Перейти к материалам
истории

У Пегги Гу вышел первый альбом. Вы наверняка слышали ее трек «(It Goes Like) Nanana», который прошлым летом играл везде — в клубах, рилсах и тиктоках Вот какой получилась новая пластинка

Источник: Meduza
Joseph Okpako / WireImage / Getty Images

7 июня вышел дебютный альбом корейской электронщицы Пегги Гу (настоящее имя Ким Мин Чжи) «I Hear You» — той самой, чей беззаботный трек «(It Goes Like) Nanana» прошлым летом играл на всех танцполах и до сих пор звучит во многих рилсах и тиктоках. Прежде чем стать модной поп-звездой, которую обожают поклонники и так же сильно ненавидят хейтеры, кореянка играла в берлинских техно-клубах, а потом поняла, что публике больше заходит кей-хаус — жанр, изобретенный ею самой после вкраплений в ностальгический хаус 1990-х и 2000-х традиционных корейских мотивов. «Медуза» рассказывает историю Пегги Гу, в которой нашлось место и андеграунду, и мейнстриму, и этическим проблемам.

Последние пару лет трудно поверить, что Пегги Гу — дитя берлинской техно-сцены, которая небезосновательно ассоциируется у многих с темным и брутальным звучанием. Только за одну неделю в мае 2024-го корейская электронщица отыграла сет перед пилотами «Формулы-1» и вип-гостями Гран-при Монако, отметила запуск рекламной кампании Maybelline New York со своим участием и посетила благотворительный вечер в Каннах, после которого ее наряд, украшения и татуировки активно обсуждали глянцевые издания по всему миру. 

Но Пегги Гу — уже не техно-диджей за пультом в знаменитом берлинском «Бергхайне», а поп-звезда. Ее легкий летний трек «(It Goes Like) Nanana» вышел в июне 2023 года, став одним из самых удачных примеров модного нынче переосмысления музыки 1990–2000-х. Клип, снятый в стилистике той же эпохи, появился в сети в сентябре 2023-го и закрепил популярность трека. 39 миллионов просмотров (на момент публикации этого текста), почти полмиллиарда прослушиваний только на Spotify — немыслимые цифры для независимого электронного артиста. И то, что нужно для поп-звезды.

Peggy Gou

Карьера Пегги Гу началась на студенческих вечеринках в Лондоне. А потом она стала первым корейским диджеем, сыгравшим сет в «Бергхайне»

Пегги Гу отучилась в музыкальной школе по классу фортепиано в родном южнокорейском городе Инчхон и в 2005 году, когда ей было 14 лет, переехала в Лондон, где окончила среднюю школу. Она хотела строить карьеру в индустрии моды — даже поступила в Лондонский университет искусств, — но все изменила электронная музыка, точнее, рейвы. Пегги начала ходить на них, еще когда была несовершеннолетней (это незаконно) и жила в Лондоне с опекунами. По поддельному удостоверению личности она проходила в лондонские клубы, откуда ломаный брейкбит и басистый британский гэридж уже вытеснил дипхаус — этот легкий и переливчатый субжанр очень понравился Пегги.

Вскоре ей захотелось не только танцевать, но и попробовать себя по другую сторону танцпола — за диджейским пультом. Друзья помогли ей освоить базовые навыки работы с микшерным пультом, а когда на одно из университетских мероприятий не пришел диджей, Пегги впервые вызвалась ставить музыку. С тех пор она делала это регулярно — не только на студенческих вечеринках, но и в лондонских клубах, попасть в которые помогли новые знакомства.

Логичным продолжением истории стал переезд в одну из клубных столиц мира — Берлин. Пегги перебралась туда в 2016 году с главной целью — стать первым корейским диджеем, сыгравшим сет в «Бергхайне». К тому моменту Пегги уже поднаторела в селекции музыки и начала писать собственную. Это были хаус и техно, в которые она добавляла традиционные корейские мотивы (например, семплы национальных музыкальных инструментов). Правда, в ее первых опубликованных релизах ничего корейского нет: они — продукт вдохновения миксами авторитетного американского диджея Мориса Фултона, в 1990-е эффектно соединявшего хаус и фанк. За 2016-й кореянка выпустила четыре сингла — и привлекла внимание промоутеров «Бергхайна».

К родной культуре Пегги Гу все же вернулась. В 2018 году она выпустила трек «It Makes You Forget (Itgehane)», для которого впервые записала свой голос — и, что важно, спела на корейском. Трек стал частью ее EP «Once», вышедшего на британском лейбле Ninja Tune, и принес ей первую популярность за пределами электронной сцены. Похожая история произошла с Софией Куртесис (кстати, тоже артисткой Ninja Tune): она переехала в Германию из Перу, долго диджеила в берлинских клубах, но своей музыки не писала, пока не обратилась к родному перуанскому фольклору — что в результате и сделало ее знаменитой. 

