Перейти к материалам
истории

«Дом Дракона» — приквел «Игры престолов» — вернулся со вторым сезоном В первой серии показали Винтерфелл, Стену и нового лорда Старка

Источник: Meduza
HBO / Alamy / Scanpix / LETA

HBO Max начал показывать второй сезон фэнтези-сериала «Дом Дракона» — приквела «Игры престолов», сюжет которого разворачивается за полтора века до событий оригинального шоу. Пока доступна лишь первая серия, «Сын за сына». В новом сезоне разгорается война между двумя ветвями Таргариенов, их союзниками и драконами. Критик Антон Хитров рассказывает, каким получился первый эпизод и чего ждать от оставшихся семи.

Если вы не читали книгу Джорджа Мартина «Пламя и кровь» — литературный приквел саги «Песнь льда и пламени», который лежит в основе сериала «Дом Дракона», — но при этом смотрели «Игру престолов», значит, вам уже рассказывали, чем закончится новое шоу. Развязку междоусобной войны Таргариенов изложил в оригинальном сериале не кто иной, как король Джоффри в беседе со своей невестой Маргери — как будто на его совести и так недостаточно злодеяний. Так что спойлеров можно не бояться: создатели приквела теперь вынуждены рассказывать историю так, чтобы она удерживала внимание, даже будучи — в общих чертах — известной наперед.

О чем первый сезон «Дома Дракона»? Рассказываем — со спойлерами

«Дом Дракона» рассказывает о междоусобной войне, которую вели между собой две ветви королевской династии Таргариенов примерно за полтора столетия до событий «Игры престолов». В книгах Джорджа Мартина этот конфликт называют «танцем драконов», поскольку на обеих сторонах сражались драконьи наездники.

Сериал начинался так. Когда король Визерис овдовел, оставшись без наследника-принца, он завещал корону единственной дочери, принцессе Рейнире, и заставил важнейших лордов присягнуть ей как будущей королеве. Но хитрый и тщеславный десница (то есть ближайший королевский советник) Отто Хайтауэр сумел женить Визериса во второй раз: новой королевой стала дочь Отто Алисента, близкая подруга принцессы Рейниры. 

Алисента родила Визерису трех детей. Старший сын, Эйгон, как мужчина имел больше прав на трон, чем Рейнира. Это обстоятельство не только рассорило подруг — принцессу и молодую королеву, — но и привело к двоецарствию: когда Визерис умер, и Эйгон, и Рейнира провозгласили себя законными монархами.

Вот как выглядела расстановка сил в конце первого сезона. На стороне Рейниры — ее муж и дядя Деймон Таргариен, самый жестокий и импульсивный в королевской семье, а еще родители ее первого супруга, Веларионы, чей флот контролирует море. Эйгона поддерживают, естественно, Хайтауэры плюс его безбашенный брат, одноглазый Эймонд, который летает на самой большой и старой драконице — Вхагар (она принадлежала еще Висенье Таргариен — одной из основательниц королевской династии). 

Сторонники Эйгона удерживают столицу — Королевскую гавань. База Рейниры — Драконий камень, фамильный замок династии на острове недалеко от столицы (в «Игре престолов» там обитал сначала Станнис Баратеон, а затем Дейенерис Таргариен). В финале первого сезона принцы из обеих фракций отправляются в дипломатическую миссию верхом на драконах, чтобы заручиться поддержкой ключевых лордов. 

В одном из замков Эймонд сталкивается с совсем еще юным Люцерисом, средним из трех сыновей Рейниры. Когда они были детьми, Эймонд по вине Люцериса лишился глаза. Принц хочет отплатить сводному брату тем же и преследует его маленького дракона на чудовищной Вхагар — но та входит в азарт и убивает Люцериса, к ужасу своего всадника. Теперь никакая дипломатия не решит конфликт — война неизбежна.

Первый сезон сериала не стал сенсацией, как «Игра престолов» — но и не показался необязательным, как сиквелы и приквелы большинства успешных проектов. «Дом Дракона» не просто радовал публику знакомыми фамилиями, гербами и замками — он развивал идеи оригинального шоу, убедительно объясняя, почему в традиционном обществе плохо живется всем, от короля до сапожника. 

У дебютного сезона был один существенный недостаток — или даже просто особенность, с которой не каждый зритель готов мириться: он весь оказался, по сути, десятичасовой экспозицией. Шоураннеры Райан Кондал и Мигель Сапочник (первый известен как сценарист «Рэмпейджа», второй — как постановщик главных батальных эпизодов «Игры престолов») полностью посвятили первые десять эпизодов предпосылкам междоусобицы. 

Сюжет охватывал немыслимые 20 лет — против обычного года в оригинальном сериале, — а персонажи успевали повзрослеть настолько, что приходилось заменять актеров. Династическая война, о которой, по идее, рассказывает «Дом Дракона», началась только в заключительной серии.

Райан Кондал, который теперь возглавляет проект один, без Мигеля Сапочника, в интервью Deadline обещал, что новый сезон будет динамичнее предыдущего. По словам шоураннера, неспешное начало сериала было сознательным решением команды. «Мы доберемся до зрелища, — уверял Кондал. — Но вы должны понять этих людей во всей их сложности, прежде чем увидеть их на войне».

Тем не менее критики, которым HBO показали первые четыре эпизода нового сезона (из восьми запланированных), пишут, что «Дом Дракона» по-прежнему никуда не торопится. Правда, похоже, медленный темп не сильно разочаровал рецензентов: второй сезон уже заработал 87% одобрения на Rotten Tomatoes — немного меньше, чем первый.

