Перейти к материалам
истории

«Дом дракона», второй сезон. Пожалуй, главное его достоинство — новые драконы В остальном казавшийся таким удачным приквел «Игры престолов» стал бесцветным и плоским

Источник: Meduza
HBO

Второй сезон сериала «Дом дракона» на HBO подошел к концу. В приквеле «Игры престолов» продолжается противостояние двух Таргариенов, претендующих на трон Семи королевств — законной королевы Рейниры и ее брата-узурпатора Эйгона. У противников есть боевые драконы, и в новом сезоне они уже сражаются в небе. Критик Антон Хитров подводит итоги второй части «Дома дракона» и (неизбежно) сравнивает приквел с «Игрой престолов».

Осторожно! В тексте есть спойлеры.

Что в этом сериале блистательно, так это драконы. Их много, они разные, у них изобретательный дизайн — и важная роль в истории. С ними связаны самые глубокие и захватывающие сцены. Вроде той, где нищие побочные сыновья и дочери Таргариенов ввязываются в авантюру, предложенную Рейнирой: приручить и оседлать строптивого старого дракона, у которого давным-давно нет наездника, — а взамен получить рыцарский титул. Или той, где сторонники узурпатора Эйгона везут по столице отрубленную голову вражеского чудовища, и простолюдины вдруг понимают, что королевские драконы — вовсе не боги, а «мясо» (похожий эпизод — с драконьей головой в роли поверженного памятника — был у Евгения Шварца в антитоталитарной пьесе «Дракон»). А дикий горный змей, появившийся незадолго до финальных титров заключительного эпизода — определенно лучший дебют сезона, считая персонажей-людей. 

Max

В остальном же новые серии скорее разочаровывают. Второй сезон куда неторопливее первого: он охватывает уже не 20 лет, а от силы несколько месяцев. А еще он короче: восемь часовых эпизодов вместо десяти. Но даже эти восемь часов сценаристы с трудом заполнили событиями. Война началась еще в первой серии — а нам показали лишь одно сражение: не то чтобы мы смотрим фэнтези исключительно ради батальных сцен (совсем необязательно), просто эта цифра хорошо описывает взятый авторами темп.

Некоторые сюжетные линии появились лишь потому, что важных персонажей необходимо чем-нибудь занять. Прежде всего это касается Деймона Таргариена, дяди и мужа Рейниры, который тяготится ролью короля-консорта и мечтает о Железном троне. Харизматичный антигерой Мэтта Смита был едва ли не главной угрозой политической стабильности в первом сезоне, зато во втором оказался сюжетной обузой.

Почти весь сезон Деймон проводит в Харренхолле — зловещем полуразрушенном замке, самом большом в Семи королевствах, — пытаясь собрать армию вроде бы для Рейниры, но на самом деле для себя. Параллельно его посещают видения (виноваты Старые боги и их посредница, местная ведьма). Насмотревшись на картины прошлого, настоящего и будущего, король-консорт осознает, как мало приятного во власти и как опасна междоусобица. В итоге Деймон остается верен Рейнире — а значит, его путешествие никак не влияет на мир сериала. Армию, допустим, он получил, но ее можно было и за кадром собрать.

HBO
HBO

Важным сюжетом нового сезона стала сословная пропасть — вопрос, хоть и заявленный, но толком не изученный в «Игре престолов», где единственным значительным героем из низов был фанатичный религиозный лидер по кличке Его Воробейшество. Из противоборствующих фракций в «Доме дракона» зрителю болеть не за кого — законная королева Рейнира в сериале гораздо симпатичнее, чем в книге Джорджа Мартина «Пламя и кровь», но ее методы все равно немногим лучше, чем у оппонентов. По идее, в конфликте «черных» и «зеленых» — так называют партии Рейниры и ее брата-узурпатора Эйгона — мы должны поддерживать третью сторону, народ Семи королевств, который неизбежно станет главной жертвой их войны. Поэтому создатели сериала стараются больше рассказать о тяготах простых людей.