Ninja Tune
История Софии Куртесис

«Madres» — один из лучших танцевальных альбомов года. Это легкая и понятная музыка о победе жизни над смертью Ее написала перуанская электронщица София Куртесис. «Медуза» рассказывает ее историю

История Софии Куртесис

«Madres» — один из лучших танцевальных альбомов года. Это легкая и понятная музыка о победе жизни над смертью Ее написала перуанская электронщица София Куртесис. «Медуза» рассказывает ее историю

Когда музыкальный стиль Пегги Гу окончательно сформировался, на танцполах и в соцсетях началась «Гу-мания» (но и без хейта не обошлось)

В 2019 году Пегги объявила о запуске собственного лейбла Gudu — в работе с чужими ей не хватало творческой свободы. «Все решали они. Но я хотела сама определять, какой будет моя музыка, обложки релизов и все остальное», — рассказала артистка в интервью The Guardian. Ее первый самостоятельный релиз — «Starry Night» — принес еще больший успех. У трека, в котором Пегги снова поет на родном корейском, только на Spotify больше 90 миллионов прослушиваний, у клипа — 15 миллионов просмотров. Причем идея включить в видеоряд корейские культурные мотивы принадлежит не самой Пегги, а фотографу и режиссеру Йонасу Линдстрему. Это можно расценивать как своеобразный ответ звездам кей-попа, которые ориентируются на западный рынок. При этом клип «Starry Night» не выезжает на клише о Южной Корее и не зациклен на иронии, за счет которой прославилось видео «Gangnam Style»

Peggy Gou

Вскоре Пегги решилась выпустить свой самый первый трек — «Hungboo», названный в честь героя корейской сказки и отсылающий к пхансори, корейскому музыкальному жанру, в котором поют или декламируют под аккомпанемент традиционного барабана бук. В треке чувствуется и след кей-попа — правда, не молодых звезд BTS, а тех, кого Пегги слушала в детстве — певиц Ким Ван-сан или Ом Чон Хва. Обеих на родине называли «корейскими Мадоннами».

В том же 2019-м Пегги заговорила о скором выходе дебютного полноформатного альбома — но работа затянулась из-за многочисленных синглов. За это время Пегги выпустила ремикс на нетленку Кайли Миноуг «Canʼt Get You Out Of My Head», совместный трек со своим кумиром Морисом Фултоном «Jigoo» и еще несколько записей. А также организовала ежегодный однодневный фестиваль электронной музыки в Лондоне Pleasure Gardens, на котором выступают она сама, локальные диджеи и артисты со всего мира. 

Кроме того, в 2019 году Пегги Гу познакомилась с креативным директором Louis Vuitton и создателем собственного бренда Off-White Вирджилом Абло, благодаря которому решилась запустить свою марку одежды Kirin (в переводе с корейского — жираф, любимое животное артистки). Бизнес в модной индустрии, с которой Пегги еще в юности хотела связать свою карьеру, помог артистке стать еще более популярной. 

К пандемийному 2020-му по своей медийной активности Пегги Гу уже практически ничем не напоминала участницу берлинской электронной сцены. Свою музыку она называла кей-хаусом (по аналогии с кей-попом), а музыкальные издания писали про «Гу-манию» среди тусовщиков. 

Как это часто бывает, с популярностью пришел и хейт. На Reddit стали появляться треды вроде «Пегги Гу реально хороша?». Одни пользователи восхищаются артисткой за умение делать музыку, которая нравится миллионам, другие связывают ее успех лишь с грамотной пиар-стратегией и работой гострайтеров, а также считают творчество Пегги и ее фанатов поверхностными (например, за то, что те постоянно торчат в телефонах во время сетов артистки). В какой-то момент хейта стало так много, что на Reddit появился отдельный тред «За что люди ненавидят Пегги Гу». Самый популярный пост звучит так: «Люди не любят мейнстримных артистов, потому что думают, что их хейт делает их самих важнее».

В декабре 2020-го на Пегги Гу обрушился диджей Даниэль Ван: он начинал в 1990-е в США, а в 2000-е переехал в Берлин — и, как оказалось, некоторое время жил по соседству с ней. «Два лучших события 2020-го: Дональда Трампа выгнали из Белого дома, а Пегги Гу переехала из моего многоквартирного» — так диджей начал свой пост на фейсбуке (сейчас публикация недоступна). Ван усомнился в профессионализме Пегги Гу, обвинил ее в токсичном поведении с окружающими и в том, что она, несмотря на запрет, выступала во время локдауна. А еще вспомнил скандал с донатами, которые Пегги Гу призывала делать в поддержку шотландской музыкальной площадки Sub Club. После чего Ван принялся критиковать то, как артистка одевается, красится, какой парфюм использует — и на этом основании сделал вывод, что у нее не все в порядке с психикой. 

Пегги Гу во время выступления в японском городе Тиба. 12 мая 2019 года
Matthew Sperzel / Getty Images

Пост набрал 11 тысяч лайков и несколько тысяч репостов, а также множество комментариев с оскорблениями в адрес Пегги. Некоторые музыкальные журналисты, например Аннабель Росс, писавшая для Billboard и Mixmag, подчеркнули, что они тоже против поверхностности в музыке, но в посте Вана увидели в первую очередь женоненавистничество. «Люди, в основном мужчины, считают самой серьезной угрозой для нашей индустрии не продолжающееся насилие над тысячами женщин, а „несправедливый“ успех одной», — написала Аннабель Росс. 

