Перейти к материалам
истории

«Фуриоса» — приквел «Безумного Макса» с Аней Тейлор-Джой в роли однорукой воительницы Джордж Миллер снова предлагает два часа постапокалиптических аттракционов с погонями и перестрелками

Источник: Meduza
Warner Bros. Pictures

На 77-м Каннском кинофестивале прошла премьера фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» — приквела предыдущего фильма Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости». Картина рассказывает о детстве и юности воительницы Фуриосы, которую в картине 2015 года сыграла Шарлиз Терон. В новом фильме ее роль исполнила Аня Тейлор-Джой («Ход королевы», «Дюна-2»). Кинокритик Антон Долин рассказывает о премьере, которую долго ждали.

Наверняка вы видели трейлер «Фуриосы», даже если не собирались ее смотреть. Обычно рекламные ролики обманывают зрителя, недоговаривая или обещая слишком многое. В этом случае можете не сомневаться: вы получите два с половиной часа ровно того же зрелища, демоверсию которого вам показали за две с половиной минуты. Для кого-то эта перспектива заманчива, но вряд ли для всех. 

Главная и нерешаемая проблема «Фуриосы» — неминуемые сравнения с предыдущим фильмом из той же вселенной. «Безумный Макс: дорога ярости» живого классика австралийского экшен-кино Джорджа Миллера вышла девять лет назад. Премьера тоже состоялась в Каннах: фестиваль авторского кино признает Миллера за равного и даже однажды доверил ему возглавить жюри. Боевик с Томом Харди был четвертой частью и одновременно перезагрузкой франшизы, тянувшейся аж с 1979-го (тогда заглавную роль играл юный Мел Гибсон), но критики влюбились в него как в самостоятельное, отдельное от остального цикла произведение. Как минимум дважды, по опросам журнала Empire и сайта-агрегатора Rotten Tomatoes, «Дорога ярости» признавалась лучшим фильмом XXI века, всем гениям-интеллектуалам назло.  

Удалось ли Миллеру — неизменно бодрому, но все-таки 79-летнему — прыгнуть в этот раз выше головы? Кажется, нет. Дело не в бюджете, актерах или технике, а в самом духе фильма. «Дорога ярости» поразила аудиторию неудержимой кинетической энергией, передозировкой адреналина, которого Голливуду к тому моменту как раз стало не хватать. Это был неожиданный и отчаянный жест, рожденный в любви автора к своему герою.

«Фуриоса» больше похожа на расчетливый сиквел, сделанный с учетом успеха предыдущей картины и феминистских тенденций. Любимую героиню нового поколения зрителей, однорукую «императрицу Фуриосу», в «Дороге ярости» играла Шарлиз Терон; в приквеле роль исполнила вошедшая в моду Аня Тейлор-Джой (первая ее полноценная работа в блокбастере такого масштаба). Исполнено это с тщательностью и вниманием к деталям — почти немыслимыми для сегодняшнего студийного кино, — но без былого отчаянного вдохновения. 

Warner Bros. Pictures

Кратко введем в суть событий тех, кто не видел или забыл предыдущие фильмы, но намерен посмотреть этот. Далекое (или уже близкое, трудно разобраться) будущее, мир безлюдной пустыни после конца света. Кланы беспощадных боевиков на мотоциклах и прочем колесном транспорте сражаются за землю, власть и немногочисленные оставшиеся ресурсы. Ценнейшие из них — пища, вода и, естественно, топливо. 

В безмятежном оазисе, где строгие воительницы-амазонки установили матриархат, живет девочка по имени Фуриоса. Первые кадры показывают, как она — без мифологии никуда — срывает персик, видимо, запретный плод. Угрожающего вида мужчины на байках похищают ее. Зачем? Не вполне ясно: ведь главная их цель — рассказать своему лидеру, жестокому харизматику Дементусу (Крис Хемсворт с переделанным носом неузнаваем, но великолепен) о местонахождении земли обетованной, где много красивых женщин, воды и еды. Как раз похищение боевитого ребенка ставит миссию под угрозу, ведь за девочкой отправляется ее грозная мать с ружьем. Дороги в те благословенные края Дементус не найдет. Зато посадит Фуриосу в клетку и без спросу назначит своей наследницей. 