Родственник и соратник Рейниры, мореход Корлис Веларион осадил столицу государства Королевскую гавань. В городе голод. Все мясо получают королевские драконы — к возмущению толпы, которой не остается ничего, кроме рыбы. Стоит кому-нибудь из царственных особ показаться из замка — в них тотчас же летят оскорбления и комья грязи.

Бастарды Таргариенов, к которым вынуждена обратиться Рейнира, — тоже из низшего сословия. В обычной жизни королевская кровь ничего не значит, если к ней не прилагается соответствующая фамилия, и только острая нехватка драконьих наездников заставляет «черных» вспомнить о внебрачных отпрысках династии. 

HBO
HBO
HBO

В заключительной серии три бастарда — кузнец, моряк и пьяница неизвестных занятий — пируют за королевским столом. Уже одна эта сцена обещает интересные новые конфликты в будущих сезонах. Но в то же время авторы упускают возможность показать, насколько безразличны «защитники королевства» — так звучит один из титулов Таргариенов — к жителям этого самого королевства. Они словно забывают, что на зов Рейниры откликнулось не трое, а гораздо больше бастардов. Все эти смельчаки пытались оседлать дракона — и многие погибли, судя по напряженной экшен-сцене в его логове, но мы так и не увидели тел и не узнали, что стало с выжившими (а ведь некоторые определенно спаслись). Создатели сериала предпочитают тратить время на видения Деймона в Харренхолле — будто сами до конца не определились, о чем их проект.

HBO
HBO

Когда «Дом дракона» разобрался с предпосылками войны и довел отношения некогда близких героев от любви до ненависти, — на это ушли десять серий первого сезона, — оказалось, у него есть серьезные недостатки по сравнению с «Игрой престолов». В оригинальном сериале были герои по-настоящему мудрые и достойные, были исключительно гадкие, а были и такие, кто объединял в себе все эти качества. Они восхищали и ужасали — чего не скажешь о персонажах «Дома дракона». Восхищать, по идее, должны Рейнира и Алисента, ее подруга детства, а ныне мать ее заклятого врага Эйгона: обе женщины пытаются избежать войны, которую мужчины рады начать — и готовы ради мира забыть о взаимной ненависти. Но обеим недостает убедительности Кейтилин Старк.

Лучших героев приквела во втором сезоне либо ссылают за кадр, как умного циника Отто Хайтауэра, либо стремительно низводят до плоских злодеев — как принца Эймонда Таргариена, который был самым объемным действующим лицом в сериале, пока не дорвался до власти (пусть и в статусе регента при раненом старшем брате).

HBO

В результате приквел не работает как самостоятельная история. Обидно признавать это, но отсылки к оригинальному шоу — скажем, короткие камео Дейнерис Таргариен и Трехглазого ворона в пророческих видениях Деймона или «оговорка» иноземной воительницы, которая называет Тайланда Ланнистера Тайвином (как его знаменитого потомка), — вызывают больше эмоций, чем гибель новых героев. Их иногда и по именам-то не помнишь.

Но это даже не самая серьезная проблема. В «Игре престолов» боролись не просто кланы с разными гербами и девизами — боролись политические программы. Кто-то обещал возродить славные традиции, кто-то предлагал справедливый мир любой ценой, а кто-то старался объединить заклятых врагов ради победы над общей угрозой (что, по сути, было экоповесткой, замаскированной под реалии фэнтези). И это лишь три из множества идеологий, конкурировавших в Семи королевствах. В «Доме дракона» ничего похожего нет. Спор «черных» и «зеленых» — не о том, как должна жить страна. Он о том, у кого больше прав на железный стул.

А так хорошо начинали

«Дом Дракона» — приквел «Игры престолов» — вернулся со вторым сезоном В первой серии показали Винтерфелл, Стену и нового лорда Старка

А так хорошо начинали

«Дом Дракона» — приквел «Игры престолов» — вернулся со вторым сезоном В первой серии показали Винтерфелл, Стену и нового лорда Старка

Антон Хитров