Также журналисты вспомнили, что в 2019 году Пегги Гу раскритиковали за то, что она едва ли не разрушает андеграундную сцену, участвуя в рекламной кампании Nike и получая за это деньги. При этом в аналогичных случаях с музыкантами-мужчинами (например, электронщиками Underground Resistance и Moodymann после рекламы бренда одежды Carhartt) ничего подобного не произошло. 

Сама Пегги Гу назвала пост Вана сексистским и удивилась, почему он не высказал ей все лично. «Я не идеальна. Например, у меня действительно много обуви. На то я и Пегги Шу (от английского shoe — „обувь“, — прим. „Медузы“)», — отшутилась артистка.

«I Hear You» — первый полноформатный альбом артистки. Это одновременно коллекция знакомых синглов и монолитная работа

Ее дебютный альбом вышел 7 июня 2024 года — спустя пять лет после того, как Пегги объявила о работе над ним. И кстати, на лондонском лейбле XL Recordings, а не на ее собственном. Из десяти треков пять выходили синглами последние три года. Если та же Билли Айлиш не любит дразнить поклонников синглами или припевами в соцсетях, то для Пегги Гу и других электронщиков важны именно успешные синглы, которые залетят в плейлисты летних вечеринок.

И все же спустя время, когда хронология релизов забудется, «I Hear You» будет звучать как большая монолитная работа. Все треки на альбоме — перепридуманные танцевальные бэнгеры прошлого. В основе уже упомянутого «(It Goes Like) Nanana» — мотив из дискотечного хита конца 1990-х от немецкого диджея ATB. Фит с Ленни Кравицем «I Believe in Love Again» хоть и дополнен его оригинальным гитарным рифом, все же отсылает к хаусу 2000-х и напоминает трек «Show Me Love» Стива Анджело и Laidback Luke. В «All That» — фите с пуэрто-риканской рэп-исполнительницей, трансженщиной Вильяно Антильяно, записанном на английском и испанском языках — хейтеры могут усмотреть способ привлечь латиноамериканскую и ЛГБТК-аудиторию. Но каким бы ни был замысел, песня точно попадает в ретроспективное звучание пластинки. 

В «Seoulsi Peggygou (서울시페기구)» слышно не только влияние танцевальной музыки 2000-х, но и мелодию струнного корейского инструмента каягым, который Пегги семплирует. А «Lobster Telephone» вдохновлен одноименной сюрреалистической скульптурой Сальвадора Дали, которую художник посвятил бредовым желаниям человека, способным превратить все вокруг в нечто бесполезное. В этом треке Пегги поет на корейском: «Я знаю, ты не понимаешь этих слов / Но это неважно / Все одно и то же / Мы все одинаковые». 

Peggy Gou — Lobster Telephone — Edit (Visualiser)
Peggy Gou

Впечатление от альбома немного портит его самый первый (и претенциозный) трек — «Your Art». «Мы колонизировали, индустриализировали и модернизировали [все вокруг] / Мы забыли, что такое самоуважение и умение слушать свое сердце / Вспомнив об этом, давайте снова создадим произведение искусства», — в «Your Art» Пегги произносит текст, написанный художником и экоактивистом Олафуром Элиассоном (это он танцует у своей инсталляции в клипе на песню артистки «1+1=11»). Но этот стейтмент никак не связан с наполнением альбома «I Hear You». В нем нет ничего о глобальных проблемах человечества, а потому цитата художника выглядит неуклюжей попыткой выехать на актуальной повестке. Все-таки музыка Пегги Гу — это про героев клипа «(It Goes Like) Nanana», наслаждающихся жизнью вне политики, войн и экологических катастроф, а не про активистские призывы.

Хейтеры на Reddit, не замечая того, сами предлагают разрешение спора вокруг Пегги Гу. Они перечисляют (и, справедливости ради, делают это политкорректно) других азиатских электронных артистов, которые, по их мнению, заслуживают большего внимания, чем Пегги. Это, например, Хироко Ямамура, Такааки Ито, D.Dan и японская электронщица Powder. Казалось бы, логичнее (и полезнее для артистов) слушать их треки на стримингах, писать про них хвалебные посты, покупать билеты на выступления, а не хейтить их мейнстримных коллег. Вот только избитая истина «не нравится — не слушай» забыта — или просто не поспевает за скоростным интернетом. 

Что еще нового послушать

Новый альбом Charli XCX «Brat» — образцовая музыка эпохи постиронии Лев Ганкин — об артистке, которая могла стать мейнстримной звездой, но выбрала эксперименты

Что еще нового послушать

Новый альбом Charli XCX «Brat» — образцовая музыка эпохи постиронии Лев Ганкин — об артистке, которая могла стать мейнстримной звездой, но выбрала эксперименты

Александр Шакиров