HBO / Alamy / Scanpix / LETA
HBO / Alamy / Scanpix / LETA
HBO / Alamy / Scanpix / LETA

Сценарий первой серии «Сын за сына» написал шоураннер Кондал, а поставил Алан Тейлор, снявший в свое время семь эпизодов «Игры престолов» — в том числе тот, где казнят Эддарда Старка. За исключением последних нескольких минут, в «Сыне за сына» не происходит никаких значительных событий — таких, которые гарантированно попали бы в историческую хронику. Но поклонники оригинального шоу все равно порадуются. Впервые за пять лет (финал «Игры престолов» вышел на экраны в 2019 году) они слышат музыкальную тему Старков, видят их родовой замок Винтерфелл и Стену — укрепленную северную границу Семи королевств, за которой дремлет древнее зло.

Старший сын Рейниры Джекейрис посещает Север на своем драконе. Его миссия — убедить Кригана Старка, молодого лорда Винтерфелла, поддержать Рейниру. Джекейрис и Криган — ровесники: по расчету королевы, они должны были легко найти общий язык. Но Кригана не нужно уговаривать: его отец Рикон присягнул Рейнире, когда король Визерис назначил ее своей наследницей — а Старки, как мы знаем из «Игры престолов», серьезно относятся к клятвам. Принц и лорд вместе посещают Стену: она еще не такая высокая, какой будет полтора века спустя, но и лес у ее подножия еще не так сильно разросся (в оригинальном сериале он подступал почти к самой Стене — у дозорных не хватало людей, чтобы вырубать деревья для лучшей видимости, как раньше).

Визит на Север — не просто фансервисная открывающая сцена. Судя по книге Джорджа Мартина, Криган Старк сыграет ключевую роль в междоусобной войне Таргариенов, поэтому экранный дебют персонажа — важный момент. На такого предка, каким изображает Кригана британский актер Том Тейлор (Джейк Чеймберз из «Темной башни»), действительно могли равняться и Эддард Старк, и Джон Сноу: молодой лорд прям, честен, суров, но способен на сострадание — в общем, образцовый северянин. «Сын за сына» напоминает, сколь важно присутствие Старков в мире Вестероса: их идеализм хоть немного уравновешивает цинизм остальных домов.

Хорошее фэнтези говорит метафорами, и «Дом Дракона» не исключение. В первом сезоне драконица Вхагар — древнее неуправляемое чудовище, которое только кажется послушным — служила идеальным воплощением власти. Теперь же сценарист Кондал и режиссер Тейлор возвращают на экран хорошо знакомый зрителю образ, чтобы переосмыслить его по-новому. Речь, собственно, о Стене. Джекейрис в компании лорда Старка осматривает с ее вершины дикие заснеженные леса, когда получает известие о страшной гибели брата Люцериса. Место, разумеется, выбрано не случайно: впервые столкнувшись со смертью действительно близкого человека, юный принц буквально заглядывает за край — в холодный и опасный потусторонний мир.

Скорбь по Люцерису — лейтмотив эпизода. Рейнира кружит над морем верхом на драконе, разыскивая останки сына, и за всю серию произносит одну-единственную реплику (зато какую). На Драконьем камне принцу устраивают традиционные огненные похороны, и все его родные бросают в пламя что-нибудь ценное — даже маленький Джоффри (младший сын Рейниры) без сожаления прощается с любимой деревянной лошадкой. В Королевской гавани набожная Алисента Хайтауэр посещает септу, храм семи богов, и зажигает свечу в память о погибшем племяннике: пусть он и принадлежал к враждебной партии, но все же не должен был умирать. Огонь у Кондала и Тейлора воплощает объединяющую силу горя — в противовес льду и снегу, которые связаны со смертью. Вот уж действительно «Песнь льда и пламени».

Max

Но «Дом Дракона» не был бы «Домом Дракона», если бы горе не уступило жажде мести. Партия Рейниры готовит молниеносный и жестокий ответ врагам. Вообще, едва ли не главное достоинство сериала — достоверность, с которой он показывает механизм эскалации: когда кто-нибудь из героев пытается восстановить справедливость, это непременно ведет к еще большему насилию и большей несправедливости. Так происходит и на этот раз.

Эпизод сообщает нам немало подробностей о короле Эйгоне: молодому монарху, не желавшему носить корону, полюбилась власть, он правит увлеченно — но на удивление бездарно. А еще мы несколько раз за серию встречаем людей из низов — большая редкость как в «Игре престолов», так и в «Доме Дракона» — и можем ненадолго взглянуть на происходящее их глазами, что дает нам неожиданную и ценную альтернативную трактовку событий.

Впереди еще семь серий, которые, видимо, будут еще более кровавыми, чем первая. Нас ожидают знакомые локации — например, Харренхолл, руины самого большого в Вестеросе замка, где Арья Старк была пленницей Ланнистеров — и новые персонажи, такие как Джейн Аррен, правительница Долины (одного из регионов Вестероса), в исполнении Аманды Коллин из «Воспитанных волками» Ридли Скотта. А главное — пять еще не встречавшихся прежде драконов. В том числе, видимо, диких, которых только предстоит объездить.

Рецензия «Медузы» на первый сезон сериала

«Дом Дракона», финал первого сезона Почему приквел «Игры престолов» — образцовое современное фэнтези?

Рецензия «Медузы» на первый сезон сериала

«Дом Дракона», финал первого сезона Почему приквел «Игры престолов» — образцовое современное фэнтези?

Антон Хитров