Последний фильм о The Beatles не перевыпускали более 40 лет — и фанаты, и сами музыканты считали, что он слишком мрачный Теперь «Let It Be» вышел на Disney+ — и оказался совсем не грустным
В мае на платформе Disney+ появился последний фильм о The Beatles — «Let It Be» («Пусть будет так»). Последние 40 лет посмотреть его легально было практически невозможно — в отличие от других картин с участием музыкантов, его не выпускали на DVD и не публиковали на стриминговых сервисах. Картина и одноименный альбом вышли в 1970 году — тогда же The Beatles распалась. Из-за этого фильм заработал репутацию мрачного произведения о последних днях главной группы в истории поп-музыки. Но в обновленной версии 2024 года, выпущенной при участии режиссера предыдущей картины о The Beatles — «Get Back» — Питера Джексона, он смотрится совсем иначе. «Медуза» рассказывает историю создания и восстановления фильма «Let It Be».
«Let It Be» показывает, какими непростыми были отношения участников The Beatles в конце 1960-х
«Let It Be» снимали в январе 1969 года. Тогда The Beatles, к тому моменту более двух лет не дававшие концертов и работавшие только в студии, решили устроить живое шоу. Его планировали показать по телевидению и взять за основу для нового альбома. На проект заложили около месяца, поскольку в феврале начинались съемки фильма «Чудотворец» с Ринго Старром в одной из главных ролей. Несмотря на узкие временные рамки, музыканты решили не использовать материал с вышедшего только что двойного «Белого альбома» — таким образом, им предстояло подготовить за месяц около дюжины новых песен.
С начала января The Beatles стали ежедневно собираться в киностудии в Лондоне и играть в присутствии съемочной группы во главе с режиссером Майклом Линдсей-Хоггом, который до этого снял для них несколько клипов. Но творческий процесс, не похожий на их обычную рабочую рутину, шел не гладко — и уже через неделю Джордж Харрисон объявил, что уходит из группы. Его уговорили вернуться, но ради этого пришлось менять концепцию проекта: от идеи грандиозного шоу с телевизионной трансляцией отказались, а из отснятого материала решили сделать фильм.
Из неуютной киностудии музыканты переехали в подвал своего офиса, который приспособили для звукозаписи. По предложению Харрисона, The Beatles привлекли к работе американского клавишника Билли Престона, который был в Лондоне с гастролями; считается, что это заметно улучшило атмосферу в коллективе. Доведя до ума несколько песен, 30–31 января The Beatles исполнили их начисто перед камерами. Песни с более тяжелым звучанием они сыграли на крыше здания, где располагался офис (этот концерт, собравший на близлежащих улицах множество людей и прерванный полицией, вошел в историю как последнее публичное выступление The Beatles), а акустические и фортепьянные баллады сыграли в студии.
«Let It Be» показывает почти все эти события, кроме ухода Харрисона из группы: битлы разучивают новые песни, обсуждают аранжировки, ссорятся из-за того, как именно надо работать, периодически с удовольствием вспоминают старые рок-н-ролльные стандарты, а затем играют новые песни в студии и на крыше.
Когда группа распалась, фильм стал для публики и самих музыкантов грустным напоминанием о последних днях The Beatles
Фильм и альбом «Let It Be» вышли только в мае 1970 года. К тому моменту The Beatles успели записать и выпустить пластинку «Abbey Road», поссориться из-за кандидатуры нового менеджера — и начать по-настоящему распадаться: сперва Джон Леннон объявил коллегам, что уходит из группы, а затем и Пол Маккартни, выпуская свой первый сольный альбом «McCartney», сообщил в пресс-релизе, что в будущем не планирует работать с The Beatles. Это заявление, сделанное за несколько недель до выхода «Let It Be», пресса восприняла как объявление о распаде The Beatles.
Все это наложило сильный отпечаток на репутацию фильма — «Let It Be» стали воспринимать как документальное свидетельство конца группы, хотя в нем показаны события, случившиеся за год до реального распада. «Люди шли смотреть „Let It Be“ с грустью в сердце, думая: „Я никогда больше не увижу The Beatles вместе, я никогда больше не испытаю этой радости“. Из-за этого фильм воспринимался как нечто темное», — говорит режиссер Майкл Линдсей-Хогг. Такому отношению к картине способствовала и сцена, в которой Маккартни и Харрисон, обсуждая репетиционный процесс, выясняют отношения — этот по сути рабочий момент стал символом того, как сильно музыканты устали друг от друга к концу своего сотрудничества.
