и в «Хрустальном» — предыдущем проекте режиссера Душана Глигорова и сценариста Олега Маловичко, — насилие в «Трассе» аллегорично: оно отражает внутреннюю психологическую травму главного героя. В прошлый раз авторы деконструировали хрупкую, как хрусталь, маскулинность московского следователя, приехавшего в родной шахтерский город, чтобы столкнуться с болью прошлого. «Трасса» начинается похожим образом, только теперь в центре внимания — женщина, пережившая насилие в юном возрасте. Теперь, когда ее приемная дочь, возможно, оказалась в руках маньяка, Светлана вынуждена вернуться домой — туда, где все произошло.
Российская провинция в «Трассе» — враждебный, полумистический мир, живущий по своим законам: покосившиеся деревянные дома, лай одиноких собак, секс-работницы на дорогах и мрачные кавказские леса, где никто не услышит твой крик. Красивый холодный пейзаж абсолютно равнодушен к судьбам местных жителей. Первое же, что видят прилетающие сюда гости, — большой баннер «Своих не бросаем» на здании аэропорта в Минеральных Водах. Война будто служит невидимым фоном для ужасов, которые происходят здесь, в отдалении от фронта. Но говорить об этом не принято: Светлана переключает телепередачу, где рассказывают о бронетехнике, на более комфортный музыкальный канал, где крутят клип группы Hi-Fi.
Молчание — главная тема «Трассы». Когда-то отец Светланы, узнав об изнасиловании дочери, решил не подавать заявление в милицию, ведь соседи начнут судачить. Так же поступали и другие семьи, и при общем молчаливом согласии в Пятигорске и окрестностях продолжались преступления и убийства. Любовник Светланы, продажный петербургский чиновник Игорь (Геннадий Смирнов), считает, что виновны в насилии чаще всего сами девушки, поэтому нечего «размахивать грязными трусами» и кричать о случившемся на весь свет. Сами преступники в «Трассе» часто оправдываются тем, что такова природа мужчин — мол, каждый бы так поступил. Нужно тихо терпеть, а потом все обязательно пройдет.
Страдают от (не)решений взрослых прежде всего дети. Одни становятся жертвами серийных убийц, другие — собственных родителей. Местами «Трасса» напоминает «Нелюбовь» Андрея Звягинцева — например, в сценах с волонтерами-поисковиками, да и общей атмосферой разобщенности, злобы и обиды одного на другого.
В детях сериал, впрочем, не находит надежды. Одни приспосабливаются или даже становятся сообщниками зла, кто-то же бунтует против лживого и жестокого мира взрослых, но с двуствольным ружьем в руках, как девочка Вита. Когда закон не работает, единственным способом добиться справедливости остается самосуд. И неслучайно главная героиня Светлана — судья: именно ей выпадет шанс вершить правосудие, но вовсе не по уголовному кодексу, а по правилам дикого поля, в которое превратилась российская глубинка. Происходящее годами насилие глубоко проникло во всех, и в финале проговаривается, что это вирус, от которого уже не излечиться.
В этом, пожалуй, и кроется главный недостаток «Трассы» — в беспросветном мраке, который плохо сочетается с основным посылом. Авторы сериала находят правильные слова в разговоре о домашнем насилии и дестигматизации людей, переживших тяжелый опыт. Они призывают обращаться за помощью к специалистам и проговаривать проблемы с близкими, а в конце каждого эпизода дают ссылку на экстренную психологическую службу для тех, кто столкнулся с чем-то подобным. Но сам сериал не оставляет никакой надежды на исцеление и прощение.
Главная героиня Светлана, в отличие от следователя Смирнова в «Хрустальном», тоже вызывает мало симпатий. Авторы хотели сделать ее амбивалентным и сложным героем, чьи неоднозначные поступки объяснялись бы детской травмой. Но разного рода перверсии и страдания не делают персонажа живым и интересным. Актриса Карина Разумовская самоотверженно играет женщину на грани, которая привыкла постоянно испытывать боль, но, кроме надрыва и истерики, показать в героине ей нечего. И Светлана не единственный поразительно скучный персонаж сериала. Практически всем, включая Анну Михалкову, играющую привычный для себя образ «уставшей русской женщины», не хватает живости. Самое же печальное для сериала о маньяке — совершенно неинтересный злодей.
Душан Глигоров и Олег Маловичко затрагивают важные и актуальные темы и эзоповым языком высказываются о том, что происходит в стране. Но без живых персонажей с нетривиальной историей авторам приходится заполнять сериал чрезмерным количеством убийств, жестокости и прочего мрака. Поэтому доехать до конца этой «трассы» нелегко — в какой-то момент сериал превращается в сборник историй об изнасилованиях и секс-торговле, а детективный сюжет, который и без того едва шевелился, замирает на месте. То, что проблемы нужно проговаривать, как этому пытается учить сериал, — неоспоримо. Но все-таки нужно понимать, ради чего, — но результаты этой терапевтической практики «Трасса» не показывает.