В дальнейшем — об этом известно из «Дороги ярости» — Фуриоса вырастет, натренируется, станет искусной воительницей и водительницей, поступив на службу к еще более жуткому военачальнику — смертельно-бледному тирану Несмертному Джо, чье лицо скрыто за черепообразной маской. Тот правит в Цитадели, которую вознамерился захватить со своей бандой Дементус. Но армия Джо натренирована лучше, чем вольные байкеры Дементуса. Придется тому захватить другую крепость — Бензогород, главный источник топлива в Пустошах. Теперь он будет торговать с Цитаделью, пока хрупкому миру не придет конец. Тут-то выросшая Фуриоса и примется мстить за все пережитое. 

Warner Bros. Pictures
Warner Bros. Pictures
Warner Bros. Pictures

Если вы найдете этот сюжет слегка шаблонным, то будете абсолютно правы. Миллера история волнует меньше всего: чем рудиментарнее, тем лучше. Тем более что катарсис и возвращение Фуриосы домой он уже показал в предыдущей картине. Деля свой новый эпос на главы-песни (в некоротком фильме их пять), он включает в каждую как минимум одну эффектную погоню, хореографией которой увлечен куда больше, чем прописанной в скрижалях и заведомо известной судьбой героини. Да, по ходу событий она должна потерять руку и заменить ее механической конечностью, но и это проходит почти незамеченным для зрителя. Тем более что даже под пытками Фуриоса предпочитает молчать. 


Ютьюб-шоу «Радио Долин» просит о помощи. Власти РФ запретили размещать рекламу у «иноагентов», и теперь команда проекта может рассчитывать только на зрителей. Все варианты, как поддержать шоу, — по этой ссылке.


То со смехом, то с осуждением пресса обсуждает новость о том, что все реплики главной героини уложились в тридцать строк (у Безумного Макса в исполнении Тома Харди в предыдущем фильме их было вдвое больше). Это объясняется довольно просто: Миллер решил вернуть кинематографу его аттракционную суть, которой разговоры только мешают. Чем симпатичнее режиссеру персонаж, тем реже он открывает рот. К финалу хочется пожалеть лишь о том, что реплики Фуриосы не сократили еще вдвое. Ее финальное объяснение со злодеем звучит, мягко говоря, неловко, как будто на нем настояли продюсеры, а Миллер из чувства протеста поручил эти страницы сценария искусственному интеллекту. 

Лучшее, что есть в «Фуриосе», — не бесплодные попытки обсудить вопросы мести, морали или светлого будущего человечества, а очаровательные подробности. В памяти застревают кровяная колбаса из человечины и плюшевый медвежонок — любимый талисман Дементуса, кастето-ноже-пистолет Фуриосы, татуировки на лице и теле мудреца-энциклопедиста Человека-Истории, золотой нос и торчащие из специальных прорезей в неожиданном костюме-тройке соски советника Несмертного Джо. 

Warner Bros. Pictures

Закадровый голос начинает менторски объяснять аудитории, почему человечество не может прожить без войн, и сразу думаешь о том, как искусственно и не страшно смотрится «сорокадневная война Пустошей» на фоне того, что мир переживает на самом деле. Когда же Фуриосу помпезно провозглашают «темнейшей из ангелов» и «пятой всадницей Апокалипсиса», картина Миллера окончательно переходит на территорию фильмов категории В. Это по-своему трогательно, но выводит «Фуриосу» в иную лигу, чем та же «Дюна», сравнения с которой неизбежны: опять далекое будущее человечества, повсеместная пустыня, жестокие мужчины и сильные женщины, маячащая на горизонте Аня Тейлор-Джой.

Впрочем, завышенные ожидания — проблема ожидающего, и ничья больше. Джордж Миллер снял, несомненно, уникальный и виртуозный фильм. В его вселенной Фуриоса лишь немногим моральнее и благороднее остальных воителей, но без нее пейзаж будущего был бы вовсе безнадежен. То же самое можно сказать и о «Фуриосе», приятно разнообразящей и оживляющей унылый ландшафт современных коммерческих франшиз.  

Еще одна пустыня, в которой побывала Аня Тейлор-Джой

«Дюна. Часть вторая» — Дени Вильнев вновь снял блокбастер года. Бесконечно грустный и величественный

Еще одна пустыня, в которой побывала Аня Тейлор-Джой

«Дюна. Часть вторая» — Дени Вильнев вновь снял блокбастер года. Бесконечно грустный и величественный

Антон Долин