В то, что «Let It Be» показывает самое тяжелое время в истории группы, явно поверили и сами участники The Beatles — это тоже сказалось на судьбе картины. Хотя в начале 1980-х фильм издали на видеокассетах и Laserdisc (правда, в не очень хорошем качестве), перевыпуска на новейших форматах уже не последовало. В 2000-х фильм собирались издать на DVD (как и остальные картины с участием группы), но этого не произошло — как раз из-за того, что для участников The Beatles и их наследников «Let It Be» стал напоминанием о неприятных событиях.
При этом исследователи истории и творчества The Beatles давно говорили, что не стоит относиться к этому фильму так категорично. В их распоряжении оказались десятки часов звука, записанного во время съемок и позже опубликованного аудиопиратами. Так эксперты обнаружили, что январь 1969 года, который участники The Beatles вспоминали исключительно негативно, был невероятно продуктивным для них периодом: за этот месяц музыканты подготовили не только песни для «Let It Be», но и значительную часть материала для «Abbey Road» и своих последующих сольных альбомов. Кроме того, во время работы над фильмом музыканты не только спорили и занудно репетировали, но также веселились и плодотворно музицировали в свое удовольствие.
Питера Джексона вдохновили эти выводы исследователей — и он решил поучаствовать в реставрации «Let It Be»
Взгляды публики на заключительный этап в жизни The Beatles существенно изменились в 2021 году, когда на Disney+ вышел восьмичасовой фильм Питера Джексона «The Beatles: Get Back», смонтированный из материала, снятого в январе 1969 года Майклом Линдсей-Хоггом. Фильм Джексона наглядно показал (и режиссер не скрывал, что ставил перед собой такую задачу), что несмотря на конфликты и разногласия, музыканты по-прежнему были очень близки.
«Get Back» можно назвать фильмом о фильме «Let It Be». По словам Питера Джексона, переиздание картины 1970 года — логичное завершение его проекта: «На протяжении трех серий мы показывали, как Майкл [Линдсей-Хогг] и The Beatles снимают революционный документальный фильм — „Let It Be“ и есть этот фильм. Оба проекта поддерживают и усиливают друг друга: „Let It Be“ — это кульминация „Get Back“, а „Get Back“ дает необходимый контекст для „Let It Be“».
Роль Джексона в том, что последний фильм с участием битлов все-таки снова увидит свет, сложно переоценить: он не только выступал за переиздание картины, но и поручил реставрацию своей команде в студии Park Road Post Production — это пошло на пользу материалу. У оригинальной версии «Let It Be» неважное качество изображения: фильм сняли на 16-миллиметровую пленку, для выпуска в кинотеатрах перенесли с потерей качества на 35-миллиметровую, а для выпуска на VHS обрезали края кадра. В итоге картинка получилась очень темной и зернистой, и качество звука оставляло желать лучшего. После реставрации фильм стал гораздо четче, ярче и просто красивее, а диалоги, пересведенные с использованием нейросети, стали разборчивыми.
Теперь «Let It Be» совсем не кажется тем мрачным произведением, как о нем привыкли думать: напряженные моменты больше не ощущаются такими безнадежными, а веселые воспринимаются ярче, чем прежде. Эту перемену отмечают и рецензенты. Variety выпустил обзор под заголовком «Восстановленный и переизданный, битловский „Let It Be“ предстает тем полным радости фильм, которым он всегда и был». The Guardian отмечает, что атмосфера этого «якобы мрачного фильма» не так уж отличается от позитивного настроения джексоновского «Get Back». «[„Let It Be“] не обойденный вниманием шедевр и не провал, каким его считали The Beatles и критики. Этот фильм наконец получает то, что заслуживает», — сказано в рецензии.
«В первый раз фильм отвергли, потому что группа распалась. Люди думали, что это прощальный фильм. И с технической точки зрения он не был так хорош, как мы хотели. <…> И я чувствовал: „Они просто его не поняли“. Поэтому я хотел, чтобы он вышел снова и чтобы новые люди его увидели. И этот новый шанс приводит меня в восторг. Не всегда в жизни появляется второй шанс», — сказал Майкл Линдсей-Хогг Variety.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!