Путин — бессмертный Император, Пригожин — восставший еретик. Вселенная Warhammer 40,000 пугающе похожа на современную Россию Собираем главные мемы в честь выхода Space Marine 2
В сентябре вышла игра Warhammer 40,000: Space Marine 2. Это новый шутер в мрачной технофэнтезийной вселенной, которая, если присмотреться поближе, очень напоминает современную Россию и происходящие вокруг нее события. Например, в ней есть бессмертный Император, которого многие люди обожествляют. Или затеянный им Великий крестовый поход — масштабная военная операция, целью которой было создание галактической империи. «Медуза» изучает параллели между вселенной Warhammer 40,000 и российской действительностью и рассказывает, почему стоит поиграть в Space Marine 2.
Вселенная Warhammer 40,000 была создана в 1987 году британской компанией Games Workshop, которая выпускает настольные игры. Сейчас это полноценная медиафраншиза, включающая в себя десятки книг, комиксы, видеоигры, сериалы и многое другое. Мир Warhammer отличается своей мрачностью, жестокостью и в некоторым смысле безысходностью.
Здесь легко уничтожаются целые миры и расы, здесь нет места слабым. Ее гипертрофированная брутальность сама по себе плодородная почва для многочисленных шуток.
Во вселенной Warhammer есть два сеттинга: классический фэнтезийный Warhammer Fantasy с эльфами и гномами — и Warhammer 40,000, в котором к фэнтези примешивается научная фантастика. В нем события разворачиваются в далеком будущем, местные космические десантники используют продвинутое оружие и технику, а масштабные конфликты охватывают множество планет.
Некоторое время назад фанаты серии заметили, что вселенная Warhammer 40,000 подозрительно напоминает современную Россию. Началось все, конечно же, с образа Императора Человечества, который тысячелетиями правит своими подданными, сидя на Золотом Троне. Его тело давно уже мертво, остался лишь разум, находящийся в параллельном измерении.
Аналогии стали очевидны после того, как в 2020 году в парке «Патриот» открыли Главный храм ВС РФ. Пафосное монументальное здание в целом очень походит на локацию из видеоигры — можно найти сходство и конкретно с кораблями Инквизиции из Warhammer.
После этого сомнения в том, что Путин похож на Императора из игры, отпали окончательно.
Недавно появилась еще одна история, связанная со знаменитой вселенной. Журналисты сообщили, что в храме освятили обереги для российских солдат, которые очень похожи на «Печати чистоты». Такие крепят космодесантники на свою броню. Производителям оберегов даже пришлось оправдываться: «Это не печать из Warhammer, как пишут всякие сумасшедшие».
Определенные сходства России с Империумом видели еще до начала войны в Украине.
А после начала войны всю российскую действительность можно объяснить терминами из Warhammer 40,000. Пара пояснений: примархи — сыновья Императора, созданные при помощи генной инженерии; псайкеры — существа, которые используют психические силы (в том числе для воодушевления войск); Адептус Астартес — элитные космические десантники; Адептус Кустодес — личные телохранители Императора.
В этой версии мема из общего ряда выбивается только Джохар Дудаев. На роль еретика Хоруса, примарха, который возглавил войска во время Великого крестового похода, а потом восстал против Императора и был им убит, есть более подходящий кандидат.
А если серьезно — Space Marine 2 оказалась хорошей игрой. В рецензиях ее хвалят за простоту и легкую старомодность
Разработкой Warhammer 40,000: Space Marine 2 занималась компания Saber Interactive. Это американский издатель и разработчик со штаб-квартирой во Флориде, однако у него есть больше десятка студий по всему миру, включая Россию и Беларусь. Когда в 2021 году была анонсирована Space Marine 2, сообщалось, что за создание проекта отвечает подразделение в Санкт-Петербурге.
Space Marine 2 — это шутер с видом от третьего лица, в котором продолжается история космодесантника ордена Ультрамаринов по имени Тит. Основными врагами в игре выступают Тираниды — раса хищных существ, которые пожирают все на своем пути. На этом кратком описании сюжетной завязки лучше остановиться, чтобы не погрузиться в детальный пересказ богатого и запутанного лора вселенной Warhammer.
В сражениях игрок может сочетать оружие ближнего и дальнего боя, благодаря чему Space Marine 2 довольно часто превращается из шутера в брутальный и кровавый слэшер. Противники здесь разнообразны, и к каждому нужно искать свой подход. Например, некоторых врагов не берут пули — и приходится придумывать более эффективный способ, как расправиться с ним в ближнем бою.
Главный герой путешествует по локациям в компании двух напарников, которыми могут управлять другие игроки. Или можно доверить их искусственному интеллекту. Напарники не только добавляют огневой мощи, но и могут помочь главному герою подняться, если он получил серьезное ранение. На этом рассказ о геймплее можно завершить — игровой процесс тут прост, прямолинеен, в чем-то даже старомоден, и это ни в коем случае нельзя считать недостатком.
Редактор IGN Мэтт Парслоу отмечает, что Space Marine 2 в каком-то смысле возвращает игроков в эпоху Xbox 360, когда разработчики концентрировались на одной основной идее и не пытались усложнить проект. Здесь линейные локации, в которых невозможно сбиться с пути, геймплей не слишком разнообразен, нет головоломок и прочих игровых элементов, которые по нынешним временам считаются стандартом. Зато есть прекрасная боевая система, от которой просто получаешь удовольствие, пробиваясь сквозь толпы врагов.
«Такой необычный формат находится в прямом противоречии с тем, за чем сейчас гонятся многие AAA-студии, которые пытаются удовлетворить максимально возможное количество предпочтений игроков», — пишет Парслоу. В качестве примера он приводит игры Ubisoft, в том числе недавнюю Star Wars Outlaws, которая сочетала в себе множество игровых возможностей. Многие из них казались лишними или недоделанными.
Space Marine 2 успешно стартовала в Steam — в день релиза, 9 сентября 2024 года, в нее одновременно играли более 225 тысяч человек. Журналисты отмечают, что по этому показателю она обогнала все предыдущие проекты во вселенной Warhammer. При этом даже в период раннего доступа одновременное число игроков не опускалось ниже 100тысяч.
Пресса тоже осталась довольна новой частью Warhammer. Средняя оценка Space Marine 2 на агрегаторе рецензий Metacritic составляет 82 балла из 100. Это заметно выше, чем, например, у недавней игры по «Звездным войнам» от Ubisoft, и даже на один балл больше, чем удалось получить Black Myth: Wukong — одному из главных хитов этого года.
Среди поклонников игры оказался и актер Генри Кавилл, звезда сериала «Ведьмак». Он похвалил соревновательный многопользовательский режим, в котором игроки сражаются друг с другом, а также отметил высокую сложность сюжетной кампании.
Если серьезно, они неплохо справились, а? Я не смог пройти кампанию на уровне сложности Angel of Death в одиночку (или, по крайней мере, у меня не хватило терпения пройти ее в одиночку!), и мне это нравится!
Многие журналисты хвалят Space Marine 2 именно за боевую систему. Например, Ричард Уэйкелинг из GameSpot отмечает, что сражения стали гораздо лучше, если сравнивать с первой частью. Он также хвалит именно ближний бой, который стал более плавным и естественным. Хотя оружию, по его мнению, не хватает разнообразия.
Эндрю Браун из Gamesradar называет новую часть Warhammer лучшим шутером от третьего лица, в который он играл за последние годы. А автор Eurogamer Рик Лэйн сравнивает игру с ведерком KFC для вечеринок, в котором вместо еды — видеоигры. «[Оно] восхитительно грязное, почти наверняка вредное для вас, и лучше всего разделить его с друзьями», — пишет он.
«…Когда Warhammer 40,000: Space Marine 2 подходила к концу, я сидел, не в силах вымолвить ни слова. Пораженный происходящим у меня на экране. Жаждущим большего. И надеющимся на то, что скоро снова вернусь в этот мрачный и сулящий мне страдания мир», — завершил свою рецензию автор «Игромании» Владимир Макаров.
Издательство Focus Entertainment сообщило, что в первый день после релиза в Space Marine 2 играли два миллиона человек на всех платформах (помимо PC игра также вышла на PlayStation 5 и Xbox Series X|S). Это более чем достойный показатель для проекта, события которого разворачиваются в специфичной вселенной. Далеко не все игроки решаются присоединиться к нему, опасаясь запутаться в сюжете.
Успех шутера позволил Saber Interactive привлечь дополнительные инвестиции от двух компаний из Лондона и Нью-Йорка. Точные суммы не называются — в пресс-релизе лишь отмечается, что они «значительные». Благодаря этим инвестициям Saber сможет не только полностью закрыть свои долги, но и потратить деньги на дальнейшее развитие компании.